Кардинальная смена деятельности у жителей России происходит каждые 5 лет.
В ИА «Национальная Служба Новостей» на пресс-конференции «Дефицит кадров и сокращения в корпорациях: какие изменения ждет рынок труда в 2025 году?» член Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Светлана БЕССАРАБ отметила, что новые нацпроекты по кадрам направлены на понимание, кого учат в вузах и ссузах:
— Сегодня почти 38% специалистов готовятся по невостребованным специальностям. Особенно этим отличается, к сожалению, Северный Кавказ, где на основе платного обучения готовятся специалисты по экономике, юриспруденции, т.е. те, которые сегодня не востребованы на рынке труда. Я училась в институте с подругами с Северного Кавказа. Одна девочка говорила, что обучается в высшем учебном заведении просто для того, чтобы успешно выйти замуж.
Чтобы изменить сложившуюся ситуацию, сейчас происходит мониторинг рынка труда, запрашивается информация от компаний о потребности в кадрах на некоторое время вперед, оцениваются инвестиционные проекты. Кроме того, планируется переобучить тех, кто имеет невостребованную специальность. Преобразование ждет и систему среднего профессионального образования.
Светлана БЕССАРАБ предлагает повышать престижность рабочих профессий. Одним из методов она видит проведение конкурсов «Лучший по профессии».
HR-профайлер, основатель рекрутингового агентства «Unicorn Search» Дарья БАРКОВА отметила, что сегодня в стране наметился тренд на повышение эффективности труда:
— Изначально в России очень низкая производительность труда. А с помощью таких инструментов, как искусственный интеллект (ИИ), ее можно значительно поднять. Бытует мнение, что ИИ ослабляет критическое мышление, но на самом деле это не так. Айфоном можно, простите, и гвозди забивать, но можно использовать и иначе. Если человек хорошо понимает рамку результата, только в этом случае может сделать свою работу быстрее.
Дарья БАРКОВА рассказала про модель поведения NEET (Not in Education, Employment or Training), когда молодежь по разным причинам отказывается учиться, работать. В качестве яркого примера спикер назвала блогеров, которые мечтают за пару часов работы в неделю иметь высокий доход. Сейчас численность таких граждан в России оценивается в 12%, а прогноз составляет 30%. В европейских странах количество такой молодежи уже достигло 40%.
— Это связано с тем, что в развитых странах довольно большие социальные дотации (в Германии – 4 тыс. евро), и с ростом рантье – т.е. детей обеспеченных родителей, – пояснила Дарья БАРКОВА. – Непонятно, что с ними делать. Поэтому здесь важна корректировка стратегии со стороны HR, работодателей, внедрение профориентации. Ключевая опасность в том, что они умеют имитировать работу (и делают это прекрасно), у них могут быть отличные портфолио, топовые вузы, и они могут претендовать на большие должности, высокие зарплаты. Надо понимать, куда их встраивать. В Японии это уже возведено в ранг психического заболевания – люди получают дотации.
Она рассказала, что сегодня в среднем человек на одном месте работает 1,4–1,6 года, а кардинальная смена деятельности, профессии происходит каждые 5 лет. Те, кто работает по 15–20 лет на одном месте, как правило, относятся к другому поколению.
— Для работодателя будет красным флагом, если человек каждые два месяца менял работу, но также красным флагом станет ситуация, если он 6–10 лет стабильно выполнял одну и ту же функцию. Потому что сейчас спрос идет на кросс-функциональность, т.е. специалист должен развиваться и в соседних областях и понимать, как тикают похожие системы. Тем самым он будет ценнее для работодателя и эффективнее, – отметила Дарья БАРКОВА.
Она подчеркнула, что сегодня кадровый рынок – рынок соискателей, т.е. выбирают они. Это вынуждает работодателей меняться, трансформироваться. Но никто не отменял потребности рынка. В топе востребованных специальностей остаются рабочие профессии, IT-специалисты, правда, не всех профилей, и врачи.
Основатель центра подготовки и переподготовки кадров, HR-специалист Юлия ЦЫГАНКОВА привела данные исследований: более 60% специалистов увольняются из-за некомпетентного руководства. Она предложила работодателям подумать над этим. HR-специалист считает, что нормальной считается текучесть кадров 5–8%. Она привела цифры по молодежи: 70% не знает, чем хочет заниматься. Также отметила, что только 30% российских компаний ведут работу с персоналом.
Отвечая на вопрос о заработных платах, Татьяна БЕССАРАБ заметила, что такого колоссального их роста, как в 2024 году, скорее всего уже не будет:
— По оценкам Росстата, у нас на начало 2025 года средняя зарплата была 100 тыс. рублей. Мы понимаем, что есть регионы, серьезно отстающие по заработной плате, есть существенно превышающие за счет северных коэффициентов, превалирования нефтяных, газовых отраслей. Но средняя заработная плата дает нам сориентироваться, что же нас ждет. Скорее всего с учетом высоких процентных ставок подогретости экономики мы не будем наблюдать, а значит, не произойдет такого роста заработной платы. Вместе с тем тренд задан: МРОТ повышен почти на 17%. И это дает ощущение безопасности по доходам населения, по крайней мере, на какой-то период пока инфляция не будет разгоняться.
Сегодня, по словам Светланы БЕССАРАБ, в стране работает более 7 млн пенсионеров. С 2016 года количество работающих пенсионеров сократилось, поскольку не проводилась индексация пенсий.
— Но с этого года по поручению Президента РФ все без исключения пенсионеры получают индексацию – и работающие, и неработающие. И государство планирует часть шагов, чтобы оставить пенсионеров в экономике. К 2030 году мы ожидаем, что с рынка уйдет порядка 8 млн работающих. Это пенсионеры. А придет более 3 млн молодежи. Значит, нам необходимо на какой-то период времени обеспечить стабильность рынка труда и исключить кадровый дефицит именно за счет работающих пенсионеров, – наметила задачи государственной кадровой политики Светлана БЕССАРАБ.
Она подчеркнула, что пенсионерам выгоднее не начинать получать пенсию при достижении возраста, а продолжать работать, тогда их пенсионные выплаты увеличатся до 40%.
Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 25 февраля 2025 года.
Стоп-кадр © телетрансляция nsn.fm