Омские предприниматели рассказали студентам про то, как построили дело со своими супругами.
В ОмГТУ состоялся в феврале круглый стол на тему «Свой бизнес от нуля до вершин», организованный Комиссией по наставничеству омского отделения «ОПОРЫ РОССИИ». Представляем читателям выступление на этом мероприятии Виктора ЗУЕВА, сооснователя швейного производства «BONkombinezon»:
- Наш с женой бренд «BONkombinezon» родился из потребности супруги гулять с двумя детьми. У нас два мальчика – на тот момент им было три и полгода. Причем очень активные: одного оденешь, второй уже разделся. К тому же Оля жаловалась, что ей неудобно в своей одежде нагибаться к санкам, к коляске – то спина оголится, то, наоборот, вспотела вся. Она нашла в известной соцсети себе зимний комбинезон, но стоил он 25 тысяч рублей. Я тогда работал в найме, и зарплата у меня была 75 тысяч. По бюджету покупка не прошла: все-таки треть нашего бюджета – а у нас двое детей, ипотека, и хочется остаться независимыми от родителей. Желанный комбинезон купили в марте, когда у бренда была распродажа, и это оказался… просто мешок с руками и ногами. Оля предложила доработать модель. Просто уму непостижимо, на что способны женщины в декрете!
Чтоб вы понимали, ни я, ни Оля никакого отношения к пошиву никогда не имели: мы оба окончили СибАДИ – жена, в частности, училась на проектировщика зданий. Еще в студенчестве мы на балконе поставили лазер: я выпиливал коробки, а Оля собирала в них подарочные наборы – это было небольшое подспорье в семейный бюджет. Так что небольшой опыт предпринимательства у нас все-таки был. Так вот, в итоге Оля нашла швей и совместно они получили нормальный комбинезон. Тогда я работал директором по развитию, и у меня был опыт взаимодействия с бизнесом: я понял, что мы реально сможем на этом заработать.
Мы не знали, как назвать бренд. Оля позвонила своей сестре, рассказала про идею Don Kombinezon. Та ослышалась: «Bon Kombinezon?». Эта версия нам даже больше понравилась: bon по-французски «хороший». Простые созвучность и непонимание родили название бренда. К тому же оказалось, что домен занят не был, а это очень важно.
На декретные 200 тысяч рублей мы отшили 20 комбинезонов, выложили их летом на страничке нашей мастерской подарков. Я продолжал работать в найме, Оля – в роли мамы в декрете. Уже в сентябре нам написала женщина ростом 186 см из Владивостока. У нас не было не то что такого комбинезона, даже подходящего куска ткани, чтобы сшить под ее запрос. Но вы не поверите, именно тогда начался закладываться фундамент уникальности нашего бренда. Сейчас у нас 33 размера комбинезонов – вся возможная размерная сетка. Практически нет ни одного бренда в России, который мог бы похвастать тем же.
Уже в первый год работы – без заемных денег, только на декретные! – сделали выручку 1,7 млн рублей. Брали у клиентов предоплату – половину стоимости заказа, закупали ткани, отдавали в работу, фотографировали продукт. Когда вторая половина оплаты поступала, отправляли комбинезон по почте. Я это к тому, что бизнес можно делать без займов, на деньги клиента, доверяющего вам, понимающего продукт, который вы ему продаете. Иногда это называется дебиторская задолженность, или отсрочка.
Вначале мы шили на аутсорсе у разных швей, без всяких стандартов и лекал, очень с большими погрешностями. В какой-то момент собрали свою первую швейную команду из семи человек – нас перестали устраивать объемы выработки. Тогда как раз наступила пандемия, которая заставила всех людей из внешнего мира взаимодействия, где они ходили, гуляли, развлекались, куда-то ездили, уйти в телефон. А телефон – это там… где есть мы!
Наша реклама в соцсетях сработала. Вместо того чтобы потерять продажи, мы с апреля 2020-го до марта 2021-го переживали их подъем – люди не знали, что делать с деньгами, как себя порадовать, как себя развлечь. Эти заработанные деньги позволили нам выйти на новый масштаб развития. Точно говорю: когда на рынке происходит как будто бы что-то плохое, где-то открывается новая возможность заработать.
При этом зайдя на «Авито», я обнаружил наш комбинезон! Сделанный по нашим лекалам, но произведенный не под нашим брендом. Понятно, что автором был кто-то из наших бывших работников. Это первый звоночек, напоминающий о том, что все, что вы изобрели, надо защищать. Потому что любую информацию, которую вы добывали своим трудом, тратили свои силы и время, кто-то может скопировать достаточно просто. Именно тогда мы начали патентовать все свои разработки.
На том же «Авито» однажды я увидел объявление об аренде… помещения, в котором мы сидим. 300 кв.м, 20 человек в найме, шьем комбинезоны днем и ночью, в том числе летом. Как вы понимаете, у нас не офис, когда на следующий же день можно вывезти компьютеры. У нас швейное оборудование, много материалов, портновских принадлежностей. Это был второй мой урок: нельзя организовывать производство в съемных помещениях! С 2021-го мы покупаем помещения. Сейчас у нас 2000 кв.м: большая фабрика на Карла Маркса, поменьше на Комкова. К чему я это все говорю? К тому, что жизнь часто нам подкидывает истории, которые не попадают в поле нашего зрения, но только когда это происходит, ты понимаешь зачем.
Мы всегда смотрим продукт через клиента, чего он хочет. Потому что если ориентироваться на эгоизм дизайнера, продукт развивается не так, как нужно предпринимателю. Есть, конечно, инфлюенсеры, которые задают тренды, но в нашем сегменте все-таки важна обратная связь. У нас она хорошо налажена, ведь мы много продаем через соцсети. Смотрим на фотографии, как одежда сидит на покупателях, отзываемся на любые замечания, постоянно пересматриваем базовую конструкцию, дотачиваем ее. Есть фасон комбинезона, которому уже четыре года, но каждое полугодие мы его подправляем – то посадку, то форму, то длину рукава, то проймы. Очень много переделок происходит именно по запросу клиентов. История «я создала, и это все захотят» не работает сейчас. Теперь огромная конкуренция и нет дефицита одежды.
С точки зрения производства у нас не масс-маркет – это самое важное. У нас 75 сотрудников, 45 из них швеи, то есть мы работаем как огромное ателье. Я не хочу произвести тысячу комбинезонов в каком-то размере, продать из них 50, а 950 положить неликвидом на склад. Как раз из-за такого подхода, балансируя с правильными размерами, с правильными фасонами мы можем поставлять на рынок самые оборачиваемые продукты. Комбинезоны – наш локомотивный продукт, но на самом деле мы создаем много летней, повседневной женской одежды.
Несмотря на то, что у нас достаточно большая компания, я лично знаю каждую швею, мы легко подходим друг к другу, общаемся. Может, это и тормозит наше предприятие, но в плане взаимодействия и сплоченности наш коллектив в разы сильнее, чем любой другой, где есть иерархия и нет возможности дотянуться до руководства.
У предпринимателя нет вершин – есть путь только вверх. В бизнесе не бывает такого, что ты добился всего и теперь почиваешь на лаврах. Так делает либо выгоревший человек, либо не предприниматель по натуре. У настоящего предпринимателя всегда есть желание развиваться. У меня точно есть! Я сейчас заканчиваю программу обучения в «Сколково» – очень много интересного узнаю. И честно скажу, не знаю ни одного предпринимателя в своем окружении кто бы сказал: я все знаю, все умею, мне хватает знаний.
Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 25 февраля 2025 года.
Фото © Максим КАРМАЕВ