Все рубрики
В Омске суббота, 20 Июля
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 88,0206    € 96,0371

«У нас — уникальная область: южный берег северного термального моря. Знаете, сколько в Тюмени термальных комплексов? Более двадцати. А в Омске ни одного!»

4 ноября 2023 10:30
4
3911

Региональный туризм обнажает главные проблемы Омской области. 

В конференц-зале центра «Мой бизнес» состоялся круглый стол «Перспективы развития внутреннего туризма в Омской области».

Четвертый фокус

Модератор дискуссии, председатель Омской «ОПОРЫ РОССИИ» Александр ДЕРЯБИН отметил, что до 2020 года объем рынка выездного туризма в России (то есть за пределы страны) составлял, по самым скромным оценкам, порядка 25 миллиардов долларов в год:

– Теперь эти средства постепенно перераспределяются. С 2019 года рост выручки внутреннего туризма – порядка 50%. В 2022 году, по данным Минэкономразвития, внутри нашей страны было куплено 73 миллиона туров. К 2030 году ожидается рост до 140 миллионов туров в год – практически двукратный. Поэтому, безусловно, эта история интересна с точки зрения бизнеса. Около 60% туриндустрии – малый и средний бизнес.

ДЕРЯБИН напомнил, что губернатор Омской области Виталий ХОЦЕНКО назвал внутренний туризм четвертым фокусом развития региона – наряду с промышленностью, сельским хозяйством и логистикой. В частности, планируется увеличить количество рейсов из северных регионов страны, чтобы люди могли летать к нам на маршрут выходного дня. ДЕРЯБИН добавил, что ведется ремонт дорог Омск–Муромцево–Седельниково, Называевск–Тюкалинск–Большие Уки. На одной из стратегических сессий по перезагрузке Агентства развития и инвестиций Омской области была поставлена задача создать хоть один туристический кластер в регионе – концепция должна появиться к концу следующего года.

Также будет создан новый мастер-план Омской агломерации и города Тары, который даст ответ на вопрос, куда можно встроить туристическую инфраструктуру.

Заместитель министра культуры Омской области Светлана БАКУЛИНА отметила, что на начало 2023 года наш регион насчитывал 122 организаций, занятых в туризме, а на текущий момент уже 192: 9 турфирм, которые занимаются туроператорской деятельностью, 182 турагента, 154 юридических лица и 38 индивидуальных предпринимателей. Чиновница отметила, что они активно занимаются аттестацией экскурсоводов – это обязательное требование с 1 июля 2024 года:

– В 2022 году спрос на услуги омских турфирм по сравнению с 2021-м вырос в 2,9 раза касаемо путешествий внутри страны и на 30% в зарубежных направлениях. Ими воспользовались 195 тысяч граждан, оборот турпродукта вырос на 42,9% по сравнению с 2021 годом и составил 3,3 миллиарда рублей. Лидерами по посещаемости продолжают оставаться Омская область (88,8%), Краснодарский край (5,4%), Алтайский край (1,5%), Кемеровская область (1%). Зарубежными турами воспользовались 29,7 тысяч человек (58 стран). В 2020 году было реализовано 214 региональных турпакетов, в 2021-м уже 2515, а в 2022-м – 2956 турпакетов.

БАКУЛИНА подчеркнула, что для развития туризма в регионе необходимо строительство  гостиниц, многофункциональных комплексов, обновление существующих отелей, а в региональных маршрутах стоит сделать акцент на межмуниципальное взаимодействие:

– Сегодня нами представлены 10 основных туров по Омской области и межрегиональные, в частности, с посещением районов Омской и Тюменской областей. Если еще года 3-4 назад туроператоры сомневались, что нужны маршруты по омскому региону, то сегодня в эту историю включено большинство из них. С целью продвижения и популяризации туристических маршрутов и объектов в регионе открыто 6 туристских информационных пунктов: в Таре, Тюкалинске, Калачинске, Большеречье, Муромцево, а главный находится в Омске.

Безвозвратные деньги

Что касается малого и среднего бизнеса, наш регион получил 92 миллиона на развитие турбаз и глэмпинга: в 2023 году новые места размещения откроются на базе активного отдыха «Владимиростров» и в глэмпинге «На полях» Омского района, в 2024 году – в комплексе «Зеленое небо» и мобильной туристической кемпинг-площадке «Розовка-хутор». Заявки на 2025 год предприниматели могут подать на сайте Минэкономразвития РФ, региональный минкульт готов помочь с их формированием.

– Суммы серьезные: выдаются и 18, и 20, и даже 40 миллионов рублей. Это ведь безвозвратные деньги? – уточнил ДЕРЯБИН. «Это субсидии, да, но с условием того, что половину средств в проект вложит сам инвестор», – ответила БАКУЛИНА.

Первый заместитель министра экономики Омской области Денис КУШНЕР напомнил о субсидиях Минэкономики до 0,5 миллиона социальным предпринимателем и молодым предпринимателем до 25 лет. А Омский региональный фонд микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства выдает займы до 5 миллионов рублей по ставке от 2 до 8%:

– У нас есть четыре туристических проекта, которые получали такие займы – в Тюкалинском районе, в Крутинском, в Красном Яре сейчас предприниматель достраивает гостиничный комплекс с бассейном на берегу Иртыша. «Серебряный берег» в Муромцево – тоже наш клиент. Вы видели, что была повышена ключевая ставка, соответственно, наш фонд предоставляет деньги на самых выгодных условиях, которые существуют сегодня на рынке.

Есть грантовая программа по линии Минсельхоза, по которой можно получить до 10 миллионов рублей на организацию объекта агротуризма. В прошлом году этой мерой поддержки воспользовались проекты в Большеуковском районе, Муромцевском и Саргатском, в этом году к ним подключился и Кормиловский район.

Что касается очень крупных проектов, по словам КУШНЕРА, власти готовы помочь с предоставлением земельных участков без торгов: по такому пути пошли омские отели 50/60 и Cosmos. Объекты емкостью более 100 мест размещения гостей освобождаются от налога на имущество, для них субсидируется из федерального бюджета процентная ставка в крупнейших банках.

Ничего конкретного

С места поднялся генеральный директор ООО «Источник» Сергей БОМБИН, развивающий  Сrownwell Park Ника. Еще два года назад он подготовил проект уникального термального комплекса стоимостью более 0,5 миллиарда рублей, в который уже вложено 300 миллионов. Однако чиновники никак не способствуют его реализации, хотя необходимо лишь договориться о внятных условиях аренды земельного участка. По словам БОМБИНА, генеральный директор АО «Агентство развития и инвестиций Омской области» Евгений КОВТУН прямо заявил, что не занимался и не собирается заниматься решением этих вопросов:

– Два года все службы молчат и не дают ясных ответов. А вы говорите о развитии туризма! У нас действительно уникальная область: южный берег северного термального моря. Знаете, сколько в Тюмени термальных комплексов? Более двадцати. А в Омске ни одного! Мы и вышли с этим предложением, но оно никому не нужно.

БАКУЛИНА признала, что проект комплекса есть в недрах Минкульта. Но действительно, как и отмечал БОМБИН, ничего конкретного по сути не сказала, только пообещала очередную встречу. Предприниматель без особой надежды кивнул и покинул зал.

Выступление оказалось как никогда в тему: следом к видеосвязи подключился директор Агентства туризма и продвижения Тюменской области Дмитрий ПУХОВ. Он рассказал, естественно, про термальные курорты – их визитную карточку, тематические, промышленные, сельские, рождественские и еще много какие туры, сетку сформированных маршрутов для самостоятельных путешествий, включая Тобольское направление. Спикер отметил, что была проведена полноценная ревизия всего что есть в регионе, оцифровано и упаковано в единую экосистему. Кстати, все это действительно стильно сверстано на сайте по визиту Тюмени, на котором подключен сервис по поиску билетов, есть подборки местных заведений общепита, санаториев и достопримечательностей, магазинов, где можно купить сувениры и гостинцы, афиша событий и многое другое – положа руку на сердце, нам и правда есть на что равняться. Тюмень не стесняется заявлять о себе на всю Россию, брендируя все, что можно: от исторической архитектуры до местной кухни.

Руководитель гостиного дома «Серебряный берег» Марина РОДЕНКО заявила о низкой рентабельности гостиничного бизнеса в связи с его сезонностью:

– Все видят сформированный туристический поток в августе, в июле, но никто не видит, как мы выживаем в октябре, в ноябре, в марте, в апреле. На сегодняшнюю дату у нас занят всего один номер, туристов нет. Каким-то образом нужно формировать этот поток за счет региональных мероприятий.

РОДЕНКО также пожаловалась на очень высокие тарифы ресурсоснабжающих организаций: из-за отсутствия центрального водоснабжения приходится тратить огромные средства на электричество – до полумиллиона рублей в год: «У нас тариф на уровне производственников – 9 рублей за киловатт».

Проблемы схожи

Высказывались и другие управляющие баз отдыха Омской области, но проблемы были схожи: плохое качество воды, дорог, высокие тарифы ЖКХ, отсутствие стержневых мероприятий в регионе. Виктор и Ксения ФЕДОРОВЫ, владельцы лицензированного частного зоопарка «Вилла», выразили неудовольствие тем, что до сих пор не включены в омскую туристическую карту: проект самостоятельно существует семь лет, суммарные вложения составляют 18-20 миллионов рублей. Предприниматели очень хотят, чтобы их заметили. И это, пожалуй, главная мысль всего мероприятия.

Решено создать рабочую группу из участников состоявшегося круглого стола – представителей бизнеса и чиновников, а уже ее силами собрать выдвинутые предложения воедино и представить региональной власти.

Фото © Максим КАРМАЕВ

Ранее репортаж был доступен только в бумажной версии газеты «Коммерческие вести» от 11 октября 2023 года.



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
ох, ах! 23 ноября 2023 в 10:31:
ФЗ передал функции по управлению туризма в МЭРТ еще несколько лет назад, у нас же на региональном уровне одна самодеятельность в сфере управления серьезной сферой экономики, а мизерные средства «размазываются» по статьям и программам.
Первым делом распустить 5 ноября 2023 в 13:37:
Распустить все эти министерства, ведь они все подменяют функции управления статистики (собирают и приукрашивают данные). Предприниматели сами все разовьют (Бомбин уже развил). И только тогда можно будет создавать министерства (а точнее отделы в администрации области) с нуля, и с главной функцией — помогать бизнесу и обслуживать его интересы (решать вопросы с госорганами по аренде и т.п.). Главным критерием оценки работы вновь созданных отделов должна стать удовлетворенность бизнеса из работой. Каждый квартал проводить анкетирование предпринимателей и собирать оценки. Дайте предпринимателям разбогатеть (не отдельно взятым, с капиталом от приватизации, а всем остальным). Базис определяет надстройку.
киви 4 ноября 2023 в 18:43:
Надо реставрировать исторические памятники в области. чтобы было хоть что посмотреть.
Светлана 4 ноября 2023 в 12:09:
Что Бомбин с его термальным комплексом, что владельцы зоопарка «Вилла» наглядно показывают неспособность чиновников что-либо делать. Позорище
Показать все комментарии (4)

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.