Клиентам мы даем возможность заказать, допустим, кастрюлю борща, килограмм плова, авторские блюда, вместо того чтобы самим стоять у плиты или заказывать кучу контейнеров из ресторана.
В ноябре в Омском конгресс-холле состоялась конференция RestoConf, собравшая 150 рестораторов, которые обсудили темы командообразования, мотивации, управления и франчайзинга. На площадке выступили спикеры из Тюмени, Новосибирска, Красноярска и Омска. Предлагаем выступление на этой конференции основателя тюменской сети TESLA BURGER Владислава ДЖУРОВИЧА:
— Я запустил проект TESLA BURGER в 18 лет – это был 2013 год. С 16 лет работал в общепите, а в 17, когда был на своей второй родине в Сербии и увидел там популярные сербские бургеры, задумал открыть подобное в Тюмени. Хотел открыть стационарный формат быстрого питания, но, к сожалению, не мог найти помещение, и у меня чертовски не хватало денег: как бы я ни считал, понимал, что на ресторан мне точно надо не меньше миллиона рублей. В итоге мы запустились за 500 тысяч рублей как ресторан доставки: часть денег отложил, работая официантом и барменом, 150 тысяч занял у знакомых (потом отдал 450 тысяч, потому что вернул не вовремя), у друга 20 тысяч, у бабушки 30, у всех понемногу.
Тесла бургеры
Рядом с нами открывались доставки роллов и быстро выходили на выручку 1-1,5 млн рублей, а мы несколько лет работали с оборотом 300-600 тысяч рублей и никак не могли пробить потолок. Очень сложное было начало: в 2014 году, чтобы сотрудникам зарплаты платить и продукты покупать, сам принимал заказы, сам готовил, сам отвозил – буквально жил на работе. Но меня не покидало желание открыть полноценный ресторан TESLA BURGER, как я изначально хотел.
В 2015 году взял в аренду фудтрак. Начало ноября было теплым, и мы работали с прибылью с первых дней, но всю зиму были в жестком минусе, покрывали расходы за счет доставки. В марте произошло замыкание, фудтрак, который стоил 1,5 млн рублей и стоял на Цветном бульваре (то есть в самом центре города по аналогии с Соборной площадью в Омске) загорелся. Про это писали во всех новостях: «На Масленицу в Тюмени вместо чучела сожгли фудтрак».
В 2016 году я открыл стационарный ресторан в центре Тюмени – планировал потратить около 3 млн, а потратил 1,5 млн. Любой ресторатор вам скажет, что на площади 190 кв. м это почти нереально. Но там был кофешоп, поэтому мы где-то использовали их плитку, где-то их кондиционер, вытяжку. Очень экономно зашел. Денег не было, потому что я вытаскивал часть денег из оборота, банки кредиты не давали. Я пришел в Инвестиционное агентство Тюменской области, но с меня потребовали залог – попросил бабушку выписаться из ее квартиры. Квартиру оценили, но вместо 2 млн рублей дали 680 тысяч. Остальные деньги я взял у взрослых знакомых предпринимателей по договорам займа.
Отдавал долго: несмотря на то, что продажи были хорошие, мы абсолютно оказались не готовы к такой работе – опыта не было, команда слабенькая, я был слабенький. В сезонный спад мы ушли в глубочайший минус, и моя задолженность выросла до 4 с лишним млн: арендодатель выставил наше помещение на сдачу другим арендаторам, от поставщиков приезжали бандиты. Но я отвечал: если я закроюсь, вы вообще ничего не получите, а если продолжу работать, то смогу начать возвращать.
Тяжелая школа позволила нам сделать ресторан очень эффективным. В 2017 году мы сильно приросли по выручке – с оборота в 700 тысяч до 2,4 млн, вышли на прибыль. Команда была небольшой, так что рентабельность оказалась приличной. В 2019 году, когда я открыл уже третий ресторан, с TESLA BURGER случилась болезнь роста. У нас очень сильно выросли косты, мы допустили ряд ошибок, вынуждены были перевести один из ресторанов на другую локацию, потеряв на этом деньги. А 31 декабря в центральном ресторане произошло короткое замыкание, случился сильный пожар. 20 дней мы его восстанавливали – пропустили все праздники, на которых всегда хорошие продажи.
Затем пришел черный лебедь под названием ковид, в марте объявили локдаун. Я уже, как сейчас помню, был эмоционально готов к тому, чтобы закрыть из четырех ресторанов два, а то и три. Но свою роль сыграло то, что мы и начинали с доставки. Благодарен своей команде, которая активизировалась, да и я сильно погрузился, чтобы вытащить проект – и мы отработали на очень хорошую прибыль, летом продали франшизу в Тобольск. И если 2020 год начинали еле живые с четырьмя ресторанами, то уверенно закончили с девятью ресторанами, добившись определенных рекордов по своим показателям. В конце 2022 года у нас было уже 16 ресторанов в шести городах. В рамках управляющей компании у нас есть фабрика-кухня, которая готовит заготовки для всех ресторанов, отправляет их в другие города: мы сами производим до 80% ингредиентов – выпекаем булочки, делаем фарш, соусы.
В этом году мы закрыли две точки и я передал управление TESLA BURGER команде. Примерно 10-20% времени по-прежнему уделяю компании: встречаюсь с руководителями, отслеживаю ключевые метрики, отчеты о прибылях и убытках, движении денежных средств. Я принял решение, что мы должны все усилия направить на то, чтобы расти не количественно, а качественно, сделать так, чтобы каждый наш ресторан делал определенный прирост к прошлому году – процентов 25-30 выручки. Провели больший ребрендинг – перешли из сегмента fast food в fast casual. Начали обновлять рестораны, упаковку, взяли бренд-шефа, стали плотно работать над сервисом, вкладываться в обучение персонала.
Повар на связи
В 2018 году у меня была мысль, связанная с направлением готовой еды, потому что я жил на окраине Тюмени и мне реально негде было поесть. Я думал, было бы круто, будь у нас на районе фабрика-кухня и магазин с экспресс-доставкой за 15 минут. В 2019-м я был на бизнес-экскурсии во «ВкусВилле» и спросил у основателя компании Андрея КРИВЕНКО, что он думает по этому поводу. Он ответил, что весь ритейл скоро пойдет в этом направлении, а у них в сети уже есть холодильники с готовой едой. Теперь у меня мысль сделать «Повар на связи» – Uber в мире еды.
«Повар на связи» – сервис, где домашние повара и кондитеры, фермеры могут продавать свою продукцию, автоматизировать свою работу. Мы хотим формировать рынок самозанятых изготовителей для того, чтобы у каждого имеющего талант готовить была возможность на этом зарабатывать – не через соцсети, а специализированный сервис, который будет удобнее, прозрачнее, в чем-то выгоднее. И опять же потребители могли заказывать еду у поваров, которые, к примеру, живут в вашем жилом комплексе. Наверняка каждый из вас заходил в подъезд и чувствовал, как вкусно пахнет из какой-то квартиры. Я вот думал, почему я не могу купить еды у своей же соседки?
Если в TESLA BURGER я единственный собственник, то, изучив рынок IT, понял, что в таком стартапе, как «Повар на связи» нужны венчурные инвестиции. Первые инвесторы вкладывали миллион рублей, получая 1% от стартапа. Но с этого лета, получив твердые результаты, мы закрыли проект по оценке 150 млн рублей. В проект как инвестор, бизнес-ангел, вошел основатель сети ресторанов быстрого питания «Додо Пицца» Федор ОВЧИННИКОВ.
Сегодня формируем доверие к сервису, увеличиваем количество позиций, количество клиентов, вкладываем деньги в разработку. Тестируем, чтобы домашние повара, которых у нас примерно 10-15%, могли предлагать то, что они готовят, в своем районе. Клиентам мы даем возможность заказать, допустим, кастрюлю борща, килограмм плова, авторские блюда, вместо того чтобы самим стоять у плиты или заказывать кучу контейнеров из ресторана. В дальнейшем хотим, чтобы с помощью нажатия буквально одной кнопки в телефоне одни могли предложить то, что они готовят, другие – разобрать блюда. Эдакий фудшеринг, мы выступаем как маркетплейс. У нас порядка 8 способов монетизации в перспективе, пока пробуем взимать комиссию с каждого заказа, гарантируя безопасность сделки всем сторонам. Тестируем жизнеспособность сервиса в Тюмени, потом будем масштабироваться по стране.
Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты "Коммерческие вести" от 22 ноября 2023 года.
Фото © Максим КАРМАЕВ.