По неполным данным, в концлагерях Омска содержалось около 14 тысяч военнопленных германской и австро-венгерской армий.
В Центре изучения истории Гражданской войны прошла презентация нового научно-справочного издания «Военнопленные Первой мировой войны: межфондовый именной указатель к метрическим книгам храмов Омского региона (1914–1920 гг.)». Справочник был подготовлен коллективом сотрудников Исторического архива Омской области. Он посвящен весьма любопытной и еще не полностью изученной странице жизни Омского Прииртышья. Это военнопленные – бывшие солдаты и офицеры германской и австро-венгерской армий, попавшие в русский плен в годы Первой мировой войны и содержавшиеся в военных концлагерях в Омске. Как утверждают ученые, наш город в те годы стал одним из мест массового содержания военнопленных. По документам военнопленных в Омске насчитывалось не менее 14 тысяч человек. Национальный состав пленных был очень пестрым: немцы, австрийцы, чехи, словаки, поляки, русины, румыны, венгры, хорваты, сербы, итальянцы, евреи.
Открыла презентацию издания директор Исторического архива Омской области Людмила Александровна ЧЕКАЛИНА. Она рассказала о важности той кропотливой научной работы, которую ведут сотрудники вверенного ей учреждения, делая информацию доступной для исследователей. Людмила ЧЕКАЛИНА особо подчеркнула:
«В 2017 году был подготовлен поисковый справочник, посвященный бывшим белым офицерам, жившим в советской России. В 2020 году вышел в свет мартиролог о жертвах Гражданской войны. Новым изданием мы продолжаем книжную серию «Открытый архив». Этот сборник посвящен военнопленным Первой мировой войны».
Вот серия справочников вышедшие в последние годы.
Презентацией издания омские историки-архивисты продолжают тематический цикл мероприятий, приуроченных к 110-й годовщине начала Первой мировой войны. О новом издании собравшимся рассказал руководитель Центра изучения истории Гражданской войны Исторического архива Омской области, доцент ОмГТУ, кандидат исторических наук Дмитрий Игоревич ПЕТИН. Он выступил ответственным составителем и научным редактором справочника, подготовил к нему пояснительное предисловие. Далее приводим с сокращениями выступление Дмитрия ПЕТИНА:
«Необходимость подготовки издания пришла чисто из практики архивной работы. Мне и моим коллегам не раз доводилось исполнять запросы потомков военнопленных Первой мировой войны. Сегодня эти люди живут во всех уголках мира. Есть они в Омской области. Но нередко поиск таких сведений по семейной истории был крайне затруднен. В Историческом архиве Омской области имеются документы о пребывании на омской земле военнопленных Первой мировой войны. Они рассредоточены в ряде фондов, но полнота информации в них весьма неоднородна. Изучая литературу о нахождении в Омске военнопленных Первой мировой войны (а написано по этому вопросу немало, здесь преуспел наш земляк Анатолий Николаевич ТАЛАПИН и другие), я обратил внимание, что из поля зрения историков фактически выпал такой комплекс источников, как церковные актовые записи. А между тем сохранность метрических книг храмов весьма неплохая. В них велись записи с 1914 года по 1917 год. Хотя актовые записи формализованные и немногословные, они являются ценными источниками. Но подчас церковные актовые записи достаточно информативны. Поэтому и было решено использовать их как основу для подготовки нового справочного издания».
В Историческом архиве Омской области актовые записи хранятся в архивных фондах Омской духовной консистории, Омского католического костела, Омской лютеранской церкви, Омской синагоги. В них содержатся сведения о более чем трех тысячах военнопленных. Важно учесть, что все церковные метрические книги в Историческом архиве Омской области отсканированы и не имеют ограничений при использовании и выдаче. А имея на руках такой справочник с полным архивным шифром к документу об искомой персоналии, поиск можно произвести достаточно быстро.
Во время выступления ПЕТИНА на экране были показаны слайды в виде таблиц. Особо лектор заострил внимание на таблицах, составленных по церковным актовым записям.
Далее Дмитрий ПЕТИН продолжил:
«Первые упоминания о военнопленных в метрических книгах храмов Омска мы находим уже в сентябре 1914 года, то есть сразу по прибытии первых партий этих людей. Значительная часть актовых записей конца 1914 года по 1915 год свидетельствует о смертности среди военнопленных. Во многих городах Сибири в тот период свирепствовали тиф и другие заразные заболевания, массово унося жизни россиян. Военнопленные не стали исключением из той печальной тенденции эпохи. Этот факт подтверждают метрические книги. Большое количество умерших в Омске военнопленных было похоронено на военном участке Шепелевского кладбища».
Во время показа на экране таблиц Дмитрий Игоревич отметил:
«С мая 1915 года в Омске стала набирать обороты совершенно иная тенденция. Пленные славяне – это главным образом, чехи, русины и поляки – были католиками и униатами. И вдруг они начали массово принимать православие».
Принятие православной веры проходило в Успенском кафедральном соборе и в Богородице-Братской церкви.
Большую роль в принятии православной веры военнопленными сыграл омский владыка Сильвестр. Он лично проводил групповые обряды.
Что же подталкивало военнопленных принимать православие? Дмитрий ПЕТИН пояснил:
«Это было связано, с одной стороны, со стремлением военнопленных облегчить условия своего содержания. С другой стороны, причиной активного взаимодействия с этими иностранными подданными российских властей стала государственная политика, когда через Русскую Православную Церковь, распространявшую веру, у пленных формировали положительное отношение к России. Это в определенном смысле дало свои результаты. Вслед за переходами в православие нередким явлением было венчание военнопленных с россиянками и последующее рождение в браке детей. В духовной жизни региона военнопленные были достаточно заметны. Те, кто принял православную веру, выступали в качестве поручителей при венчании, при крещении детей. В этих ролях они оказывались не только у своих соотечественников, но и у омичей».
В именной указатель попали только те данные, которые помогут идентифицировать военнопленного при поиске, а также найти нужный документ. Дмитрий Игоревич отметил:
«Это фамилии, имена, отчества, хотя они не всегда указаны в источниках. В основном это даты составления актовых записей, характер события. В ряде случаев в документах могут быть указаны возраст военнопленных на момент составления актовых записей, конфессиональные и этнические принадлежности, характер их занятий и места проживания до войны».
Судьбы военнопленных Первой мировой войны складывались по-разному. Кто-то стал участником Гражданской войны в России, кто-то выбрал сторону белых или красных, сложил голову. Были и те, кто обрел в плену новую родину и тихо жил как обыватель. Перебрались в сельскую местность, женились, обзавелись сельскими хозяйствами. Случалось и такое, что бывшие военнопленные уже в 1920-е годы возвращались к себе домой на родину, бросали при этом созданные в России семьи.
Приводим один документ, который подтверждает, что военнопленный чех-католик Владимир Винклер принял православие. Впоследствии его имя стало широко известно как имя талантливого скульптора. Однако мало кто знает, что его первоначально звали Францем.
Подготовка издания стала трудоемким делом и заняла два года. Над книгой трудились сотрудники Исторического архива Омской области: Наталия Андреевна АКСЕНОВА, Мария Сергеевна ГЕННЕБЕРГ, Дмитрий Игоревич ПЕТИН, Максим Максимович СТЕЛЬМАК, Ирина Владимировна ФЕДОТОВА, Олеся Анатольевна ФИЛИНОВИЧ, Наталья Святославовна ХРАПОВА, Аксиния Александровна ШМОНДЕНКО.
Новая книга уже вызвала заметный интерес у историков, генеалогов и краеведов. К примеру, доктор исторических наук, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ОАБИИ (Омский филиал Военной академии материально-технического обеспечения имени А.В. Хрулева), профессор кафедры «История, философия и социальные коммуникации» ОмГТУ Алексей Владимирович СУШКО отметил:
«После завершения государственной кампании масштабных мероприятий, проводимых в России к 100-летию начала Первой мировой войны в 2014 году, интерес отечественных исследователей к «Великой войне» существенно уменьшился. На этом фоне вышедший в свет указатель является актуальной для исторической науки книгой, позволяющей приращивать знание о Первой мировой войне. Значимость издания для практики несомненна. Отмечая ценность книги и перспективы ее использования, скажу следующее. Среди историков сегодня популярна военная антропология. Она направлена на изучение человека на войне в различных ситуациях и в том числе в плену. Представленный в сборнике материал о военнопленных Первой мировой войны, оказавшихся в Омске, может стать основой для исследования их биографий. Книга закладывает основу для написания коллективного портрета военнослужащих германской и австро-венгерской армий. Указатель дает обширный материал к осмыслению гуманизма в ходе Первой мировой войны. Исходя из сведений, приводимых в справочнике и вступительной статье к нему, очевидно, что военнопленные достаточно свободно проживали в Омске. Они ходили в храмы, устанавливали контакты с местным населением и даже обзаводились семьями. Для сравнения, в годы Второй мировой войны такое гуманное существование людей, попавших в плен, было просто немыслимо».
СУШКО резюмировал:
«Гуманитарные науки сейчас активно изучают проблему идентичности. И в этом вопросе книга будет полезна историкам. В ней есть богатейший материал для изучения проявлений идентичности содержавшихся в Сибири военнопленных. Прежде всего, это касается религиозной и национальной сфер. Одной из перспектив здесь может быть изучение проявления данных аспектов среди русинов и украинцев. Их идентичности не были статичны, эти военнопленные в зависимости от политической ситуации в Сибири идентифицировали себя – то в качестве русинов, то в качестве украинцев. Труды омских историков-архивистов заслуживают высокой похвалы. Поздравляю со столь нужной книгой и желаю новых достижений!»
Прокомментировала выход издания в свет и заведующая кафедрой отечественной истории, социологии и политологии Омского государственного университета имени Ф.М. Достоевского, кандидат исторических наук Марина Александровна МАМОНТОВА:
«Издание содержит интересное предисловие, которое знакомит читателя с ролью военнопленных в омском регионе в годы Первой мировой и Гражданских войн. В нем представлена аналитическая таблица по количеству военнопленных, перешедших в православие, вступивших в брак, ставших отцом ребенка. Также показатели в таблице наводят на размышления. Например, о причинах высокой смертности иностранных военнопленных 1915 году (762 человека), в 1916 году (541 человек). Интересны и мотивы заключения брака в сложный период Гражданской войны в 1918 году (225 человек). Притягивают внимание историков судьбы некоторых военнопленных. Например, Ильхмана Николая Александровича, который дважды с 1914 года по 1917 год был крестным отцом новорожденных. Позже он вступил в брак (1917) и стал отцом родившегося в браке ребенка. Также судьба военнопленного Михаила Яковлевича Попадюка перешедшего в православие. Он вступил в брак с православной омичкой (1917) и стал отцом двух детей».
В дискуссии выступили начальник архивного управления Министерства культуры Омской области, кандидат исторических наук Галина Ивановна РАСТЯГАЕВА, доцент кафедры отечественной истории, социологии и политологии Омского государственного университета имени Ф.М. Достоевского, кандидат исторических наук Владимир Леонидович КОЖЕВИН.
Фото © Алексей ОЗЕРОВ