Все рубрики
В Омске воскресенье, 22 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 102,3438    € 106,5444

На сцене так, а в жизни по-другому: открытое письмо авторам спектакля «Магнит» в Омском государственном академическом театре драмы

1 апреля 2024 10:54
3
2739

Искусство перестает быть искусством, когда вымысел превращается в ложь. 

— Здравствуйте, уважаемые коллеги по творческому цеху!

Надеемся, к вам можно так обратиться. Нет, конечно, мы не одного поля ягоды. Вы – служители Мельпомены, мы – журналисты – поклоняемся Его Величеству Факту. Тем не менее, и вы, и мы занимаемся созданием образов. Работая на одной «сцене», мы не должны забывать о границах, которые разделяют вымысел и правду. Вот здесь как раз и вышла загвоздка.

Не так давно в вашем театре поставили спектакль-мюзикл «Магнит» (премьеру, как мы знаем, увидели зрители Екатеринбурга. Возможно, других городов тоже). В афише театра указано, что авторство идеи принадлежит композитору, аранжировщику, художнику по свету Тарасу МИХАЛЕВСКОМУ (Москва); драматургия — Алексею МИХАЛЕВСКОМУ (Москва);  режиссером-постановщиком является Николай МИХАЛЕВСКИЙ. Авторы спектакля постарались подчеркнуть в его названии географическую привязку – «Омская история».

Реальные места действия, реальные персонажи… По сути, вы подчеркиваете правдивость, документальность истории. Идея, бесспорно, хорошая и выигрышная для драматического театра. Омский зритель этим явно не избалован. Но — осторожно! Этот путь может быть заминирован.

Нам, отдавшим омской прессе десятки неспокойных лет своей жизни, это хорошо известно. Нередко приходилось сдерживать перья в стремлении рассказать «незабываемо» о том, что волнует — радует или возмущает. Меткие эпитеты, крылатые фразы, убийственного рода замечания, все порой летело к чертям собачьим, в урну, поскольку мы понимали, что имеем дело с реальными событиями. С живыми людьми. И здесь часто действует врачебное правило: не навреди. Вот в какие сферы вы, собственно, вслед за нами вступили. И что же получилось?

Вы попытались представить талантливого поэта как гонимого, отверженного. На него давят все – власти, семья, профессиональное сообщество. Последнее должно б ценить, да не ценило. Наоборот, старалось вставлять палки в колеса и отталкивало.

Вот перед нами сцена с двумя растяжками, на которых большими буквами написан адрес издания, в котором, очевидно, поэта подвергали наибольшей обструкции: «Редакция газеты «Молодой сибиряк». 4-й этаж».

Да, действительно, 4-й этаж Дома печати по улице Маркса, 39 — это наша молодежная редакция, в которой мы все в разное время отработали и считаем, что просто обязаны вступиться за любимую газету и рассказать, как все происходило на самом деле.

КУТИЛОВА в «Молодом сибиряке» не только принимали, ему еще и наливали. Если бы вы дали себе чуть больше труда покопаться в истории, вы бы наверняка узнали, что тот же преданный друг и библиограф КУТИЛОВА, омский писатель Геннадий ВЕЛИКОСЕЛЬСКИЙ — вы не раз упоминаете его имя в афише-буклете спектакля — вел в «Молодом сибиряке» юмористическую страничку «Веселящаяся единица». Он утверждал, что «Молодежка» была единственной редакцией, где поэт, несмотря на свою эпатажность, часто бывал (чего греха таить, и выпивал и, случалось, даже ночевал). И на страницах издания как раз стихи поэта печатали (что-то не припоминаем, чтобы в вашем театре, где сегодня восхваляют его талант, это имя прежде звучало).

В 70-е-80-е в редакции работало немало если не друзей, то хороших приятелей поэта. Это были отличные ребята, профессионалы. В молодежной газете другие не задерживались (кстати, в ваших кругах их имена так же хорошо известны и, насколько мы знаем, почитаемы). И это они, по вашему мнению, могли презирать поэта? Не здороваться и отворачивать носы при встрече? И это им вы устами главного героя бросаете обвинения: «Воруют и за свое выдают»?!

Если вы это серьезно, тогда приведите факты. Не прикрывайтесь художественным вымыслом. В привязке к конкретным событиям, людям это выглядит не гиперболой, а оскорблением и даже клеветой.

В вашем спектакле, на наш взгляд, все вылилось через край. Стремясь показать запредельную степень неприятия МАГНИТА журналистским сообществом, вы доходите до откровенной подтасовки фактов. Вот, скажем, история с гонорарами, которые, якобы, КУТИЛОВУ спускали с четвертого этажа на веревке. Яркий эпизод, ничего не скажешь. Только в жизни все было не так. А было, как в старом фильме «Афоня». КУТИЛОВ, у которого «трубы горели», кричал снизу одному из сотрудников редакции: «кинь рубль». Деньги, завернутые в бумажку (чтобы ветром не унесло), он подбирал и отправлялся, не обращая внимания на поток машин, к магазину, именуемому в народе «Черным» (а гонорары, как и всем внештатным авторам, ему выдавали через кассу  или доставляли почтовым переводом)…

Если честно, своим спектаклем вы нас не только возмутили, но и озадачили. Мы пытались понять, почему именно «Молодой сибиряк» представлен вами в столь неприглядном свете, ведь это одна из старейших в Омске газет (ее истоки, напомним, уходят в 1920-е годы прошлого столетия). Коллектив здесь работал замечательный, хорохористый и даже где-то хулиганистый. Кстати, нелишне напомнить, что спектакль начинается песней «Я люблю эти омские улицы», автором стихов которой является Михаил СИЛЬВАНОВИЧ (ныне покойный), бывший в те времена редактором газеты, которую вы так жестоко высмеиваете. «Молодой сибиряк», пожалуй, меньше других изданий играл в поддавки с властями. На одном из капустников с подмостков вашего же драматического театра звучали такие стихи:

Говорят, у «Молодежки» отказали тормоза.

А вы думали: газета – на веревочке коза?!

Объясняется все, на наш взгляд, просто. Другие газеты тех лет  - такие, как «Вечерний Омск» и «Омская правда» —  и сегодня находятся на плаву, случись что, призовут к ответу. «Молодого сибиряка» уже нет. Он не пережил финансовых трудностей и прекратил свое существование после развала страны. Но это не значит, что можно порочить его имя. Живы люди, которые не хотят, чтобы устраивались пляски на костях. Просто потому что так кому-то весело. 

Подвести итог сказанному можно было бы стихами МАГНИТА, ради которого все вами было затеяно

… Режиссер на бумаге

проектирует мост –

от искусственной влаги

до неистовых слез…

 

Разгадает! Расценит!

Поддраконит актрис… -

И Джульетты на сцене

будут плакать на бис…

 

Ах, транзисторы

здорово свищут!

Здоровей

соловья и чижа…

 

Только сей

синтетической пищи

не приемлет

живая душа.

Искусство перестает быть искусством, когда вымысел превращается в ложь.

На сем – оставайтесь с миром. В ладах со зрителем и своей совестью.

 

Сотрудники «Молодого сибиряка:

Сергей АЛЕКСЕЕНКО — с 1978 по 1981 г.

Валерий БЕЛЯЕВ – с 1978 по 1982 г.

Ирина ВАСИЛЬЕВА (САПОЖНИКОВА) — с 1969 по 1971 и с 1973 по 1976 г.

Елена КОНЮХОВА – с 1972 по 1976 г. (внештатный автор)

Андрей КОТЕЛЕВСКИЙ – с 1986 по 1992 г.

Ирина КРАЕВСКАЯ (КОРОВЯКИНА) — с 1982 по 1992 г.

Галина ТАТАРИНОВА – с 1975 по 1978 г.

Ирина ФЕЛЬКЕР (КОЗУЛИНА) – с 1977 по 1991 г.

Фото © Омский академический театр драмы. 



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
Кеша 9 апреля 2024 в 15:24:
"«Зритель 1 апреля 2024 в 14:10:Обиделись на некоторый художественный вымысел стареющие идиоты!»" — Судя по всему, пишет идиот в полном расцвете сил. Ну-ну,. Из какого сценария вылез?
Зритель 1 апреля 2024 в 14:10:
Обиделись на некоторый художественный вымысел стареющие идиоты! И вообще, прикидываются теперь белыми и пушистыми, а небось так же плясали под дуду власти, как и все.
Андрей 1 апреля 2024 в 11:20:
Спасибо журналистам за откровенность. Спектакль,сам по себе,получился очень сильным,что редкость на сцене Омской драмы в последнее время. Поэтому,вдвойне интересно узнать факты от первых лиц про жизнь несомненно талантливого омского поэта.
Показать все комментарии (3)

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.