Премьера состоялась в Международный день театра.
27 марта Академический театр драмы пригласил омичей на премьеру спектакля «С вечера до полудня» (16+) по пьесе Виктора РОЗОВА. В начале 1970-х эта пьеса уже ставилась здесь режиссером Артуром ХАЙКИНЫМ. Сегодня за нее взялся молодой режиссер из Москвы Филипп ГУРЕВИЧ. И зрители, особенно те, кто видели предыдущую постановку, с нетерпением ждали, каким же получится новый спектакль. Было понятно, что у него будет совсем другой язык, но вот проблемы героев оказались вполне близки современным людям.
«С вечера до полудня» – зарисовка из жизни московской семьи, живущей в престижной высотке в центре столицы. Силуэт высотки в спектакле иронично обрисован на заднике светящейся линией. Глава семьи писатель Андрей Константинович Жарков испытывает творческий кризис. Он понимает, что его новый роман о большой стройке не задался, и срывает раздражение на близких. Комплекс неудачника переживает и его сын Ким, хотя старается не признаваться в этом даже себе. Еще недавно он был успешным спортсменом, а сейчас тренирует подростков в Доме пионеров. Кроме того, Ким сильно боится, что его бывшая жена Алла увезет их сына Альберта в Бразилию, где живет с новым мужем-дипломатом. Ситуация усугубляется тем, что Альберту исполнилось шестнадцать, и диктовать ему свою волю отец больше не может. Незамужняя сестра Кима Нина несколько лет назад пережила личную драму: ее предал любимый человек, из-за чего она пыталась покончить с собой. Вечером, с которого начинается пьеса, этот человек, Лева Груздев, окажется на пороге их квартиры, просясь на ночлег: приехал из новосибирского Академгородка, а мест в гостиницах нет. Буквально следом Ким узнает о приезде Аллы. Надежды, отчаяние, противостояние жизненных позиций сплетаются в запутанный клубок.
Пьеса РОЗОВА – это бытовая драма, спектакль же сделан в стилистике постмодернизма. Для постановщика важно не время и место, а действие. Вместо реальной квартиры на сцене условное пространство, напоминающее пляж с белым песком (художник Ольга СУСЛОВА). Справа здесь длинный деревянный шезлонг, о котором Нина (Кристина ЛАПШИНА) говорит как о диване. Посередине старая обзорная вышка, с которой, словно с трибуны, читает свой роман Андрей Константинович (Михаил ОКУНЕВ). В левой части сцены – остов железной кровати, территория Кима (Артем КУКУШКИН), прокрустово ложе его принципов, убеждений, заблуждений, с которыми он подходит к людям как с меркой. Все эти условности не выхолащивают чувства, где-то даже обостряют их. Герои часто кричат от внутренней боли, как животные в зоопарке за окном, которым «за ночь наснятся их джунгли, саванны, прерии», а просыпаются они вновь в той же клетке.
Костюмы персонажей также не привязаны к конкретному времени, они эклектичные и очень говорящие. Нина в своем платье с накрахмаленной юбкой, ажурных чулках и перчатках выглядит хрупкой фарфоровой куклой. Инфантильность Альберта (Алексей КАЛМЫКОВ) подчеркивается его аккуратной рубашечкой с галстуком, разноцветной прической. Он единственный ребенок в доме, поэтому всегда был «главной игрушкой». На Леве (Степан ДВОРЯНКИН) – щегольской жокейский костюм. «Всадник» – презрительно называет таких, как он, то есть карьеристов и эгоистов, Ким. Оказаться в седле (буквально: фигура лошади – еще один элемент сценического оформления) тут, впрочем, пытаются все мужчины, но попытки по большей части нелепы и неуклюжи.
В спектакле едва ли не главным становится персонаж, которого нет в пьесе, но о котором говорят. Это жена Жаркова, мать Нины и Кима Валентина Семеновна (Ирина ГЕРАСИМОВА), умершая год назад. Она зачитывает ремарки, произносит отдельные реплики, в том числе реплики Аллы, которая так и не появляется на сцене. О Валентине Васильевне говорят, что на ней держалась гармония дома, сейчас он постепенно приходит в запустение. Незримая для домочадцев, она и теперь, кажется, пытается объединять семью, но все же уходит, потому что им надо учиться жить самостоятельно, потому что каждому сейчас нужно принять какое-то важное решение, избавиться от страха перед будущим и перестать жить прошлым. Понимание этого приходит к героям в тот короткий период – с вечера до полудня.
Фото © Андрей КУДРЯВЦЕВ (Омский академический театр драмы)