Публикуемый документ утвержден сегодня, 9 апреля, Координационным советом Омского областного Союза предпринимателей.
В конце текущего года заканчивается действие пониженных ставок для предпринимателей, применяющих в Омской области упрощенную систему налогообложения (УСН). Принятие 25 мая 2020 года Закона Омской области от 25.05.2020 № 2270-ОЗ «Об установлении налоговых ставок для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения», а впоследствии Закона Омской области от 18.02.2022 № 2468-ОЗ «О внесении изменений в Закон Омской области "Об установлении налоговых ставок для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения"» было направлено на преодоление последствий пандемийного периода.
Меры, направленные на восстановление отраслей экономики области после сокращения потребительского рынка, привели к росту многих региональных отраслей и стали катализатором роста региональной экономики в целом!!!
Этой же позиции придерживается и Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Омской области Ю.В. ГЕРАСИМЕНКО, в докладе которого за 2023 год отмечено:
«Несмотря на пониженные ставки по УСН получена положительная динамика поступлений по УСН субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – МСП)».
По данным его отчета, от пониженных ставок для Омской области был получен комплексный синергетический эффект.
1. Рост численности МСП:
• по количеству субъектов МСП (в 2021 году – рост на 1,3%, в 2022 году – на 0,8%);
• по количеству налогоплательщиков, применяющих УСН (в 2021 году – рост на 22%, в 2022 году – на 1,2%).
2. Рост трудовой занятости:
• по числу занятых у субъектов МСП (в 2022 году прирост на 4,0%);
• кроме того, все работники «бывших» плательщиков ЕНВД в 2021 году сохранили свои рабочие места.
3. Рост налоговых поступлений в консолидированный бюджет Омской области (это так называемые собственные доходы региона):
По информации УФНС по Омской области:
«По данным статистической налоговой отчетности по форме 5-УСН, общая сумма доходов, отраженных в декларациях по УСН всеми налогоплательщиками Омской области за 2022 год, превысила аналогичный показатель 2021 года на 8,7%. Применительно к налогоплательщикам, исчислившим налог по пониженным ставкам, прирост декларируемых доходов за 2022 год по отношению к 2021 году составил: по лицам, воспользовавшихся преференцией в 2021 году, – 2,4%; по лицам, воспользовавшихся преференцией в 2022 году – 17,6%».
По данным доклада Уполномоченного по защите прав предпринимателей Омской области Ю.В. ГЕРАСИМЕНКО:
«По налоговым поступлениям от субъектов МСП на льготном режиме УСН в 2021 году прирост составил 21,6%, в 2022 году – 16,2%. По итогам 2022 года поступления в консолидированный бюджет Омской области от УСН увеличились на 2,5 млрд рублей или на 53,3% к уровню 2019 года (до начала действия пониженных ставок по УСН).
Кроме того, доля поступлений от УСН в общем объеме налоговых доходов консолидированного бюджета Омской области, по итогам 2021 года составила 6%, что соответствует «допандемийному» уровню (в 2019 году – 6,1%).
По итогам января – июня 2023 года прирост по УСН составил 14,5% к уровню аналогичного периода 2022 года.
По итогам 2022 года доля поступлений от УСН выросла еще на 0,6 процентных пункта к уровню 2021 года;
Также при переходе на иные режимы налогообложения «бывшие» плательщики ЕНВД в 2021 году заплатили в консолидированный бюджет Омской области 1503 млн рублей, при этом в 2020 году поступления от ЕНВД составили 774 млн рублей. Соответственно, прирост поступлений от отмены ЕНВД и переход на пониженные ставки МСП составил 954 млн рублей».
4. Пониженные ставки по УСН позволили провести «бесшовный» переход плательщиков единого налога на вмененный доход (далее – ЕНВД) на иные системы налогообложения и сохранить для большинства из них регистрации на территории Омской области.
По данным УФНС по Омской области, в 2021 году пониженными ставками воспользовалось 10,2 тыс. налогоплательщиков (в 2020 году – 2,3 тыс.), из которых порядка 65% – «бывшие» плательщики ЕНВД.
Стимулирование перехода на УСН позволило повысить «раскрываемость» реальных доходов плательщиков ЕНВД.
В случае неустановления пониженных ставок по УСН «бывшие» плательщики ЕНВД перешли бы в большей степени на ПСН или ушли «в тень». В связи с тем, что платежи по патентной системе налогообложения уплачиваются от базовой доходности, также как по единому налогу на вмененный доход, сумма поступлений по патентной системе налогообложения сложилась бы в существенно в меньшем объеме.
5. Сохранение регистрации субъектов МСП и привлечение субъектов МСП с других регионов РФ.
Пониженные ставки по УСН фактически сохранили регистрацию субъектов МСП и их доходы для регионального бюджета.
Кроме того, Закон по пониженным ставкам УСН привлек субъекты МСП с других регионов РФ.
Так, по данным УФНС по Омской области «в налоговых органах Омской области за период с 17.02.2022 по 15.08.2023 встали на учет в связи с изменением места нахождения организаций (места жительства индивидуальных предпринимателей) 293 налогоплательщика (69 ЮЛ, 224 ИП), из которых 213 (33 ЮЛ, 180 ИП) применяют УСН («пришли» в Омскую область в 2022 году – 137, в 2023 году – 76 субъектов).
Отмечаем также, что пониженные ставки стали мотиватором сохранения регистрации в Омске для компаний, которые зарегистрированы в Омске, но ведут деятельность в других регионах. Логично, что они платят НДФЛ, по месту деятельности, но УСН, по месту регистрации. Отмена пониженных ставок закономерно приведет эту категорию омского бизнеса к перерегистрации в регионы основной деятельности. И потерю этой категории налогоплательщиков для регионального бюджета также нельзя не учитывать.
Одной из мер, направленных на увеличение доходов регионального бюджета при сохранении льготных ставок по УСН, может стать распространение льгот на налогоплательщиков, обеспечивающих уровень зарплаты не нижет среднестатистического в регионе по отрасли. Это дает существенные плюсы для бюджета:
1. Подобный опыт уже имеется по общей системе налогообложения (ОСН) в виде деятельности «общественное питание» (проект обеления бизнеса1) и зарекомендовал себя положительно, недополученные налоги компенсируются налогами на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) в связи с возросшими зарплатами.
2. Льгота не просто дает преференции определенным ОКВЭДам, а подталкивает предпринимателей к обелению бизнеса и повышению уровня оплаты труда сотрудников, что увеличивает НДФЛ, уплаченный в региональный и местный бюджеты и компенсирует сумму предоставленных льгот.
3. Фактически, реагируя на просьбы предпринимателей по смягчению режима УСН, бюджет получает компенсацию в виде выросших поступлений от НДФЛ.
Отмена после 2024 года пониженных ставок по УСН чревата для региона следующими негативными последствиями:
1. Увеличение оттока налогоплательщиков из региона в другие регионы страны (при сохранении пониженных ставок возможно приостановление оттока и перемещение в Омскую область нерезидентов).
Тенденция переезда населения из региона идет параллельно перерегистрации бизнеса. И отрицательное сальдо притока-оттока фиксируется стабильно на протяжении последних лет.
Так, по данным УФНС по Омской области если «за период с 17.02.2022 по 15.08.2023 встали на учет в связи с изменением места нахождения организаций (места жительства индивидуальных предпринимателей) 293 налогоплательщика, то в 2022 году и за истекший период 2023 года «выбыли» в связи с изменением места нахождения организаций (места жительства индивидуальных предпринимателей) на другой регион из Омской области 913 налогоплательщиков.
В настоящее время большое количество субъектов РФ используют пониженные ставки по УСН для субъектов МСП как способ привлечения в свою финансовую систему налоговых нерезидентов из других регионов РФ и соответственно расширения доходной базы регионального бюджета. Это, в частности, Бурятия, Удмуртия, Мордовия, Мурманская область, Тюменская область и другие. Часть регионов (Новосибирская область и др.) столкнувшиеся с оттоком налогоплательщиков УСН в другие регионы планируют в ближайшее время пониженные ставки у себя ввести.
С точки зрения межрегиональной конкуренции действия по отмене пониженных ставок либо сокращению видов деятельности существенно понизят конкурентные позиции Омского региона и отразятся в том числе на его инвестиционной привлекательности.
2. Прекращение деятельности ряда организаций бизнеса (в «красную» зону попадают организации общепита, торговли и проч.).
3. Уход в тень части регионального бизнеса (пониженные ставки привели к «обелению» регионального бизнеса).
Увеличение оттока регионального капитала в другие регионы РФ, в том числе за счет экспансии компаний из других регионов в экономику области. В какой-то степени отток населения из региона связан, в том числе и с тенденциями ухода регионального бизнеса из региона, а чужому бизнесу Омск как площадка долгосрочных вложений интересен только как объект выкачивания денежных средств в регионы базирования их центральных офисов. Прекращение пролонгации приведет к постановке в неравные конкурентные условия омских предпринимателей с предпринимателями соседних регионов, инвестиционный и финансово-кредитный капитал территорий которых обеспечит им лидирующие позиции на омском рынке и повлечет разрушение и отток омского предпринимательского потенциала. По аналогии с фразой «Кто не хочет кормить свою армию, тот будет кормить чужую» – «кто не хочет вкладывать деньги в собственный бизнес будет кормить чужой (иногородний»). И здесь актуальность политики бизнес-патриотизма для региона не пустой звук, а вполне осязаемая тенденция стагнации и деградации регионального бизнеса, которая сегодня уже проявляется зримо. Если раньше в Омск потоком заходили компании из Екатеринбурга, то теперь география поменялась на Ростов и другие города при наличии в регионе своих предпринимателей, которые в состоянии осваивать региональный рынок.
4. Сокращение региональных частных источников инвестиций, в том числе от увеличения собственных накоплений от пониженных ставок в экономику области.
5. Снижение жизненного уровня омичей за счет традиционной политики оплаты труда иногородних компаний на уровне нижней региональной планки фонда оплаты труда по отраслям.
С нашей точки зрения бухгалтерский подход не применим к экономической стратегии развития региона, так как он не учитывает очень большое количество взаимоообусловленных факторов роста регионального народно-хозяйственного комплекса. Вследствие этого использование в качестве основного аргумента отмены пониженных ставок ссылки на «выпадающие доходы» в высшей степени некорректно.
Вот, в частности, как оценил фактор выпадающих доходов от УСН Уполномоченный по защите прав предпринимателей Омской области Ю.В. ГЕРАСИМЕНКО:
«Выпадающие доходы бюджета, рассчитанные по методике УФНС, превышают фактические выпадающие доходы в среднем в 1,7 раза. Это обусловлено тем, что при расчете выпадающих УФНС не учитывается право налогоплательщиков снижать исчисленную сумму налога по УСН на сумму страховых взносов. Таким образом, выпадающие по УСН в 2022 году не могут составлять 5,3 млрд рублей, а в действительности составляют ориентировочно 3,1 млрд рублей».
С высокой долей вероятности мы прогнозируем пролонгацию и территориальное расширение применения пониженных ставок по УСН в целом ряде субъектов Российской Федерации. Вследствие действия менее привлекательных условий по УСН в Омской области создадутся неравные территориальные условия для Омских налогоплательщиков, что усугубит тенденцию роста отрицательного сальдо притока и оттока налогоплательщиков регионального бюджета и негативно скажется на привлекательности региона в целом.
В противовес этому, региональный эффект от пониженных ставок, как было уже подчеркнуто выше, порождает источник собственных инвестиционных вложений, создает рабочие места и в конечном итоге приводит к росту налоговых поступлений по НДФЛ, которые в т.ч. формируют бюджет региона.
Пролонгация пониженных ставок на среднесрочный период (от 3 до 5 лет) позволила бы субъектам МСП более точно спрогнозировать перспективы дальнейшего осуществления деятельности и стимулировать приток новых налогоплательщиков на территорию Омской области.
РОО «Омский областной Союз предпринимателей» считает необходимым и востребованным:
• сохранить льготные ставки УСН на период еще не менее 3 лет;
• рассмотреть возможность введения дифференцированной (прогрессивной) шкалы ставок для отдельных ОКВэД (47, 49);
• сформулировать систему оценки льгот и ежегодно/ежеквартально публично подводить итоги действия пониженных ставок.
С нашей точки зрения пролонгация обоюдно выгодна как предпринимателям, так и власти, что неоднократно озвучивалось на встрече с Губернатором Омской области, на рабочих встречах представителей экономического блока Правительства Омской области с руководителями бизнес-объединений, в средствах массовой информации, а также в методических материалах научно-экономической направленности.
Многочисленные представители малого и среднего предпринимательства Омской области ожидают положительного решения по данному вопросу. Эта законодательная новация принесет важный синергетический эффект для региона и увеличит количество субъектов предпринимательской деятельности.
__________