Все рубрики
В Омске вторник, 5 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 97,5499    € 106,1426

Иван БЕЛАНОВ, «Автобан»: «Стоимость автомобилей, ввезенных физлицами, вырастет на 15-25 %, приблизившись к стоимости автомобилей, ввезенных через официальных дистрибьюторов»

13 апреля 2024 12:30
0
2094

«PROАвто» — автомобильная колонка «Коммерческих вестей». 

— С первого апреля усложнились правила ввоза автомобилей в Россию: власти давно намеревались выровнять условия таможенного оформления в странах Евразийского экономического союза. Теперь физические лица будут обязаны ввозить автомобили либо напрямую через российскую таможню, естественно, с уплатой всех акцизов, налогов и ставок, либо через страны Таможенного союза, то есть Киргизию, Казахстан, Армению и Белоруссию, но тогда с доначислением платежей в пользу утилизационного сбора. По общим расчетам аналитиков, из-за этого стоимость автомобилей, ввезенных физлицами, вырастет на 15-25 %, приблизившись к стоимости автомобилей, ввезенных через официальных дистрибьюторов.

Пока что совокупные таможенные пошлины составляют в среднем 48 %. В Киргизии и Белоруссии нет акцизов, в Белоруссии льготная в 0 % ставка НДС на транспортное средство для физического лица, а в Киргизии НДС 12 % (не 20 % как в России), так что растамаживать автомобили там, безусловно, выгоднее – экономия составляет примерно 15-20 % от стоимости автомобиля.

Понимание того, что подобные перемены неизбежны, было у игроков рынка уже в феврале, поскольку были даны соответствующие поручения правительству на разработку проекта и на изучение вопроса. Соответственно, сразу начали расти цены на автомобили, особенно на самые популярные модели, ввозимые через Киргизию и Белоруссию, – они прибавили в среднем от 5 до 10 %. Заявки в любом случае идут туда в огромном количестве. Обработать все не получится – нет подходящих складов для хранения, нет оборотов, нет инвестиций. Объем перевезенных в марте машин вряд ли увеличился больше чем на 20-30 %.

Однако главный результат не в подорожании, а в существенном сокращении ввоза: предложений новых автомобилей на рынке станет гораздо меньше. Клиенты ожидаемо вернутся в дилерские центры, для чего все это и затевалось, ведь дилеры и дистрибьюторы страдали от ввоза физлицами, не добирая объемы продаж. Особенно это заметно у китайских производителей, чья продукция будет только наращивать популярность. Так что теперь у дилеров, у дистрибьюторов будут приобретаться автомобили с полноценной гарантией, с проверенными адаптированными комплектациями и по рекомендованной цене. Разумеется, полного перетока не произойдет, поскольку в связи с ограничением предложений повысится и средний чек на автомобиль – дилеры не упустят возможности поднять цены.

Усложняет ситуацию и ограничение, действующее с 24 февраля, по ввозу автомобилей из Южной Кореи с объемом двигателей более двух литров: под эту категорию попали почти все корейские кроссоверы. В прошлом году почти аналогичный запрет – объем двигателя более 1,9 литра – коснулся и японцев.

Увеличится давление на вторичный рынок, которое и так серьезно чувствовалось весь прошлый год. Гарантийные, постгарантийные, пяти-семилетние автомобили пользуются повышенным спросом в России последние полгода, потому что нет возможности купить новый корейский, японский, европейский автомобиль. К тому же спрос стимулирует весна. По статистике Автостата, желание приобрести автомобиль у россиян, по опросам, увеличилось в три раза: если в 2022 году об этом заявляли лишь 10% респондентов, то сейчас почти 30% рассматривают в этом году покупку машины. Средний срок владения автомобилем в РФ сейчас составляет 6,8 года – это очень много. В современных странах такого почти нет, машины меняют гораздо чаще: не реже чем раз в три года. Парк российских автомобилей стареет особенно стремительными темпами.

И так как давление на вторичный рынок будет лишь нарастать, а ввоз автомобилей с пробегом практически остановился – ввозят лишь очень дорогие, люксовые модели – цены повысятся и здесь. На повышение цен рынок всегда активно реагирует: можно и свою машину дороже продать, и получить более широкий выбор для себя. Если рассматривать актуальный ассортимент автомобилей с пробегом в Омске, то выбор и на сайтах, и в классифайдах достаточно бедный.

Найти достойный автомобиль у физического лица достаточно тяжело (долго или дорого), в салонах официальных дилеров и профессиональных игроков ситуация обстоит лучше: автомобили привозят из других регионов, из-за спада спроса в зимние месяцы склады еще заполнены. Так что есть достаточно интересные предложения, иногда даже дешевле, чем у физических лиц. Тем более там можно и поторговаться, и обеспечить себе гарантии, и проверки, и получить кредит, и оформить обмен. В определенной ценовой категории можно выбрать не один-два варианта, а десять или больше автомобилей.

Сейчас нет явно выраженной тенденции по приоритетности марок, моделей у клиентов, большинство приходит просто с определенной суммой денег и в этом диапазоне подбирает автомобиль. Иногда люди начинают смотреть сегмент B, допустим, легковой автомобиль, а выбирают кроссовер либо наоборот. Банки сейчас активно пытаются выдавать кредиты, хотя ставки продолжают оставаться высокими. Тем не менее у банков есть программы с посильными платежами. Что касается Омска, в нашем городе, даже в сравнении с остальными городами Сибири, наиболее низкие цены практически на все популярные автомобили: в салоны поступает очень много запросов из других регионов.

Автомобильный рынок остается крайне сложным, с огромным количеством проблем во всех направлениях, с постоянно меняющимися правилами, не особо удобными для покупателей, владельцев. Рынок волатильный: спрос рваный, скачкообразный, предложений недостаточно для его удовлетворения. Ко всему добавляется проблема с запчастями, особенно на китайские автомобили, у которых заканчивается гарантийный период. И повторю, рынок вынужден вернуться к росту цен. Может быть, на 15-20-летних машинах с пробегом это скажется не так сильно, но на тех, что посвежее – обязательно. Так что при желании покупки автомобиля лучше заняться подбором весной – к лету цены вырастут и в силу уменьшения предложения, и в силу пошлин, и, конечно, естественного выбытия. На всех участников отрасли, на бизнес, на экономику страны в целом благотворно бы повлияло снижение ключевой ставки – ждем решения регулятора.

Ранее колонка была доступна только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 13 марта 2024 года.

Фото из архива Ивана БЕЛАНОВА



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.