«Процесс национализации однозначно запущен».
В пресс-центре информационного агентства «Национальная Служба Новостей» состоялась пресс-конференция на тему «Национализация против приватизации. Какие собственники не нравятся государству»?
С 2020 года число дел, в которых Генпрокуратура РФ оспаривает результаты приватизации, выросло в восемь раз – это рекорд за все время наблюдений, заявляют эксперты. Недавно судебный пристав арестовал счета и активы на 100 трлн рублей по иску Генпрокуратуры России о взыскании имущества«Макфы», входящей в топ-5 крупнейших в мире производителей макарон, и аффилированных с ней компаний в интересах государства.
Артем КИРЬЯНОВ, заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике, глава Российского союза налогоплательщиков: «Нет законодательной процедуры, по которой государство могли бы забрать у добросовестного приобретателя актив»:
— С началом СВО и серьезного противоборства с недружественными странами в публичной риторике часто стал использоваться термин «национализация». Конечно, он политически окрашен и исходит в основном от партий левого толка, мол, национализация – это возврат активов народу, счастливая безбедная жизнь. Конечно, я с такой концепцией совершенно не согласен: нет такой законодательной процедуры национализации, по которой государство могли бы забрать у добросовестного приобретателя актив – должен идти разговор о компенсации стоимости собственности.
На текущий момент мы соблюдаем все принципы международного права в отношении собственности, которые, кстати, в отношении России часто нарушаются.
Татьяна МИНЕЕВА, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Москве: «В стране совершены нарушения в период приватизации – антикоррупционного законодательства, закона об иностранных инвестициях»:
— С 2023 года предприниматели однозначно выражают обеспокоенность, так как увеличились иски прокуратуры по национализации частных активов. Но ко мне лично обращений не было в Москве. Есть в стране какие-то нарушения, которые были совершены еще в период приватизации: нарушения антикоррупционного законодательства, закона об иностранных инвестициях. Любой предприниматель даже из регионов может обратиться ко мне, чтобы мы разобрали все случаи и помогли.
На Восточном экономическом форуме Владимир ПУТИН подчеркивал, что приватизации в России не будет, что у страны нет цели возвращать крупные компании в собственность государства. Он упомянул, что случаи, когда крупным бизнесом приобретались активы с нарушением закона или использовались во вред своей же стране, исключительны. Владимир Владимирович также призвал жестко пресекать все попытки прокуратуры или правоохранительных органов использовать полномочия в корыстных целях или давить на бизнес.
Игорь ТРУНОВ, президент Союза адвокатов России: «Мы сейчас пытаемся вырубить виноградники, то есть бизнес»:
— В основном процессы изъятия касаются как раз мелкого бизнеса: и квартиры отнимают, и земельные участки вместе с домами. Только в сочинских судах за февраль подано 250 исков по обращению земельных участков со строениями, арест наложен на 11 000 участков в Туапсе. 150 владельцев земельных участков потеряли землю, а в целом на Северном Кавказе владельцы потеряли 1763 объекта, в том числе 37 санаториев, курортных учреждений и 680 объектов недвижимости. В Москве подобных случаев не бывает – прямо парадоксально, белое пятно, а по стране идет вал исков...
Мне это напоминает борьбу с пьянством при ГОРБАЧЕВЕ, когда стали вырубать виноградники. Так и мы сейчас пытаемся вырубить виноградники, то есть бизнес. Хорошо, отняли по суду агропромышленный комплекс в Краснодарском крае на две сотни миллиардов. Забрало государство. Дальше что? Передать его какому-то конкретному лицу? На каком основании? Самому государству? Вроде наелись в советское время этого, поняв, что государство – неэффективный собственник. То есть нет никакой справедливой процедуры передачи.
А то, что Генеральная прокуратура РФ выступает везде истцом, говорит о многом: это просто форма давления. Какая может быть дискуссия с генеральным прокурором?! Но ситуация принимает критический оборот. Основной запрос со стороны предпринимателей, конечно, определить правила игры. Сейчас у «Макфы», занимающей 20% макаронного рынка страны, арестованы счета, работа, по сути, заблокирована, а монополист рынка вообще находится в зоне бомбежки. О какой тогда продовольственной безопасности страны может идти речь?
Вячеслав ПЛАХОТНЮК, председатель Комитета по правовым вопросам Международного конгресса промышленников и предпринимателей: «За любой национализацией стоит интерес конкретных финансово-промышленных групп»:
— Мы исходим из того, что, конечно, нарушения при приватизации были. Но когда государственные органы спят, не проводят никаких проверок, а через 30 лет приходят и говорят, что нашли в архивах бумаги, подписанные не тем кем нужно или, допустим, нет нужных бумаг... Конечно, это недобросовестная практика. Она должна быть пресечена законодателем: ответственность должна быть не только у собственников бизнеса, которые сегодня развивают промышленные предприятия, предоставляют рабочие места, платят налоги, развивает экономику страны, но и у надзорных органов, которые где-то 20-30 лет ходили, получали зарплату, чины, льготы от государства.
Процесс национализации однозначно запущен – пока штучно и персонально. Это вовсю обсуждается в предпринимательских сообществах. Чем это может закончиться? Тем, что правовые рамки окажутся размыты, а любой предприниматель будет вынужден ждать, когда за ним придут, чтобы отнять бизнес. Нет вопросов к тем, кто лежит на боку. Вот раскормился бычок – другое дело. Причем надо понимать: за любой национализацией, как правило, стоит интерес конкретных финансово-промышленных групп – кому-то ведь эти активы будут переданы. Пока законодателем не предусмотрен механизм, что будет делать государство с акциями, каким образом они будут управляться, и это выглядит, будто прокуратура в чьих-то интересах пришла и забрала активы, перенаправила денежные потоки. Конечно, так быть не должно, необходимо обезопасить общество от таких злоупотреблений.
Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 24 апреля 2024 года.
Фото © Максим КАРМАЕВ