Первые лица розничной торговли страны – о трендах в своей сфере.
В Москве в Центре международной торговли прошел юбилейный – десятый – международный форум бизнеса и власти «Неделя российского ритейла». Одним из ключевых событий площадки стала стратегическая сессия «Ритейл нового времени: 10 лет в условиях санкций». Продолжаем цитировать выступления спикеров.
Анна МЕЛЕШИНА, управляющий директор розничной сети «Магнит»: «Произошло полное импортозамещение всех сегментов, которые, нам казалось, вообще уйдут с полок»
– В этом году у нашей компании тридцатилетний юбилей. Последние десять лет, безусловно, отмечены трендом на импортозамещение. Произошло полное импортозамещение всех сегментов, которые, нам казалось, вообще уйдут с полок. Например, все редкие итальянские сыры: пармезан, с плесенью, моцарелла, буратта – успешно производят в Краснодарском крае, в Ростовской области. Если десять лет назад импортные сыры составляли 80% на наших полках, то за прошлый год мы снизили этот показатель до 25%. Очень много субъектов Федерации отличились в хорошем смысле слова, дав нам аналогичные продукты, зачастую превосходящие иностранные по качеству, поскольку делаются по технологиям более близким нашим потребителем, из лучшего сырья – допустим, фермерского молока. Практически в два и даже в три раза выросла представленность отечественных производителей в сфере непродовольственных товаров, в частности в бытовой химии, косметике, парфюмерии.
Наша компания поставила на полки за эти десять лет более тысячи новых качественных позиций. Бизнес-модель вертикальной интеграции полностью оправдала себя: «Магнит», к примеру, на 60–70% обеспечивает себя огурцами и помидорами благодаря собственному производству. Это позволяет нам взаимодействовать с локальными производителями, а также инвестировать средства в другие категории: грибы, зеленые культуры. Собственное производство – эффективный инструмент сдерживания цены, а главное – обеспечения наличием продукции.
Стоит отметить развитие онлайн-торговли. Недавно наша компания купила крупнейший региональный маркетплейс KazanExpress – теперь это «Магнит Маркет». В настоящий момент в магазинах сети открываются пункты выдачи заказов и наш покупатель может сочетать формат традиционной и онлайн-торговли. Это дает нам возможность не только в моменте удовлетворять желания покупателей, но и предоставлять новый сервис бесшовной покупки, бесконечную полку.
Еще один важный тренд, на который стоит обратить внимание, – превращение розничных сетей в игроков IT. Покупатель зачастую не видит, какие очень сложные и комплексные процессы стоят за работой с производителями, с сервисом. У нас практически 70% из них основаны на собственных IT-разработках. К примеру, программа лояльности «Магнита» полностью функционирует на отечественном программном обеспечении.
Ася БАЛАБАЙ, коммерческий директор «Ашан ритейл Россия»: «Мы далеки от умирания, гипермаркеты сегодня – очень рентабельный бизнес»
– Уже лет пять мы слышим, что гипермакеты должны прекратить свое существование. Но хочу констатировать: к нам приходят 500 тысяч покупателей в месяц. Мы далеки от умирания. Гипермаркеты сегодня – очень рентабельный бизнес.
В портфеле у нас не только гипермаркеты, но и суперсторы, и супермаркеты. Справедливости ради, супермаркеты действительно прогрессируют намного быстрее в плане товарооборота. Но стратегия гипермаркетов тоже меняется. По сути, сейчас гипермакеты – это открытые дарксторы, у которых от 45 до 60 тысяч наименований товаров.
Мы в том числе развиваем электронную коммерцию – у нас она составляет порядка 10%. Пока что не нашли точку рентабельности, потому что электронная коммерция очень дорогая для физической розницы. Конечно, развиваем собственное торговые марки – 19% от всего товарооборота.
Мы открыты ко всем коллаборациям, поскольку у нас большие площади. Например, мы начали сотрудничать с Yves Rocher в формате shop-in-shop. Результаты тестового проекта очень хорошие. Все равно не все категории товаров пользуются спросом в электронной торговле. Например, наш главный трафикмейкер – это ультрафреш: клиенты физически приходят повыбирать, посмотреть, пощупать свежее мясо, рыбу.
От имени классической розницы скажу коллегам с маркетплейсов, что мы уже прошли тернистый путь нормативно-правового регулирования. Это позволило нам гарантировать качество продукции и в офлайн, и в онлайн-торговле.
Мы, если честно, немного устали бороться со слухами. Еще раз: «Ашан» никуда не уходит из России, «Ашан» остается.
Ранее выступления были доступны только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 10 июля 2024 года.
Фото © Фонд «РосКонгресс»