Участники форума бизнеса и власти «Неделя российского ритейла» – об интернет-торговле и маркетплейсах.
В Москве в Центре международной торговли прошел юбилейный – десятый – международный форум бизнеса и власти «Неделя российского ритейла». Одним из ключевых событий площадки стала стратегическая сессия «Ритейл нового времени: 10 лет в условиях санкций». Продолжаем цитировать выступления спикеров.
Татьяна БАКАЛЬЧУК, генеральный директор Wildberries: «Когда идет речь про регулирование маркетплейсов, нужно говорить не про маркетплейсы как таковые, а про полноценные цифровые площадки»
– Мы считаем себя флагманом цифровой экономики. Еще несколько лет назад на Неделе российского ритейла я просила министров создать центры цифровой торговли во всех регионах, потому что когда мы проанализировали результаты нашей работы за 2018 год, то неожиданно для себя поняли, что 30% нашего оборота составляли малоизвестные ИП с непонятными фотографиями, странными названиями, непонятно откуда взявшимися ценниками. Тогда мы и поняли, что это будущее нашей компании, поэтому и попросили поддержать нашу инициативу рассказать в регионах об интернет-торговле. Сейчас в тех регионах, где появляются наши логистические центры, год от года ВРП растет на 2%. Мы видим большое количество предпринимателей вокруг нас.
Мне кажется, когда идет речь про регулирование маркетплейсов, нужно говорить не про маркетплейсы как таковые, поскольку Wildberries не просто маркетплейс – это лишь одна из услуг, которую мы предоставляем потребителям и селлерам, а полноценная цифровая площадка. Мы с коллегами принимаем активное участие в формировании закона о маркетплейсах, но просим государство более широко подойти к этому вопросу. Надо сформировать термины, понятия, потому что когда нам предъявляют претензии, на самом деле это претензии к нашим партнерам, участникам площадки, которые между собой взаимодействуют. Безусловно, мы пытаемся найти баланс, чтобы учесть интересы всех сторон.
Иван АБРАМОВ, первый заместитель председателя Комитета по экономической политике Совета Федерации: «Предприниматели, особенно начинающие, жалуются на высокие штрафы со стороны маркетплейсов – до 50% от стоимости товара»
– В Комитет по экономической политике Совета Федерации поступают жалобы по рискам приобретения на маркетплейсах контрафактной и несертифицированной продукции. Я уж не говорю о том, как такие товары логистически завозятся, этой историей должны заняться другие органы.
Также предприниматели, особенно начинающие, жалуются на высокие штрафы – до 50% от стоимости товара. Не у всех малых и средних предпринимателей есть юристы, способные изучить все условия Wildberries, Ozon и других маркетплейсов. Согласитесь, законодательная база предусматривает совсем другие проценты по оборотным штрафам. Если бы мы применяли такие штрафы, предпринимательское сообщество не выжило бы!
Еще людей волнует установление нерегулируемых комиссий за возврат товаров, принудительное участие поставщиков в акциях и одностороннее изменение договорных условий со стороны маркетплейсов. Потребители жалуются на качество товаров. Нужны прозрачные правила игры. Никто не говорит об убийстве бизнеса. Мы все видим, как благодаря цифровым услугам, стало удобно жить.
Законодатели предлагают сформировать понятийный аппарат, закрепить требования к договору об оказании услуг агрегаторов, открытии пунктов выдачи заказов, информации о товарах, права и обязанности участников площадок. Проект в этом году обсудим с коллегами и, уверен, примем закон.
Ранее выступления были доступны только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 10 июля 2024 года.
Фото © Фонд «РосКонгресс»