Все рубрики
В Омске вторник, 5 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 97,5499    € 106,1426

Артем КИРДЯШКИН, гендиректор ОАО «НИИТКД»: «В 2022 году я сознательно ввел компанию в стагнацию, чтобы провести масштабную перестройку производственной площадки»

3 ноября 2024 11:00
0
946

В 2023 году выручка НИИТКД выросла на 58%, а чистая прибыль увеличилась в 11 раз. 

В последнее время все чаще говорят о необходимости тесной связи между наукой и производством. Обозреватель еженедельника «Коммерческие Вести» Анастасия ИЛЬЧЕНКО побывала на предприятии, где такой тандем существовал изначально, а сегодня выходит на новый уровень. Генеральный директор ОАО «Научно-исследовательский институт технологии, контроля и диагностики железнодорожного транспорта» Артем КИРДЯШКИН рассказал, какие научные разработки выполняет организация и для кого, а также озвучил планы по развитию собственных производственных мощностей.

– Артем Геннадьевич, расскажите, с какой целью было создано ОАО «НИИТКД»?

– Для решения важных задач, связанных с технологиями на железной дороге. В первую очередь, для диагностики подвижного состава и дизелей в депо. В 1988 году многие вопросы оставались нерешенными, поэтому возникла необходимость привлечь науку. Так появился научно-производственный кооператив «Транспорт». За годы своего существования он претерпел множество преобразований: менялись названия, расширялись масштабы, но основная цель оставалась неизменной – разработка и внедрение технологий для ремонта подвижного состава с использованием испытательного и диагностического оборудования. Мы начинали как небольшой кооператив, но благодаря упорному труду и инновационным подходам смогли вырасти в крупную организацию. В 2014 году предприятие выкупил крупнейший производитель подвижного состава в СНГ с многомиллиардным оборотом – АО «Трансмашхолдинг». В ближайшие годы планируем значительно расширить производственные мощности и продолжить работу над инновационными проектами.

– Какие основные направления деятельности у НИИТКД?

– Наш институт занимается широким спектром задач. Мы проводим технико-технологические аудиты на предприятиях, занимаемся научно-прикладными исследованиями в области технологического обеспечения и диагностики. Особое внимание уделяем диагностике узлов и элементов технических изделий, а также вибродиагностическому контролю роторного оборудования. Основное наше направление – разработка и внедрение нестандартного технологического оборудования. В ближайшее время мы планируем создать передовую инженерную школу на базе ОмГУПС, где НИИТКД станет основной площадкой для апробации прототипов и образцов нового оборудования. Я также вхожу в состав ученого совета ОмГУПС, принимаю экзамены у аспирантов и участвую в защите кандидатских диссертаций.

– У вас есть конструкторское бюро в Мытищах. Зачем вам это подразделение? В Омске не готовят нужных специалистов?

– Мы не ограничиваемся только выпускниками омских вузов. У нас работают ребята и из ОмГТУ, и из ОмГУПСа, да мы и сами воспитываем кадры в собственном учебном центре. Однако для решения текущих задач необходимы уже сформированные профессионалы с опытом работы. Есть компетенции, которые сложно приобрести, и специалисты, которых в стране единицы. В Омске мы привлекаем кадры из ближайших регионов, а в московское подразделение приглашаем уникальных специалистов из разных уголков страны. Например, на должность конструктора по моечному оборудованию пригласили из Пензы. В 2022 году многие филиалы зарубежных компаний закрывались, и мы смогли привлечь несколько специалистов. Но эти люди были готовы к релокации только в Москву.

– Сколько у НИИ патентов?

– На данный момент у нас 9 изобретений, 4 полезные модели и 41 программный продукт. Также есть образцы и товарные знаки. И это только те, которые мы поддерживаем сейчас. На самом деле изобретений у нас в четыре раза больше.

– Какое самое маржинальное?

– Уникальность предприятия в том, что у нас нет серийной продукции. Мы не просто придумываем что-то и сидим на роялти с патентов, изготавливаем оборудование. Например, комплексы КИПАРИС для проведения реостатных испытаний в России больше никто не изготавливает. Сейчас в локомотивных депо ООО «ЛокоТех» их более 120, и мы занимаемся их калибровкой, обслуживанием и обновлением. Работа не останавливается, развиваем новые направления по комплексам реостатных испытаний. КИПАРИС  позволяет считывать с локомотива все данные и определять, годен он или нет. Проекты не всегда маржинальны, но они безумно интересны. Мы стараемся попадать в экономику, хотя, признаюсь, не всегда это получается. За все время деятельности у нас накопилось более 1,5 тыс. единиц разработанного уникального оборудования. Это огромный багаж знаний и опыта.

– Как изменилась деятельность предприятия с вводом производственной площадки?

– Ранее 75% выручки компании формировалось от предоставления услуг вибродиагностики и сервисного обслуживания бортовых систем. Сейчас активно развиваем производство нестандартного технологического оборудования и стремимся, чтобы выручка от него составляла 50% наших доходов. Совместно с компанией «ИРЭ-Полис», которая создает твердоволоконные лазеры, планируем открыть центр компетенций. Эта компания первой в России создала настоящий промышленный лазер и имеет филиалы в Китае, Америке и Германии. Мы заключили соглашение и будем представлять их от Урала до Дальнего Востока, но уже с нашим технологическим обеспечением.

– Какие площади занимает новая производственная площадка?

– 10 тысяч кв. м. Некоторые здания, к сожалению, не подлежат восстановлению, поэтому мы планируем их снести и построить новые современные цеха. Этот амбициозный план был утвержден генеральным директором Трансмашхолдинга. Мы стремимся создать передовую инфраструктуру, которая позволит нам эффективно реализовывать инновационные проекты.

– Планируете увеличивать штат в связи с развитием производства?

– Безусловно. Мы можем одновременно работать над 10 проектами, и для каждого из них нужна команда профессионалов. Поэтому количество сотрудников будет расти. К 2028 году планируем увеличить штат на 20%. В этом году, например, введем новый участок по окраске и полностью перестроим проходную.

– Артем Геннадьевич, можете поделиться финансовыми показателями компании?

– Конечно, они абсолютно прозрачны. В 2023 году выручка НИИТКД выросла на впечатляющие 58%, а чистая прибыль увеличилась в 11 раз. Эти результаты отражают нашу стратегию устойчивого роста и успешное внедрение инновационных решений.

– С чем связан такой рост?

– В 2022 году я сознательно ввел компанию в стагнацию, чтобы провести масштабную перестройку производственной площадки. В это же время мы начали активно набирать контракты. У нас есть четкий план развития до 2028 года. Все должно происходить постепенно и планомерно. Стремимся к устойчивому и долгосрочному росту.

– Кто ваши заказчики и партнеры?

– Наши заказчики – ведущие предприятия, связанные с подвижным составом и метрополитеном. Среди них такие гиганты, как РЖД, Мосинжпроект, Московский и Минский метрополитены. Мы работаем там, где присутствуют российские локомотивы, например, проводили аудит для «Северстали». Ранее у нас были тесные связи с Арменией, Грузией, Монголией и Кубой. Сейчас активно сотрудничаем с Африкой. Также работаем с Ташкентским метрополитеном, Казахстаном и Узбекистаном. В Омске сотрудничаем с «СТМ-Сервис», обслуживающей локомотивы Группы «Синара», с тепловозным и электровозным депо и другими железнодорожными организациями.

– Правильно понимаю, что европейские железные дороги, имеющие другое устройство, вне сферы ваших интересов?

– До 2022 года у нас были амбициозные планы по выезду в депо под Мюнхеном, чтобы изучить их решения и начать проект по созданию нестандартного оборудования для оснащения депо в Германии. Однако в настоящее время этот проект заморожен. Тем не менее мы не стоим на месте и активно работаем над модернизацией участка по ремонту колесных пар для пассажирского депо в Египте. Этот проект открывает для нас новые горизонты и позволяет применять наши инновационные решения на международном уровне.

– Какие новые технологии и оборудование вы разрабатывали в последние годы?

– На Новочеркасском электровозостроительном заводе запускаем полностью автоматизированные посты для сборки кузовов локомотивов. Это уникальное оборудование, которое ранее в России никто не производил. Мы его создали с нуля, и это не реинжиниринг! В этом году поставляем на Метровагонмаш сушильные камеры и создали две крупные моечные машины, фактически проведя импортозамещение техники немецкой компании. Стараемся работать на отечественных компонентах, чтобы упростить сервисное обслуживание. Кроме того, мы первые в России будем делать испытательную станцию асинхронных тяговых двигателей. 99% наших проектов ранее никто не делал или делал по-другому. Работаем по техническому заданию заказчика, и в этом уникальность НИИ.

– Какой процент импортных комплектующих у ваших проектов?

– Он варьируется. В некоторых случаях это всего около 3%, например антивандальные кнопки, которые пока не производятся в России. В других проектах импортных деталей может быть больше, но их процент никогда не превышает 20%. Отрадно отметить, что отечественная промышленность активно развивается, мы находим все больше необходимых компонентов в России.

Ранее репортаж был доступен только в печатной     версии газеты «Коммерческие вести» от 9 октября 2024 года.

Фото © из архива Артема КИРДЯШКИНА  



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.