Все рубрики
В Омске понедельник, 23 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 102,3438    € 106,5444

Андрей ФУТИН, соучредитель Российского отраслевого союза химчисток и прачечных: «Проблема потребительского экстремизма стоит настолько остро, что ее решение не терпит отлагательств»

17 ноября 2024 18:00
0
1295

Есть целый пул экспертов, которые готовы за отдельную плату написать необходимые заключения о том, что вещь клиента была по-настоящему ценной и подверглась необратимым повреждениям. 

Рынок прачечных и химчисток Омска и других регионов страдает от проявлений потребительского экстремизма, ужесточающегося с каждым годом. Если не положить проблеме конец, то хотя бы попробовать найти на нее управу пробует с единомышленниками первопроходец этой отрасли в Омске Андрей ФУТИН, учредитель ООО «Президент-Сервис», соучредитель Российского отраслевого союза химчисток и прачечных. В частности, предприниматели предлагают внести изменения в конкретную статью Закона РФ «О защите прав потребителей». Еще одна серьезная проблема, тоже характерная и для других деловых направлений – попытка крупных федеральных игроков подмять под себя региональные рынки. Отраслевой союз стремится противостоять экспансии. Об этом Андрей ФУТИН рассказал обозревателю «Коммерческих Вестей» Анастасии ПАВЛОВОЙ:

— У нашей организации есть группа в мессенджере, в которой состоит более тысячи человек – руководителей химчисток и прачечных от Находки до Калининграда, представители 90% рынка этих городов. В ней участники делятся знаниями и опытом, рассказывают о своих деловых проблемах. Ведет ее руководитель юридического агентства «Химчистка и прачечная», профессиональный юрист в области правовой защиты предприятий химической чистки, прачечных и клининга Сергей КОРЯГИН, дает советы по защите от потребительского экстремизма. Опыт в этой теме действительно наработан громадный – нами опубликовано два сборника прецедентных судебных кейсов, который за символическую плату реализуется внутри нашего сообщества. Среди них есть дела, выигранные и в первой инстанции, и, напротив, в Верховном Суде РФ. В случае если шансов на то, чтобы отбить исковые требования, практически нет, мы коллег честно предупреждаем, что проще и дешевле пойти клиенту навстречу, даже если тот откровенно не прав.

Пожалуй, нет ни одного бизнеса, который бы не сталкивался с потребительским экстремизмом – от него страдают и вся торговля от продуктов питания и одежды до недвижимости, и сфера услуг от рекламы до образования, и производство. К примеру, покупатели дорогих костюмов и платьев повадились надевать их на праздничное мероприятие, а на следующий день приносить в магазин под предлогом, что вещь не подошла или разонравилась – закон допускает возврат в течение двух недель, даже если предмет одежды уже не пригоден к носке.

Рынок прачечных и химчисток не является исключением в части потребительского экстремизма. Пожалуй, нет ни одной компании, которую бы миновала участь подобных конфликтов. Дело в том, что закон обязывает химчистку возместить двукратную стоимость вещи, если клиент останется не доволен выполненным заказом. Этим правом активно злоупотребляют нечистоплотные граждане, из которых по всей России уже сформировалась целая прослойка профессиональных сутяжников.

Несмотря на то, что в квитанции при приеме вещи на чистку фиксируется, что она не новая и уже имела застарелые пятна, которые не поддадутся выведению, нерадивые клиенты, получив на руки очищенный предмет одежды или, к примеру, ковер, требуют от химчистки компенсации под предлогом того, что тот был якобы испорчен. Причем заявляют подчас об этом не сразу, а спустя недели, а то и месяцы активного использования. При отказе химчистки платить компенсацию за то, что вещь изначально была сильно изношена, испачкана или просто некачественно пошита (допустим, куртка-подделка известного бренда), потребители идут в суд. Региональная судебная практика складывается по-разному, но в большинстве случаев суд встает на сторону потребителя. Есть целый пул экспертов, которые готовы за отдельную плату написать необходимые заключения о том, что вещь клиента была по-настоящему ценной и подверглась необратимым повреждениям.

Вот и подумайте, справедливо ли, если человек сдает на чистку старый пуховичок, который стоил 10 тысяч рублей лет пять назад, а сейчас стоит 20 тысяч (новый! Не тот, с которым пришел клиент), и получает компенсацию за вещь 40 тысяч рублей? Разумеется, клиент заранее не заинтересован в получении качественной услуги, а настроен на очень выгодный обмен износившейся вещи на солидную сумму денег. Таким образом, сложился нечестный «бизнес» со стороны потребителей-экстремистов, зарабатывающих за счет предпринимателей. Многие из них, нисколько не смущаясь, прямым текстом цинично заявляют об этом в суде – о том, что пользуются предоставленной законом возможностью заработать.

И это следует исправить. Проблема потребительского экстремизма стоит настолько остро, что ее решение не терпит отлагательств, пришли к выводу члены Омского областного Союза предпринимателей на координационном совете 24 октября. На нем было принято решение о создании рабочей группы по потребительскому экстремизму. Поскольку внесение изменений в Закон РФ «О защите прав потребителей» – я специально консультировался в Москве – это дело трудоемкое, долгосрочное и не гарантирующее успешный исход, мы, омские предприниматели, приняли решение добиваться внесения изменений в конкретную статью № 35 этого закона. Наши предложения своим коллегам по корпусу представит депутат Государственной думы от Омской области Игорь АНТРОПЕНКО.

Во-первых, мы предлагаем законодательно закрепить как таковое понятие «потребительский экстремизм». Во-вторых, пересмотреть норму о возмещении двойной стоимости якобы испорченной вещи, поскольку даже на момент принятия в 1992 году она была несоразмерной, и увязать размер компенсации с заключением эксперта по оценочной стоимости вещи на момент ее сдачи в химчистку с учетом процента износа. В-третьих, ввести понятие досудебного урегулирования: обязать потребителей написать претензию в случае неудовлетворения оказанной услугой, на которую предприниматель обязан дать мотивированный ответ в течение десяти дней.

На нашем рынке есть и вторая существенная проблема. Федеральные сети прачечных с миллиардными выручками, уже контролирующие Москву и другие крупные города, пытаются провести экспансию на региональные рынки, в частности омский. К примеру, они повлияли на то, что лоты на стирку белья в больницах Новосибирской области объединяются в один большой тендер на сумму 140 млн рублей. Разумеется, выиграть такой под силу только очень крупной федеральной компании. Для местных мелких игроков есть вариант объединиться и общими силами побороться за заказ, но подача жалоб в УФАС и прочие инстанции затягивают ход дела, и все заканчивается тем, что торги оказываются закрыты.

В качестве противодействия экспансии мы уже зарегистрировали Отраслевой союз предприятий и специалистов химической чистки и прачечных. Его директором стала член Совета предпринимателей города Москвы, управляющий директор и владелец химчистки и прачечной «О-три», кандидат физико-математических наук Надежда БАГРЕЦ. 20 ноября в Москве пройдет II Съезд Отраслевого союза, на котором мы подведем итоги своей работы за год и обсудим дальнейшие планы.

Что важно: среди отраслевых союзов наш – абсолютный лидер в России по законотворчеству, на это даже обратил внимание президент страны. В наших планах создать официальное СРО предприятий химчистки и прачечных по аналогии с саморегулируемыми организациями строителей, проектировщиков и так далее, чтобы утвердить цивилизованные правила игры на рынке.

Андрей ФУТИН, соучредитель Российского отраслевого союза химчисток и прачечных.

Ранее материал был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 30 октября 2024 года.

Фото © Максим КАРМАЕВ.



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий

«В июне планирую провести в Омске форум и привезти на него 100 китайских компаний. Если ты что-то смог продать китайцам, то продашь это всему миру»

«Я сказал, что хочу на нефтезавод или в Газпром. Он предложил вместе поработать. Я согласился и первое время просто принимал, выставлял товар. Окончив университет, планировал, как и хотел, уйти в корпорацию, но компаньон убедил меня продолжить заниматься здоровым питанием»

22 декабря 17:25
1
510



Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.