В декабре омские предприниматели пожаловались прокуратуре области о том, что региональный оператор по обращению с ТКО, ООО «Магнит», начал рассылать местным предприятиям уведомления о необходимости заключения новых договоров на 2025 год – по многократно увеличенным тарифам. Обозреватель «Коммерческих Вестей» Анастасия ПАВЛОВА напрямую расспросила исполнительного директора ООО «Магнит» Дмитрия ТРЕТЬЯКОВА о том, что происходит.
– Дмитрий Геннадьевич, расскажите про правила, которые изменятся с Нового года.
– В том-то и дело, что правила не изменятся. Подход к проведению реформы по обращению с ТКО сохраняется. Требования 89-го федерального закона и СанПин Российской Федерации все те же. Ужесточилась позиция федеральных надзорных органов. Они призывают региональных операторов активизировать работу с юридическими лицами, которые намеренно занижают объёмы отходов, то есть не полностью сдают их. Цель этих действий – вернуть потоки коммерческих отходов, которые попадают в серую зону, под контроль государства, которое стремится включить этот коммерческий мусор в прозрачную схему обращения с ТКО.
– А как понимаете, что в Омской области объём отходов, которые должны передавать регоператору, значительно занижен юрлицами?
– Именно Омская область, утвердив территориальную схему и нормативы накопления отходов, установила, что юрлица региона производят 2,7 миллиона кубометров мусора. Однако на практике региональный оператор получает заявки на вывоз только 1,3 миллиона кубометров. Та часть отходов, которая передается регоператору, проходит сортировку, «хвосты» транспортируются на легальные объекты размещения. Всё законно и прозрачно!
А что происходит с остальным мусором? Куда исчезают еще 1,4 миллиона кубометров коммерческого мусора? Кто и куда вывозит его у юрлиц? Эти вопросы сегодня стоят перед федеральными надзорными органами. И сегодняшняя кампания по рассылке уведомлений юрлицам – не прихоть и не жадность регоператора. Задание установлено региональным правительством: регоператор должен собрать, вывезти у юрлиц Омской области, а также обработать и захоронить 2,7 миллиона кубометров отходов. Но, как уже говорил, юрлица передают только половину!
– Приведите самые яркие примеры занижения объема отходов омскими юрлицами.
– Юрлица сами устанавливают объём мусора, который региональный оператор должен у них вывезти. Но в 2024 году некоторые крупные компании внезапно стали очень «экологичными». Например, в Омске сеть быстрого питания Rostic's в 2024 году начала вырабатывать 95 кубометров отходов в месяц вместо 738, которые заказывала к вывозу у регоператора ранее. Или производственный бренд «Холодушка» внезапно снизил объем вывозимого мусора до 102 кубометров вместо 411 кубометров, вывозимых ранее. «Ястро-Переработка» стал сдавать 42 кубометра мусора вместо 524 кубометров, которые он же ранее заказывал к вывозу у регоператора. Торговый центр «МЕГА» отчитывается о ещё меньшем количестве произведенного мусора! В этом списке LeroyMerlin, «Бауцентр» и многие-многие другие. Эти компании, безусловно, имеют договоры с региональным оператором. Однако нам уже точно известно, что сегодня большую часть своих отходов они вывозят с помощью серых возчиков, а в официальных договорах с регоператором указывают незначительный объём отходов. Мы не хотим, чтобы реформа, инициированная президентом Российской Федерации, превратилась в фарс. Репутационные потери, которые могут возникнуть у таких известных компаний в случае раскрытия их антиэкологичных действий, на мой взгляд, будут гораздо более серьёзными, чем небольшая экономия на вывозе мусора, которую они получают от сотрудничества с серыми возчиками.
– Погодите, я правильно поняла, что в итоге у вас спрашивают, куда девают половину мусора юрлица Омска?
– Совершенно точно. Но у нас нет полномочий прийти в «МЕГУ» или Rostic’s, то есть на частную собственность, изъять или сфотографировать все объемы мусора, которые они производят, а потом прийти в прокуратуру и показать, что заявленные ими в договорах объемы кратно занижены. У нас нет полномочий задать вопрос, куда подевались остальные отходы, провести их морфологический анализ. Хотя это очень важный вопрос! Это полномочия надзорных органов: Росприроднадзора, природоохранной прокуратуры, Роспотребнадзора, в конце концов. Серые возчики сваливают отходы на поля или окраины. Все ведь знают о знаменитых свалках на Доковской, Леонова, Сейфуллина. А сколько «анонимных» свалок в лесах или на берегах рек? Серые возчики катастрофически загрязняют регион, извлекая из этого колоссальную прибыль.
– Вы сказали, у вас нет полномочий, но как-то пытаетесь воздействовать на серых возчиков?
– Да. Выявляем юрлиц, пользующихся услугами таких возчиков. Отправленные нами письма – это попытка убедить юрлиц отказаться от услуг возчиков, вывозящих отходы в неизвестном направлении, либо подбрасывающих мусор на контейнерные площадки омичам и вернуться в законную систему обращения с ТКО. Мы отправили договоры оферты около 2000 юридическим лицам, 90% из которых находятся в районах области, предлагая передавать все твёрдые коммунальные отходы регоператору. Это не ультиматум, не требование наложить штраф и, конечно, не угроза приостановки вывоза, а конструктивное предложение. Мы открыты для диалога. Если юридическое лицо считает, что производит меньше отходов, чем установлено нормативами, предлагаем прийти в наш офис и скорректировать договор на основе предоставленных фактов. Специалисты абонентского отдела проконсультируют по любому вопросу, а наш генеральный директор Карен ЕГОЯН и я готовы к личной беседе с любым предпринимателем.
– Упомянутые вами 2000 юрлиц – это предприниматели?
– Превалирующая часть. Но есть и иные организации. Да, мы видим, что часть юридических лиц эту работу восприняла эмоционально. Но давайте посмотрим под другим углом: сегодня в Омской области 1,4 миллиона кубометров коммерческого мусора не контролируются государством. Это больше половины всех отходов, производимых юридическими лицами. Этот мусор не попадает в мусоровозы регоператора с ГЛОНАСС, не обрабатывается на заводах и не размещается на законных полигонах. Вероятнее всего, он оседает на незаконных свалках, мы видим это на примере увеличения площади свалки возле «Мыльного» озера. В 2023 году она составляла один гектар, а в 2024 году выросла до восьми! Это показывает, куда уходят отходы по серой схеме. Кстати, многие юрлица, которым направили оферты, уже урегулировали свои вопросы, в частности, магазин Metro. Сегодня этот комплекс является образцовым в регионе в реализации реформы обращения с ТКО. Я призываю всех последовать этому примеру.
Полностью интервью читайте в следующем выпуске «Коммерческих Вестей» от 18 декабря.
Фото © Максим КАРМАЕВ