Планирование преемственности в бизнесе – залог стабильности и процветания. О том, что представляет собой юридическое сопровождение бизнеса, о наследственном планировании, а также интересных случаях из практики корреспонденту «Коммерческих Вестей» Дмитрию СЕРГЕЕВУ рассказала адвокат Ольга ИДЗОН.
– Ольга, мы знаем, что ваша компания много лет занимается юридическим сопровождением бизнеса, арбитражем, налогами, и вот последние два года мы слышим от вас про наследственное планирование. Расскажите, что это такое и почему это важно?
– Да, я много лет занимаюсь юридическим сопровождение бизнеса в разных областях, включая и текущее сопровождение деятельности, и судебные споры.
Заниматься разработкой наследственного плана для бизнесменов мы стали по их запросам – с 2020-го после ковида, СВО и мобилизации люди стали все чаще задумываться о защите бизнеса и семьи.
Наследственное планирование – это не просто составление завещания, это комплексный процесс управления активами и бизнесом, который позволяет определить, как будет работать бизнес, если в нем не станет владельца/ директора и как будет защищена семья от потери активов. По сути, это стратегия преемственности и щит от непредвиденных обстоятельств.
В нашей практике много наследственных споров, споров между партнерами бизнеса, судебных тяжб между собственниками и наемными директорами – мы знаем по опыту, где рвется и где нужно подстелить соломки, какие инструменты будут работать, а какие – нет. Отсутствие продуманного плана может привести к остановке бизнеса и значительным финансовым потерям для наследников.
– Какие интересные случаи из практики вы можете рассказать?
– Однажды ко мне пришли дети владельца компании, которого внезапно не стало. У мужчины был партнер, классическая тупиковая схема владения бизнесом – «50 на 50». Дети открыли наследственное дело у нотариуса, начался 6-месячный процесс вступления в наследство, потом процесс входа в общество, а партнер не пускал в бизнес. Наследники пришли ко мне с задачей войти в общество, мы это успешно сделали, и когда получили доступ к документам, выяснили, что партнер вывел из общества все активы, все продал. Оспаривание сделок партнера – это уже совсем другая история. Наглядный пример, как можно все потерять, если ведешь бизнес на доверии, без документов, и сосредотачиваешь только в своих руках все бразды правления, всю информацию.
Моя личная история – мне тоже знакома ситуация, когда ты ничего не знаешь ни об активах семьи, ни о бизнесе, ни о счетах. Правовая фирма «ВЕД» – это бизнес во втором поколении, который когда-то успешно вел мой папа Леонид Идзон. Мы никогда не задумываемся о плохом, мы думаем, что с нами это точно не произойдет, а если и случится, мы всегда успеем подготовиться.
Когда внезапно не стало моего папы, мы первое время даже не понимали, на что нам купить продукты, хорошо, что помогла семья. Я вступила в управление фирмой и, несмотря на то, что до этого два года работала у папы, я ничего не знала о том, как это все управляется, сколько у нас денег и кто – большинство наших клиентов. Отец сосредоточил контроль только в своих руках, оберегая нас от трудностей и лишних проблем. К слову сказать, счетов папы мы так и не нашли – все банки, куда мы разослали запросы, ответили отказом.
– Как можно избежать этой ситуации, какие стоит уже сейчас предпринять действия?
– Самые элементарные вещи, которые сейчас может и уже должен сделать любой бизнесмен, – это:
1. Инвентаризация активов. Создайте реестр активов, движимого и недвижимого имущества, долей в бизнесах, проверьте все возможности и ограничения этого имущества (залог долей, ипотека, поручительство и т.д.).
2. Составьте список своих наследников – какой он будет по закону и какой он может быть по вашему усмотрению. Подумайте, как бы вы хотели распределить имущество между ними и кто из них может стать потенциальным преемником в бизнесе.
3. Проверьте риски остановки бизнеса в непредвиденных случаях и риски его утраты в случае конфликта с партнером (если у вас есть партнер). Если вы планируете передать бизнес детям, проверьте, как минимум, уставы компаний – допускает ли устав вход наследников в общество? Вариант для проактивных и осознанных – составление корпоративного договора с партнером и построение системы управления.
4. Составьте план преемственности, если есть потенциальные наследники, которых можно задействовать в бизнесе, и начните подключать семью к реализации этого плана. Проведите семейный совет, обсудите с супругой/супругом свои планы.
5. Непрерывность бизнеса. Составьте, как минимум, завещание с назначением доверительного управляющего вашей долей в бизнесах и/или имуществом – во время вступления наследников в наследство этот человек будет управлять вашей долей, голосовать на собраниях участников, участвовать в выборе директора и защищать интересы наследников. Это поможет снизить риски возможных конфликтов с партнерами и позволит бизнесу не останавливаться. Ведь бизнес – это ежедневные управленческие решения, наем и увольнение персонала, банковские операции, кто-то должен все это делать, компания не может ждать 6 месяцев, пока наследники вступят в управление.
6. При распределении имущества между будущими наследниками старайтесь следовать плану: 1 наследник – 1 актив, если это, например, движимое имущество. Если активы – это недвижимость или доли в обществах, где есть недвижимость, и вы пока не знаете, кто из наследников чем сможет заниматься, нужно думать о системе сдержек и противовесов – чтобы не получилось так: здание у одного, а бизнес в этом здании – у другого.
7. Если у вас есть супруг/супруга, взвесьте все за и против брачного договора. Возможно, он необходим в вашей ситуации.
8. Есть еще множество различных инструментов для построения наследственного плана: наследственный договор с наследниками, который заключается при жизни и позволяет будущему наследнику плавно войти в управление бизнесом; совместное завещание супругов, которое поможет распределить совместное имущество супругов, если у них не было брачного договора; личный фонд – для собственников имущества стоимостью более 100 млн рублей, который позволяет более централизованно и закрыто управлять имуществом в интересах наследников, да еще и с существенной экономией на налогах.
Здесь уже нужны консультации специалистов, какие из инструментов вам стоит выбрать и как это будет решать ваши задачи.
9. Регулярный пересмотр плана. По мере изменения жизненных обстоятельств важно периодически пересматривать и обновлять наследственный план.
Поэтому наследственный план – это не про смерть, а про будущее, про жизнь бизнеса и жизнь вашей семьи. Он помогает обеспечить устойчивость компании в трудные времена и защитить семью от непредвиденных ситуаций.
Фото © из архива Ольги ИДЗОН