Бухгалтер с 25-летним стажем о лавировании в налоговом законодательстве на омских примерах.
В отеле «Ibis Сибирь Омск» прошла конференция для препринимателей, посвященная налоговой реформе 2025 года и налоговым инструментам. Спикером выступила собственница и руководительница ООО «Консультационно-правовая компания «Бенефит», финансовый директор МВА Наталья ГАРИНА.
Наем сотрудников
Сейчас актуальна прозрачность бизнеса. Да, есть бизнес, который в силу своей специфики может развиваться только в тени, есть бизнес, который может развиваться только вбелую, и есть бизнес, который на определенном этапе должен сделать свой выбор. Я никому не рекомендую резко выходить из серой зоны и начинать работать вбелую: любой бизнес должен выдерживать налоговую нагрузку, переход должен быть постепенным.
Например, к нам пришла крупная организация, в которой сотрудники находились вне штата, только сам предприниматель выполнял абсолютно все обязанности, как осьминог. Мы просчитали ему финмодель, по которой его сотрудники «начали» выходить на работу на несколько часов в неделю, потихоньку увеличивая объемы их нагрузки. Затем стали добавлять выплаты, не связанные с трудовым договором, то есть не облагаемые страховыми взносами: например, компенсацию работникам процентов по ипотеке, различные стипендии.
С 1 января 2025 года для применения льготы по упрощенке в штате должно быть не менее трех сотрудников. Все, кто работал неофициально, попали в западню. Мы просчитали финансовую модель для нашего клиента-пансионата и выяснилось, что ему все-таки выгоднее нанять трех сотрудников, чтобы применить льготу, чем «спрыгнуть» на упрощенку 6% с оборота или 15% с доходов минус расходы. Этот пример показывает, как по-разному может влиять законодательство на тот или иной бизнес. Для кого-то найм дополнительных людей это торможение, потому что вырастает налоговая нагрузка. Для кого-то найм, наоборот, ее сокращает.
Налог на добавленную стоимость
Аудиторы, бухгалтеры, налоговые консультанты называют НДС уголовным налогом: играть с ним нельзя, нельзя применять бумажные счета-фактуры. Наш клиент работает с крупнейшими налогоплательщиками, которые играют в свою игру. И с 2018 года мы боремся с налоговой, доказывая, что должны заплатить определенный НДС – в том числе участвовали в суде. НДС можно регулировать применением разных договоров. Например, вы работаете с контрагентом по одному договору по товару, а по второму договору – по транспортным услугам. Крупнейшие налогоплательщики иногда делают эту смесь. По упрощенке у нас должен быть товар, для того чтобы принять его в расход (доходы минус расходы), а при НДС нам достаточно заплатить деньги поставщику, получить от него счет-фактуру на аванс, и мы уже имеем вычет. Но иногда поставщики утверждают, что выставлять счет-фактуру их обязанность, а вот предоставлять ее нам – только их право.
Таким образом, наш клиент не получает авансовые счета-фактуры и обязан заплатить НДС в бюджет, потому что нет вычета. Мы уже предлагали налоговой выяснять этот вопрос с крупнейшими налогоплательщиками, чтобы те не отыгрывались на мелком бизнесе. Благо, товарооборот всего 90 дней, и налоговая понимает, что если наш клиент не заплатил НДС сейчас, то заплатит его в следующем квартале.
Еще один наш клиент занимается оптово-розничной торговлей промышленной продукции. Мы с ним вышли на НДС в ноль, несмотря на то, что не имели льгот. У него была розничная торговля на 1%, выручка 130 млн рублей за 2024 год. Патент применять уже нельзя, а налоговая нагрузка должна была вырасти в этом году на 5% НДС и 5% УСН с доходов. Мы проанализировали все, что у него было на складе. Оказалось, что он никогда не применял вычеты, поскольку был на упрощенке с доходов, а закуп велся с НДС! Мы выбрали ставку 20% по НДС – не льготную, потому что по ней нет права на вычеты. Накопленного за 2023-2024 годы хватит, чтобы с этой выручкой спокойно работать весь 2025 год. Более того, мы перевели его на упрощенку «доходы минус расходы»: у него низкая торговая наценка и по факту получилось, что он будет платить тот же минимальный налог 1% с оборота.
Упрощенная система налогообложения
Многие бизнесы сейчас выбирают льготные системы налогообложения: упрощенную систему, патент для предпринимателей, ЕСХН для сельхозорганизаций, НПД для ИП, самозанятых. С 1 января 2025 года в Омской области применима автоматизированная упрощенная система. Да, по ней мы платим немного больше налогов, например, 8% от доходов, но зато не сдаем никакие декларации ни по сотрудникам, ни по организации, страховые взносы уже включены – можно официально платить высокие заработные платы. Патент мы можем купить на месяц, на два и более, упрощенную систему выбрать только в конце года на следующий год, а автоматизированную упрощенную систему взять хоть на месяц в любой период.
Так как с этого года повысился лимит по упрощенной системе до 450 млн рублей без коэффициентов дефлятора, то многие предприниматели перешли на нее с общей системы. Напоминаю, с этого года ставка налога на прибыль уже 25%. На упрощенке же по факту можно платить 15%, а если есть льготы еще по виду деятельности, это вообще прекрасно. При возвращении на упрощенку необходимо будет восстановить НДС, если вдруг вы его брали на вычет при общей системе налогообложения, – по товарам, по основным средствам и т. д.
У нас есть клиент – группа компаний численностью более 100 человек, обслуживающая физических лиц, например, выполняя строительно-монтажные работы. Каждый вид деятельности оформлен юридически отдельно. Первая проблема была связана с тем, что у них чуть не слетел патент: из-за перегона денег между организациями они «накрутили» средств сверх лимита. Вторая с тем, что их штатный бухгалтер была уверена, что выручка по патенту и по упрощенке считается по отдельности – виды деятельности же разные! Но нет, именно совместная выручка по ним не должна превышать 60 млн рублей.
Мы экстренно начали просматривать все движения по счетам, некоторые суммы перевели по договорам займа и по факту влезли в лимит до 60 млн, продлив патент на следующий год. Соответственно, организация не попала под НДС, сэкономив массу средств. Попутно мы настроили бизнес-процессы таким образом, чтобы бухгалтер не выполняла двойную работу, и обнаружили просроченную дебиторскую задолженность, по которой сейчас ведется претензионная работа. Это не попало под дополнительные налоги, потому что находилось в рамках патента.
Льготные регионы
С одним своим клиентом провели сделку века: вывели много имущества из его организации на физическое лицо без налогов через смену учредителя. Сейчас на это есть ограничения: срок владения долей в организации должен быть более пяти лет, а стоимость имущества – до 50 млн рублей. Наш любимый состоятельный пенсионер зарегистрировал ИП в Калмыкии, сдал в аренду все свое имущество и переехал из Омска в другую страну. В этом году он мне позвонил: «Наталья, начали сильно шерстить льготные регионы».
Сейчас, переезжая в другой регион, вы не имеете права применить новую ставку для своего действующего бизнеса в течение трех лет. То есть если я сейчас перееду в Калмыкию – а там 1% по УСН до 2030 года – буду применять омскую ставку. А дедушка наш зарегистрировался там еще полтора года назад. Что мы сделали? Дедушка купил небольшое помещение и сдал его в аренду «Красному&Белому», налоговая сразу успокоилась, а для нашего клиента льготы продлились до 2030 года.
У нас есть знакомые в Удмуртии – три предпринимателя, двум из которых доначислили абсолютно все налоги, потому что они никак не смогли подтвердить свою деятельность. Третий, занимавшийся прокатом автомобилей в Сочи, перевез две машины в Удмуртию. Сдает их в убыток, но свою деятельность доказал, налоговая его не тронула. Поэтому обращайте внимание: если зарегистрированы в льготном регионе, занимайтесь там бизнесом.
Агентские договоры
Самый интересный и, по сути, самый, наверное, сложный для предпринимателя инструмент, потому что им должен оперировать и юрист, и бухгалтер – это договор. У нас есть клиент – организация, работающая с огромным количеством самозанятых, каждый из которых был оформлен как подрядчик. Уже пошли претензии от налоговой по подмене трудовых отношений, потому что суммы поступали регулярно и примерно одинаковые.
Но когда мы начали разбирать бизнес, оказалось, что самозанятые – психиатры, психотерапевты – должны быть принципалами, а договор агентским. Именно они получали всю сумму выручки, а агентом выступала площадка, на которых психотерапевты находили себе клиентов. То есть компании, которая к нам обратилась, не надо было платить со всей выручки налог 6%. Мы перестроили всю их бизнес-систему, подняли «наверх» самозанятых, изменили договоры. По факту наш клиент остался со своими 6% агентского вознаграждения, но для него значительно сократилась налоговая нагрузка. Плюс мы убрали высокий риск внимания налоговой, которая сейчас очень любит заменять сотрудничество с самозанятыми на трудовые отношения – бороться с ней очень тяжело, лучше заранее прорабатывать схему очень детально.
Резюме
После налоговой реформы и региональное отделение «Опоры России», и Омский областной союз предпринимателей подчеркивали, что нововведения серьезно подорвут положение малого и среднего бизнеса. На это налоговая нам ответила: «Что это за бизнес, который не может платить налоги?!» Поэтому план только один: расти, развиваться, накапливать запас прочности. То, что сделали с упрощенкой (имеется в виду новая обязанность находящихся на упрощенной налоговой системе платить еще и налог на добавленную стоимость, если выручка превышает 60 млн рублей в год. – Прим. авт.) – лишь начало. К 2030 году останутся только самозанятые, которым скорее всего увеличат лимиты и расширят перечень доступных деятельностей, и юридические лица, индивидуальных предпринимателей «истребят». Все будет полностью оцифровано: выводить деньги, иметь неофициальные доходы не получится. Живем одним днем и по возможности готовим подушку безопасности.
Ранее статья была доступна только в печатной версии газеты “Коммерческие вести» от 30 апреля 2025 года.
Фото © Максим КАРМАЕВ