В этом году на базе кафедры «Туризм, гостиничный и ресторанный бизнес» ОмГТУ при поддержке Правительства Омской области откроется Центр компетенций по промышленному туризму «ОмскПромТУР». Он позволит подготовить кадры для сферы промтуризма, реализовать проекты по популяризации региональной промышленности и повысить престиж инженерных профессий. Подробности обозреватель «Коммерческих Вестей» Анастасия ПАВЛОВА узнала у руководителя центра Евгении КУЛАГИНОЙ.
– Евгения Викторовна, когда официально заработает «ОмскПромТУР»?
– Открытие Центра запланировано на декабрь. В рамках Международного туристско-транспортного форума пройдет подписание договоров о сотрудничестве с промышленными предприятиями. Мы уже активно работаем: формируем нормативную базу, список потенциальных партнеров.
– Чем конкретно будет заниматься центр?
– Прежде всего, образовательной деятельностью – повышением компетенций сотрудников предприятий, на которых возложена функция по организации туристско-экскурсионной деятельности.
– А кто будет этим заниматься? Пиарщики?
– Как правило, это специалисты, которые хорошо разбираются в технологических процессах и готовы поделиться своим опытом – в основном инженеры. Но иногда бывает, что эту функцию выполняет и PR-служба. Например, так это устроено на «Полиоме». На AB InBevEfes, который теперь называется «Напитки Вместе», выделен отдельный экскурсовод. В «МилкОме» («Лужайкино») эта задача возложена на технолога. Иногда к проведению экскурсий подключаются управляющие или директора предприятий, что придает мероприятию статус. У всех компаний свой уникальный опыт.
– И вы как раз будете готовить людей, способных проводить экскурсии на родном предприятии.
– Да, программа переподготовки экскурсовода рассчитана на 250 часов – примерно 3,5 месяца. Но предприятие может ограничиться классической программой повышения квалификации на 72 часа – примерно 1,5 месяца. Как и предполагает классическая методика образовательного процесса, мы обучаем теории и закономерностям организации деятельности промышленного туризма. А дальше на практических занятиях человек прорабатывает знания применительно к ресурсам своего предприятия. В первый год открытия Центра планируем обучить не менее 10 специалистов по программе «Организатор промышленного туризма на предприятии». А также по программе организации музейно-выставочного пространства – у многих омских предприятий есть богатая история, но способы ее донесения сильно устарели. По ревитализации промышленных территорий, по продвижению услуг промышленного туризма, по использованию современных технологий – виртуальной и дополненной реальностям. Кстати, мы можем перестраивать образовательные программы под конкретные запросы предприятия. Также будем организовывать бесплатные круглые столы и семинары для интересующихся промышленным туризмом. Но это далеко не все возможности и задачи центра. Промышленный туризм – не только экскурсии на предприятия, а очень разноплановая деятельность. Наша цель – еще и освоение индустриального наследия с использованием средств туристско-экскурсионной деятельности. Заводы могут уже не функционировать, но иметь сохранившиеся здания, площадки. Это ведь история города, демонстрирующая развитие индустриализации. Одна из задач промышленного туризма – оживить эти локации, вовлечь в современную жизнь города. Их можно превратить в интересные и креативные пространства.
– Как в «Электроточку»?
– Это хороший пример. Честно говоря, освоенного индустриального наследия по сравнению с другими регионами в Омске немного. Мы как раз и будем заниматься этой работой.
– А кто вообще работает в Центре? Преподаватели кафедры?
– Абсолютно верно. Сотрудники кафедры при участии студентов. Плюс мы взаимодействуем с ресурсными научно-образовательными центрами, которые есть в самом вузе – это различные лаборатории машиностроительного, нефтехимического и других институтов и факультетов ОмГТУ. Они будут задействованы именно как объекты экскурсий, в том числе учебных. Там можно будет познакомиться с высокотехнологичным оборудованием, узнать об интересных научных разработках. В Омске создана очень хорошая экосистема промышленного туризма, в которую вовлечены представители региональной власти, туроператоры, предприятия, образовательные и научные учреждения. У нас есть заводы, которые интересны коммерческими экскурсиями. Те же «Напитки Вместе», Омская картографическая фабрика, НПО «Мир», причем цена билета – чисто символическая. Многие партнеры также дарят участникам подарки. Например, у ПО «ВЭЛТА» очень интересная брендированная сувенирная продукция: рюкзаки, наушники, термокружки. На «Полиоме» турист сам себе делает сувенир на память, наполняя колбочку полипропиленом.
– Развитию промышленного туризма государство придает сейчас существенное значение. Но зачем это предприятиям?
– В целом промышленный туризм имеет глубокие исторические корни. Если говорить о российском опыте, то примерно в конце 18-го столетия зародилась идея проводить экскурсии на предприятия. Сохранились документы, которые подтверждают – в Петербурге школьники за год посещали несколько десятков предприятий. Рост значимости этого направления, конечно, произошел в советские времена. Сейчас промышленный туризм это не только профориентация, но и возможность для предприятия повысить доверие к собственной продукции. Я и сама предпочитаю бренды, которые обнародуют процессы своего производства. Когда видишь, что на местах соблюдаются технологии, все опрятно, грамотно, проникаешься доверием к конечному продукту. Это очень эффективная реклама. Также такой вид туризма может способствовать повышению культуры производства: сотрудники, понимая, что придут гости, уже гораздо более ответственно относятся к состоянию своего рабочего места, как минимум, и репутации завода, как максимум. Кроме того, это установление деловых связей. Допустим, посредством приема делегаций. Это может быть и наглядная демонстрация потенциального рабочего места молодым специалистам, предоставление возможности для них получить достоверную информацию из первых уст. Два раза в год в Омской области проходит «Неделя без турникетов», и Омск занимает третье место в России по количеству посещений заводов в этот период – это тысячи школьников и взрослых.
– Какие практики вы приглядели у других регионов?
– Передовые практики у Кузбасса – у них хорошая музейная база, связанная с добычей угля. Очень интересный опыт у Оренбурга: производство их знаменитых пуховых платков, давно ставших частью культурного кода, является туристической достопримечательностью. А ведь у нас тоже есть ткацкие традиции изготовления известных ковров в селе Крестики Оконешниковского района. Привлекателен Краснодарский край, у которого есть опыт субсидирования деятельности, связанной с промышленным туризмом, – выделяются деньги на инфраструктуру, сувенирную продукцию, обучение и прочее. Этот механизм сейчас плотно изучается омскими министерствами. В Тобольске развита так называемая промышленная гастрономия. Там в ресторанах и кафе можно встретить блюда с промышленной тематикой, например, уху с нефтью.
– Помимо перечисленного, заявлено, что вы будете разрабатывать гостевые маршруты, включающие несколько промышленных точек.
– Да, причем Омск – один из лидеров этом плане. Сейчас совместно с сотрудниками Министерства культуры Омской области и Туристского информационного центра идет обкатка и скоро состоится запуск коммерческого маршрута «Сибирские бренды», в который входит посещение завода «Полиом», пельменной «Богатство Сибири», Skuratov Coffee и швейного производства Staff Brothers. Там запланировано много интерактива. Еще есть сельскохозяйственный маршрут, разработанный по заказу «МилкОма» совместно с омским туроператором.Также разработан модульный маршрут «Промышленность Сибири». Туда входят: Омская крепость – Любинский проспект с сохранившимися торговыми рядами – старейшее промышленное предприятие, которое сейчас носит название АО «Высокие технологии» – заводы, эвакуированные в Омск во время Великой Отечественной войны – современное индустриальное предприятие «Полиом».
В наших планах разработать гостевой промышленный маршрут с предприятиями-визитными карточками региона. Также у нас уже развивается практика промышленно-образовательных маршрутов, это омский эксклюзив, такого пока нет в других регионах. Учащиеся из разных школ образуют команды и в течение недели посещают несколько предприятий – каждое дает свой кейс для решения. Школьникам выдается паспорт туриста, в который проставляют отметки, туда же можно записывать свои эмоции и впечатления. Маршруты профильные: уже есть метрологический, энергетический и машиностроительный. Как нам говорят коллеги, школы выстраиваются в очередь, чтобы поучаствовать!
– Кто разработал эти образовательные маршруты?
– Они были разработаны на базе технического университета, когда он вошел во Всероссийскую образовательную программу «Открытая промышленность» Агентства стратегических инициатив. Этой практике пошел второй год.
– То есть, по сути, вы сейчас все практики собираете в одну базу?
– Да, совершенно верно. У нас есть разнообразный, но разрозненный опыт, который мы аккумулируем под эгидой Центра. Например, опыт проведения конференций по промышленному туризму, издания научных публикаций. Добавлю, что «ОмскПромТУР» также готов полностью разработать для предприятия технологическую экскурсионную карту, стандарты обслуживания, инструкции для персонала, оценить сам маршрут с точки зрения его безопасности и маркировки.
– Кто уже готов выступить вашими партнерами?
– «МилкОм», «Полиом», «Высокие технологии», «Титан», «ВЭЛТА», филиал АО «ОДК» «ОМО им. П.И. Баранова», Любинский молочноконсервный комбинат, «Сладуница».
– А что насчет рисков промышленного шпионажа?
– Каждое предприятие вправе само определять, что именно и как показывать. Нет требования абсолютной открытости для участия в промышленном туризме. Оборонному предприятию вполне можно обойтись лишь допуском в музейное пространство, демонстрационными материалами. На Любинском комбинате технологию изготовления продукции, например, показывают на экранах. К тому же списки туристов подаются на предприятие заранее, чтобы служба безопасности могла всех проверить. У некоторых предприятий есть ограничения и даже запрет на посещение иностранцами.
– Планы на ближайшее время понятны. А когда вы поймете, что Центр заработал в полную силу? В глобальном смысле.
– Когда серьезно увеличится число промышленных предприятий, готовых принимать туристов, и количество специалистов, обладающих соответствующими компетенциями. Когда будут действовать промышленные маршруты по городу, а предприятия станут более узнаваемыми и в регионе, и в стране. Когда малый бизнес поймет ценность возможности продемонстрировать свою продукцию через туристскую, экскурсионную деятельность.
Фото © пресс-служба ОмГТУ








