Завершившийся городской "народный" конкурс на лучший эскиз логотипа "Омску 300 лет", победителем которого стал Станислав ИВАНЧЕНКО, вызвал довольно бурную реакцию в омских СМИ
Обозреватель "Коммерческих вестей" Николай ГОРНОВ пообщался с победителем и выяснил его мнение по поводу конкурса, Омска, юбилея, праздничных логотипов, а так же узнал, как спустя несколько лет генеральный директор и учредитель маркетинго-консалтинговой компании "МКС" Станислав ИВАНЧЕНКО оценивает свой опыт участия в разработке бренда Омской области.
— Станислав, по какой причине вы решили поучаствовать в конкурсе на лучший логотип "Омску 300 лет"? Вам предложили или это была ваша инициатива? Разрабатывалась ли концепция или вам ставилась задача подготовить только визуальную часть?
— Я участвовал в конкурсе по просьбе омичей, которые хотели, чтобы конкурсной комиссии было из чего выбирать и которым не безразлично — с чем Омск встретит гостей города. Я не мог отказаться, хотя не знал исхода конкурса, но попытаться сделать что- то хорошее для любимого города посчитал своим долгом. Концепция праздника была для всех участников конкурса описана в техническом задании, по которому мы и работали. И хотя я имею другое видение — девиз "Три века. Две реки. Одна судьба" — это данность, с которой, по условиям ТЗ должны были работать все конкурсанты. Некоторые ее проигнорировали, что не соответствует условиям конкурса. Но мы, как профессионалы, которые работают с коммерческими предприятиями, сразу же продумали его применение в различных отраслях экономики и предложили концепцию проведения ежегодного фестиваля ремесел и искусств, знаком которого может быть стилизованный в виде карнавальной маски крылатый гений, расположенный над фронтоном драмтеатра, изображённый на омской почтовой марке и уже являющийся признанным символом Омска.
— Предполагается ли какая-то оплата победителю со стороны заказчика? Будет ли дорабатываться эскиз, признанный по результатам конкурса лучшим, или это уже окончательный вариант?
— По условиям конкурса победитель безвозмездно передает логотип юбилея городу, что и будет сделано, и это нормально для тех, кто любит свой город бескорыстно. Таких людей, приславших свои варианты на конкурс, оказалось не мало, из них отобрали 33 варианта для оценки. Два наших варианта признаны лучшими, и, к слову, не только чиновниками, как писали некоторые ангажированные СМИ, но и профессионалами, известными за пределами Омска. Вариант "Маска", набравший наибольшее количество баллов, будет доработан в соответствии с рекомендациями, которые мы получили от специалистов с мировым именем.
— Ваша работа по традиции вызвала живую реакцию со стороны "неравнодушной общественности". Высказывается много разных версий и оценок юбилейного логотипа. Дошло ли это эхо до вас?
— Да, я видел все материалы и комментарии по этой теме. Я принимаю конструктивную критику, но в реальной работе. Отвечать на выпады блогеров с сомнительной репутацией, которым ничего не остается, как самоутверждаться за счет выливания желчи в адрес известных людей, считаю ниже своего достоинства. Как говорил, Аристотель –"Злонравие — есть понимание всего в другую сторону".
— Почему, на ваш взгляд, опять такое количество негативных реакций? Проблема в отношении лично к вам или это просто обратная сторона развития социальных коммуникаций? Или вашу работу оценили негативно потому, что она была одобрена чиновниками?
— Некоторым омским журналистам свойственно искажать реальность для привлечения читателей и увеличения трафика, это четко подмечено в одном из материалов "Медузы" про омичей. В основном это начинающие, но уже продавшие дьяволу псевдопопулярности свою душу дилетанты, которые от непонимания предмета, о котором пишут, натягивают материал на типичную омскую псевдосенсационность со стандартными фразами "скандально известный", "омская общественность" и "большинству омичей", как будто кто-то опрашивал большинство омичей. Я не думаю, что анонимные комментарии повторяющиеся на разных интернет ресурсах писали "обычные омичи". На самом деле все знают, против кого работает то или иное СМИ, это видно по другим материалам, и в основном конечно отрабатывают по мэрии, а потом некоторые журналисты извиняются, оправдываясь, что "люди мы, мол, подневольные". Опытные и уважаемые журналисты предпочитают сначала получить достоверную информацию из первых рук и только потом сообщают свое мнение. К слову, ни один из уважаемых в Омске журналистов и дизайнеров не критиковал выбранный логотип, наоборот, многие поддержали, но они не строчат анонимные комментарии в интернете, поэтому, их не слышно. На самом деле — реакция обычная для таких проектов, в большинстве городов еще хуже, но Омск пока ещё остается культурным центром Сибири.
— А как вы оцениваете отдельные негативные мнения, которые уже высказываются омскими дизайнерами по поводу низкого уровня всех работ, представленных на конкурс?
— Я считаю некорректным негативно оценивать работы непрофессионалов по зову сердца, бескорыстно откликнувшихся на призыв участвовать в конкурсе. Конкурс был народный, а не чисто профессиональный. Лучше бы сами поучаствовали и поддержали город, показали класс. Но не будем лукавить: в плане логотипостроения омские дизайнеры не очень сильны. Это вам подтвердит и местный бизнес, заказывающий товарные знаки в других городах, и каждый год это демонстрирует конкурс "Держи марку".
— Ни от кого не могу добиться, что же будет дальше с региональным брендом, в разработке которого вы принимали активное участие. Областная власть отвечает, что он является интеллектуальной собственностью области, но когда я спрашиваю о перспективах его использования, то в ответ все только пожимают плечами. Может быть вы, как один из авторов бренда и автор его графического решения, знаете хоть что-то о его дальнейшей судьбе?
— Если говорить о реализации программы "Сто шагов, чтобы сделать жизнь в Омской области лучше", то она теперь в условиях бюджетного кризиса уже навряд ли может быть выполнена, так как делалась для бюджета развития, а сейчас во многих регионах все средства направляются на выполнения социальных обязательств, такие программы свернуты и не реализуются. Победивший в международном конкурсе и получивший только первые места на престижных зарубежных выставках бренд Омской области лежит под сукном, но именно в кризисные времена, когда не хватает материальных ресурсов, становятся востребованы идеи, как привлечь инвесторов или хотя бы туристов, как способствовать экспорту товаров и соответственно наполнять казну, и мне кажется, что бренд омского региона в ближайшее время будет востребован. Но конечно необходимо его продвижение, в том числе через медиа, а здесь всё плохо, никто бесплатно не хочет продвигать регион, да и есть много сил, не заинтересованных в этом, но это отдельный разговор. Но я верю, что всё будет хорошо, стоит только начать, ведь из Омска вышло не мало сильных брендов и не без нашей помощи, так что будем надеяться, что омский бизнес ещё способен консолидироваться и покорять российский рынок.
— Не жалеете вообще, что принимали в 2011 году участие в работе над брендом омского региона? Какой опыт оказался позитивным, а какой негативным? Мне лично кажется, что вашу карьеру можно условно разделить на "до" и "после".
— Нет конечно, не жалею, ведь нам удалось собрать самую представительную и профессиональную команду в стране, только людей с учеными степенями в ней было около 30 человек, и такие авторитетнейшие профессора, как ПАНКРУХИН Александр Павлович, вице-президент Российской ассоциации по связям с общественностью ЧУМИКОВ Александр Николаевич и многие другие, российская научная общественность назвала это проект самым комплексным и открытым в России. Негативный опыт в основном связан с контпродуктивной позицией местных элит, уничтожающих все, даже полезные начинания друг друга в постоянных междоусобных войнах и поведением СМИ их обслуживающих, что снискало дурную славу об омичах в информационном пространстве России. Позитивным был опыт конкурентной борьбы. Три дизайнерских команды работали над графическим решением бренда региона. Одна из них разрабатывала символику и для олимпийской сборной России, но именно омичам удалось победить и внутри пула, который делал этот проект и на международной арене, таких результатов омские дизайнеры не добивались ни до этого проекта, ни после. Есть повод гордиться, но, в основном, завидуют. В общем позитивного опыта было в разы больше. Теперь мы знаем, что мы конкурентны не только в России, но и в мире, как и омские спортсмены и другие профессионалы, которыми гордится Омская область.
Согласен, что можно разделить мою карьеру до и после. До проекта по бренду региона я никогда не слышал ни одного плохого слова в свой адрес, ведь я помог десяткам предприятий создать конкурентоспособные продукты и выйти на российский и международные рынки, участвовал в проектах по строительству и запуску новых заводов и производственных линий, они становились крупнейшими налогоплатильщиками в омский бюджет, создавали рабочие места, создавал то, что потом и называли омскими брендами, включая самый известный в России "Авангард", а когда решил объединить сразу весь потенциал региона, чтобы единый бренд работал на всех жителей Омской области и помогал продавать региональные товары начинающим и малым предприятиям, у которых нет больших ресурсов для выхода на внешние рынки — получил предательский, исподтишка удар в спину от тех, кто никогда ничего не создавал и не приумножал, а только делил и отнимал.
Они никогда не вкладываются в экономику региона, их интересует только власть и управление сознанием людей и, конечно же, бюджетные деньги. Некоторые из этих людей уже показали свое истинное лицо, но основные кукловоды остаются в тени и, пока они есть, региону не дадут развиваться, потому что тогда они проиграют тем кто умеет зарабатывать сам, а не кормится с бюджета. Заметьте! Ложь и грязь льются из источников, репутация которых и сама является грязной. Ни одно приличное издание и серьезный журналист в этом не участвовали. В основном, это известные в профессиональных кругах изгои и обычные наёмники, выполняющие грязную работу для политтехнологов, напоминаю, что шла информационная война. Когда-нибудь, когда у меня будет свободное время, я выложу всю эту историю в интернет и все встанет на свои места. И кому-то будет стыдно за перепечатки и распространение лжи перед омичами. А кому -то и не будет, потому что у них нет стыда. К сожалению, истории свойственно повторяться, и как говорил Достоевский, "в России всегда ругают власть и превозносят дураков".
— Если бы правительство Виктора НАЗАРОВА предложило вам поучаствовать в работе над новым брендом региона, который отражает уже сегодняшние реалии, вы бы согласились? И каким было бы сегодняшнее графическое решение регионального бренда?
— А никто и не отказывается от старого, он будет еще более актуальным, я думаю, потому что экономический рисунок региона за последние три года не изменился, а слова Путина "Медведь ни у кого разрешения спрашивать не будет. Медведь тайги своей не отдаст" расходятся гигантскими тиражами на сувенирной продукции. Пора уже определиться жителям региона: они ответственные хозяева своей земли (медведи) или временные переселенцы (зайцы), которые ждут следующего доброго дядю (Мазая), который им даст землю, заводы, кредиты и льготы. Если хозяева, то и к территории надо относится по-хозяйски, сохранять и преумножать то что дает нам мать природа и человеческий гений, а не грызть друг другу глотки, вырывая последний бюджетный кусок.
Кстати о бюджетных деньгах: вопреки интернет-мифам, у меня никогда не было контрактов с государством, только с коммерческими структурами, и я никогда не получал бюджетных денег, тем более,10 млн за "брендолапу", как любят писать некоторые непорядочные люди.
— Расскажите, над чем вы работаете сейчас. Что удалось в этом году, который скоро закончится? Какие у вас планы на 2016 год? Приедете ли на празднование юбилея Омска?
— Я реализую несколько коммерческих проектов в Москве, один федеральный благотворительный проект в сфере образования. Здесь этот проект реализуется по инициативе и при поддержке губернатора Виктора НАЗАРОВА и правительства Омской области. А также, по- прежнему помогаю омскому бизнесу быть более конкурентоспособным, реализован проект "Агроцентр "Дружино"" и реализуется проект "ВНИМИ Сибирь", а тут еще 300-летие Омска добавилось, которого в планах не было, в общем работы, как всегда больше чем времени в сутках. Я в любом случае приехал бы на празднование 300-летия любимого города, а теперь обязан, чтобы посмотреть скептикам в глаза и порадоваться вместе с омичами, что мы сделали этот праздник своими руками и он у нас получился не хуже, чем в других городах-миллионниках. Ведь мы этого достойны.
Фото из архива "КВ"