«Можно жить без планирования? Можно. Но роста не будет или он будет спонтанным».
Продолжаем публикации с декабрьского форума в Омске «Свое дело – твой успех». Представляем читателям выступление с этого форума финансового директора компании «Нескучные финансы» Светлана ГАГИНА:
— 2025 год обещает быть непростым для предпринимательства, поэтому поговорим про планирование. Когда мы заходим в эту тему с клиентами, встречаемся с несколькими мешающими убеждениями. Первое: собственники утверждают, что планировать что-то невозможно – слишком высокая волатильность, а у них специфичный бизнес, самый особенный, ни на что не похожий. Я вас уверяю, за много лет практики – под моим руководством сейчас находятся более 50 финансовых директоров и более 150 клиентов из различных отраслей – не встречала ни одного бизнеса, в котором планирование невозможно. Да, в одной сфере оно может быть сложнее, чем в другой, но планировать можно и нужно везде.
Второе мешающее убеждение – «я не знаю точных цифр, чтобы составить планы». Здесь все намного проще: внедряем три отчета – отчет о движении денежных средств, отчет о прибылях-убытках и управленческий баланс. Я говорю про управленческую отчетность, которая собирается именно для собственников – не про бухгалтерию.
Конечно, планирование – это лишние задачи, лишние встречи, это отнимает много времени у собственника, у команды, у директоров, у бухгалтера, у всех, кто сталкивается с цифрами компании, с планами продаж, с планами реализации закупок и так далее. Да, заниматься этим трудно, скучно, муторно. Но если в вашей компании есть финансовая служба, я вас уверяю, при поддержке собственника она способна творить чудеса.
Можно жить без планирования? Можно. У меня однажды была на сопровождении клиентка, которая 15 лет интуитивно вела бизнес в прибыль. Но когда она решила кратно расти, она поняла, что без фактических данных сделать это не получится. Если не планировать, мы не понимаем, к чему приведет то или иное решение. Что произойдет, если мы повысим зарплату сотрудникам? Что произойдет, если поднимем средний чек? Что произойдет, если цены на сырье возрастут кратно? Как это в конечном счете повлияет на нашу чистую прибыль? На все эти вопросы ответов не будет, если нет планирования. Роста не будет или он будет спонтанным. Стратегия есть у всех компаний, абсолютно у всех. Просто кто-то этой стратегией управляет, а кто-то не управляет, и стратегия управляет им.
Собственники часто говорят, что хотят выйти из операционки, поехать на Бали, пока их бизнес будет работать сам под присмотром управляющего. Но для того, чтобы это получить, нужно сначала обеспечить компанию чистой прибылью! Все это как раз сводится к планированию.
У чистой прибыли есть несколько функций. Одна из них – выплаты дивидендов. Вторая – обеспечение подушки безопасности на случай всевозможных пандемий, пожаров, стихийных бедствий. Третья функция – развитие бизнеса: расширение, масштабирование, открытие новых точек, филиалов, наем новых сотрудников, корпоративы. Чистая прибыль должна идти на несколько целей, не только на дивиденды!
Цели должны быть конкретные, не просто «хочу вырасти». Вырасти по выручке? По прибыли? По количеству сотрудников? По количеству филиалов? Причем измеримые. Не «хочу вырасти по прибыли», а «хочу вырасти по прибыли на 20%», «хочу вырасти до трех миллионов чистой прибыли ежемесячно». Через месяц, через год, через пять лет, через десять – четкие сроки. И конечно, цели должны быть достижимые, реалистичные. План должен опираться на фактические данные с учетом сезонности, основных тенденций по отрасли. «Хочу один миллиард прибыли в конце года» неадекватно. «Хочу обеспечить себе старость» слишком расплывчато. «Хочу прирасти к концу года по выручке на 10% и по прибыли на 8%» или «Хочу по итогам года получить 10 миллионов дивидендов при текущем уровне прибыли два миллиона в месяц» – эти цели реальные, вполне достижимые.
Для старта планирования подходит инструмент «финансовая модель», которая составляется в стандартных Google таблицах. Мы рассчитываем выручку, чистую прибыль, включаем блок расходов, смотрим, что с денежным потоком, управленческий баланс, который нам подсказывает, что есть в бизнесе, какие активы и за чей счет они приобретены – собственного капитала или заемного. Финансовая модель как раз позволяет найти ключевые показатели, влияя на которые, мы кратно можем увеличить чистую прибыль – 20% усилий, приносящие 80% результата. Финмодель подскажет, как предсказать и избежать потенциальные кассовые разрывы – одну из основных болей наших предпринимателей, понять, сколько прибыли и выручки можно заработать при разных сценариях развития бизнеса.
Сейчас декабрь – как раз прекрасное время составить финансовую модель с учетом трех сценариев. Нормального – если будем двигаться в том же режиме, наши сотрудники будут трудиться, плюс-минус сохранятся те же самые цены от поставщиков, средний чек останется прежним. Составляем пессимистичный сценарий. Что будет, если произойдет кризис? Если поставщики поднимут цены, придется повысить зарплату сотрудникам, чтобы их удержать от ухода в другие компании. Для чего это проигрывается? Чтобы понимать, что мы можем сделать, чтобы к сценарию минимум не прийти через год. И конечно, нужен оптимистичный сценарий. Что произойдет, если все мы активно поднапряжемся? Выбираем для себя оптимальный сценарий, по которому будем двигаться в следующем году.
Учитывайте ограничение производственных мощностей. Например, у вас салон красоты и вы хотите расшириться. Но какие бы вы сценарии финмоделей ни проигрывали, чтобы вырасти, нужно поставить еще одно кресло (и нанять еще одного парикмахера), а помещение, в котором вы работаете на данный момент, этого не позволяет. Про такие узкие горлышки важно помнить при составлении финансовой модели.
У меня был кейс по производителю суши-роллов. У клиента – шесть точек. Когда мы составили финмодель, оказалось, что одна из них не просто в ноль работает, а систематически в убыток, тем самым всю компанию тянет в минус. Собственник принял решение закрыть эту точку, а деньги, которые он оттуда высвободил, направить на развитие других. Вот как это работает.
На сайте «Нескучных финансов» есть бесплатный шаблон, с помощью которого вы сможете составить свою финансовую модель. Проверьте себя. Даже если план не сработает, у вас будет понимание, что надо исправить.
Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 25 декабря 2024 года.
Фото © Максим КАРМАЕВ