2 декабря 2015 года в московском офисе Яндекса состоялся круглый стол, на котором обсуждались проблемы современной онлайн-торговли в России. В мероприятии, приуроченном к 15-летию Яндекс.Маркета, пригласили поучаствовать и обозревателя "Коммерческих Вестей" Николая ГОРНОВА
Предлагаем вниманию наших читателей наиболее интересные моменты из разговора представителей региональных СМИ с руководителем Яндекс.Маркета Павлом АЛЕШИНЫМ, где он рассказывал об особенностях современной онлайн-торговли, китайских интернет-магазинах, новых логистических технологиях и влиянии кризиса на рынок электронной коммерции.
О перспективах Яндекс.Маркета
Мы быстро растем и по аудитории, и по количеству продавцов, и по товарным позициям. И хотя в 2013 году наступил некоторый перелом, и наша аудитория перестала расти так быстро, как хотелось бы, но это связано с тем, что перестала расти и российская аудитория Интернета. Есть в стране 80 млн человек, которые ходят в Интернет, и прирост теперь происходит на единицы процентов. Но это не значит, что нам больше нечего делать. Сегодняшняя доля e-commerce в общем объеме розничной торговли в России — порядка 3,5%. Много это или мало? Для сравнения, в США доля e-commerce составляет 9%, и вполне очевидно, что потенциал для роста у российского рынка есть. И мы обязательно будем расти, когда решим те проблемы, которые мешают. Что люди покупают в онлайн-магазинах? Прежде всего, конечно, электронику, бытовую технику. С этих товаров, собственно, и начиналась электронная коммерция. Был Интернет, были гики, которые этим Интернетом пользовались, они же пользовались электронными устройствами и их же продавали. Постепенно количество категорий стало нарастать, появились категория товаров для автомобилей, для дома, спорта, отдыха, появились продукты и многое другое.
Где мы всем этим торгуем? В основном, конечно, в столичном регионе. На Москву и Московскую область приходится 55% всех продаж. Еще 24% — это Санкт-Петербург и Ленинградская область. В регионах мы недорабатываем, и я это признаю. Если в общем объеме розничной торговли России на регионы приходится 48%, то у Маркета доля в регионах намного ниже — 21%. Такая ситуация связана с тем, что многие магазины, торгующие онлайн, не хотят отправлять товары в регионы из-за сложной и дорогой логистики. В результате, в регионах узкий ассортимент, люди не могут выбрать нужный им товар и заказать доставку. Именно поэтому в июле 2015 года мы открыли новый сервис — Яндекс.Доставка.
О доставке товаров
Мы не закупаем грузовики и не открываем по всей стране новые склады. Вся логистическая инфраструктура в стране уже есть. В России работает множество логистических предприятий, имеющих в собственности большие складские помещения, налажена и коммуникация между городами, беда заключается лишь в том, что нет надстройки выше, поэтому логистическая инфраструктура получается заплаточной. Есть, например, отличные компании, которые возят товары из Москвы в Екатеринбург, но по при этом они не могут забрать товар со склада в Москве. Представьте, что вы торгуете в Москве и у вас маленький магазинчик по продаже телефонов. По Москве у вас проблем нет, товары покупателям развозит ваш курьер. А как только вы выходите на другие регионы, вам нужно будет работать сразу с несколькими перевозчиками, платить каждому за отгрузку товара, вести с ними документооборот и расчеты. Это сложно и хлопотно. И нужно еще нанимать отдельных людей — логистов.
Яндекс берет все эти хлопоты на себя. Яндекс.Доставка — это агрегатор логистических компаний, позволяющий магазинам доставлять товары из Москвы и Подмосковья в любые регионы России и работающий по принципу одного окна. Магазину достаточно подключиться к сервису, чтобы сотрудничать с разными перевозчиками. Яндекс предлагает единую отгрузку товара, единый документооборот и систему расчетов, что позволит продавцам сократить затраты на логистику и расширить географию продаж. Причем, услуга для магазинов бесплатная. Они платят только за доставку товаров по тарифам операторов и дополнительные услуги — например, за сортировку товара или прием денег у покупателя. Но если с товаром что-то происходит в пути, Яндекс несет за это ответственность.
Мы сознательно запустили сервис Яндекс.Доставка как отдельный инфраструктурный сервис для магазинов. Нас, кстати, многие отговаривали. Агрегация логистики — это действительно сложная задача. Многие пытались решить эту задачу, и ни у кого не получилось. Мы уже сегодня можем сказать, что у нас получилось. У нас все работает. Все покупки доходят без сбоев. Следующий этап — интеграция калькулятора доставки с Яндекс.Маркетом. Чтобы покупатель, находя на Яндекс.Маркете нужный ему товар в магазине, подключенном к Яндекс.Доставке, мог сразу получать информацию о способах и стоимости доставки нужного ему товара.
О требованиях к магазинам
Мы раздаем трафик магазинам. Пользователь приходит на нашу площадку, а потом уже от нас переходит в магазин. Почему магазины любят Яндекс.Маркет? Потому, что наш трафик очень качественный. Мы не ставим себе задачу, чтобы просто нагнать в магазин побольше людей, которые ничего не будут покупать. Все очень просто: если мы обеспечиваем магазин заказами — он с нами, не обеспечиваем — он пожимает плечами и уходит. К магазинам у нас требования достаточно жесткие. Но одинаковые для всех, и мы их точно не ужесточаем для регионалов. Примерно треть заявок от магазинов на подключение мы не удовлетворяем. Причина в том, что либо магазины не на 100% удовлетворяют требованиям к дистанционной торговле, либо они впрямую торгуют подделками.
О сроках доставки в регионы
Когда мы говорим о регионах, то ставим себе задачу довести в конкретном, допустим, самарском регионе количество предложений до столичного. И чтобы сроки доставки товара покупателям были сравнимы с Москвой. Этого можно добиться двумя способами — улучшением логистики доставки из других регионов и целевым привлечением на Яндекс.Маркет локальных магазинов. Что интересно, в отдаленных регионах, где практически нет альтернатив "Почте России", люди готовы ждать. Мы проводили исследования по времени терпеливого ожидания товара, и если медиана по крупным городам, таким как Екатеринбург и Новосибирск, — 2-3 дня, а дальше идет резкий спад, то в среднем по России время ожидания существенно больше — 5-7 дней. Таких показателей "Почта России", в принципе, добиться сможет, если захочет.
О китайских интернет-магазинах
Есть категории товаров, в которых конкуренции между российскими и китайскими магазинами практически нет. Если посмотреть на "средний чек" из Китая, то мы увидим, что он очень небольшой. Из Китая едут дешевая электроника и недорогая одежда. А когда мы говорим про технику, которую тяжело доставлять — холодильники и прочую технику для кухни, — то уже сразу возникает вопрос, а готовы ли наши люди покупать ее в Китае? Нет, пока, не готовы. Как не готовы покупать в Китае и товары известных брендов. Есть проблемы и с качеством продаж. Если вы приходите на китайский маркетплейс, а там вместо "женский пиджак" написано "рука девушка пиджак лицо", то вряд ли вы захотите там что-то купить.
О новых логистических технологиях
Если в России появится компания, которая придумает эффективную доставку дронами, мы тут же подпишем с ней договор и будем отдавать все заказы от людей, которые пожелают получать товар дронами. Вот только мне кажется, что история про дроны — это не про нас, а про одноэтажную Америку, где оставить заказ у крыльца дома — это нормально. Там это может сработать. В России, где даже балконы есть не всех людей, — я сомневаюсь, что эта технология с дронами сработает.
О торговле подделками
Продажа подделок — это действительно проблема. Глобально эта проблема пока не решаемая, поскольку даже официальные представители производителя не всегда могут отличить подделку от легальной продукции. У нас были примеры, когда мы, разбирая конкретные случаи с конкретным товаром, доходили до официального сервисного центра, и не могли добиться никакого ответа. А бывают, естественно, очевидные подделки. Когда к нам обращается покупатель и рассказывает, что ему продали iPhone c двумя SIM-картами, на Android, да еще и с телевизором — тут не о чем задумываться. И это явно не ошибка магазина. В данном случае курьер не потерял заказ, никто не перепутал адрес доставки, это такая бизнес-модель — торговля подделками, а магазины с такими бизнес-моделями нам не интересны, мы их сразу отключаем от Яндекс.Маркета.
Бывает, что приходит производитель и говорит: "Такой-то магазин торгует подделками". Почему к нам обратился производитель — мы не знаем. Может быть, тот магазин действительно торгует подделками. Но мы должны жалобу проверить, поэтому первым делом запрашиваем у магазина документы на товар. Если магазин действительно нарушает, то он чаще всего исчезает. Но нередко магазин присылает нам подтверждающие документы. В таком случае мы ничего сделать не можем. Здесь уже сам правообладатель должен действовать, если он считает, что его права были нарушены. Впрочем историй с подделками все же не очень много. Чаще конфликты возникают в "серой" зоне. К нам нередко приходят крупные ритейлеры с обвинениями, что мы торгуем "серым" товаром. И всем приходится напоминать, что мы не торгуем, а рекламируем товарные позиции. И низкая цена, кстати, — это не всегда "серый" товар. Возможен вариант, когда часть ритейла просто завышает цену на популярные позиции, а кто-то закупал товар при другом курсе доллара или распродает запасы по акции. Мы этого знать не можем.
О пошлинах на покупки в зарубежных интернет-магазинах
Конечно же ситуация неоднозначная. По-сути, сегодня на рынке розничных продаж есть игроки с разной налоговой нагрузкой, и есть государство, которое хочет получать свои налоги. Идея в том, что если оффлайновая торговля платит пошлины, то должна платить и онлайн-торговля. В каком виде все это будет принято — пока не очень понятно. На покупателях эти изменения отразятся, конечно, поскольку средняя стоимость товара на рынке подорожает. На Яндекс.Маркете изменения если и отразятся, то незначительно.
О торговле одеждой
С проблемой выбора ничего сделать нельзя. Я всегда привожу в пример так называемое маленькое черное платье. Хоть какое его описание сделайте — хоть в стихах. Все равно каждая девушка захочет его пощупать и померить. Именно поэтому торговать одеждой в Интернете тяжело. И поэтому, собственно, существуют и пользуются спросом оффлайные магазины. Что могут противопоставить онлайновые магазины, торгующие одеждой? Только бесплатную доставку и примерку в пунктах самовывоза.
О скидках и распродажах
В нашем понимании скидка — это когда товар реально теряет в цене. Есть, допустим, на рынке есть три продавца, двое торгуют одинаковым товаром по 100 рублей, а третий — по 90 рублей, поскольку он сделал скидку в 10%. В этом случае, мы считаем, что скидка есть. А если третий торговал по 150 рублей, а потом сделал скидку и стал торговать по 140 рублей, то это точно не скидка, а какой-то обман потребителей.
О кризисе
Для онлайн-торговли, как ни странно, положительно все — и экономический рост, и кризис. В интернет магазины люди приходят прежде всего за низкой ценой. В кризис, когда происходит снижение реальных доходов, низкая цена вдвойне актуальна. И люди хотят сравнивать, чтобы купить дешевле. Сравнивать в оффлайне — очень неудобно. Тогда люди идут в Интернет, где удобно и сравнивать цены, и выбирать товар. Соответственно даже в самые суровые периоды, когда ритейл проваливается вниз, онлайн-торговля продолжает расти, хотя и не так быстро, конечно. К примеры, если продажи одежды упали сегодня практически на 40%, то крупные онлайновые ритейлеры рапортуют о росте на 30% год к году.
Справка "КВ"
Яндекс.Маркет был создан в 2000 году и стал одной из первых площадок для поиска товаров в Интернете. Сегодня к Яндекс.Маркету подключены порядка 18 000 российских и зарубежных интернет-магазинов (85 магазинов из Омска), ежемесячная аудитория которых превышает 20 млн посетителей (рост в 2015 году в сравнении с 2014 годом — 9%). По оценкам аналитиков Яндекса, валовый объем продаж товаров, представленных в Яндекс.Маркете, за 10 месяцев 2015 года превысил 72,5 млрд рублей, что на 23,6% больше, чем за аналогичный период 2014 года.
По данным совместного исследования Яндекса и аналитической компании GFK Rus, при выборе товаров более 70% россиян пользуются сервисом Яндекс.Маркет, а сам сегмент е-commerce остается в кризис самым быстрорастущим сегментом розничной торговли. По сравнению с прошлым годом почти на треть выросла популярность китайских интернет-магазинов. В российских интернет-магазинах большинство покупателей заказывают мелкую бытовую технику, одежду и обувь, косметику; за рубежом — одежду и обувь, детские товары, мобильные устройства. В китайских магазинах намного чаще, чем в среднем, покупают мобильные устройства, в магазинах других стран — косметику. Самым популярным способом расчета за покупки в российских интернет-магазинах остаётся оплата наличными в момент доставки: в 2015 году так платили 71% опрошенных (в 2014 году — 73%).
Предпочтения омичей не особо отличаются от предпочтений россиян в целом. За октябрь 2015 года омичи приобрели с помощью сервиса Яндекс.Маркет товаров на 55 млн рублей, что на 36% больше, чем в октябре 2014 года. В Омске опыт покупок в китайских интернет-магазинах имеют уже 55% всех потребителей услуг электронной торговли. Для сравнения, в интернет-магазинах других зарубежных стран покупали только 16% опрошенных омичей. Омский интернет-магазины тоже востребованы, в них совершали покупки 65% респондентов. Самые распространенные в Омске способы доставки товаров из интернет-магазинов — самовывоз и почтовые отправления через "Почту России" (за год воспользовались 52% опрошенных).
Фото © Яндекс