Руководитель омского педуниверситета рассказал о зарплатах сотрудников, о том, сколько в ОмГПУ иностранцев, почему не хочет объединяться с классическим университетом и об уголовном деле предыдущего ректора
На «кухонных посиделках» в редакции «Коммерческих вестей» побывал профессор, доктор филологических наук Геннадий КОСЯКОВ, с ноября 2016 года — и. о. ректора ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет». «КВ» узнали, что думает новый руководитель одного из старейших омских вузов о реформировании высшего образования, о качестве подготовки специалистов-педагогов, о самых востребованных специальностях педуниверситета, об инновациях в учебном процессе, кадровом дефиците и специфике ОмГПУ. Наиболее интересные моменты из двухчасовой беседы за чашкой чаю «КВ» предлагают вниманию своих читателей.
– Геннадий Викторович, с отставки Олега ВОЛОХА уже достаточно много времени прошло. Когда будут назначены выборы ректора в ОмГПУ? И почему, кстати, они так долго не назначаются?
– Относительно выборов. В соответствии с законодательством и уставом вуза выборы безусловно будут объявлены, но когда именно – это зависит от нашего учредителя, Министерства образования и науки РФ. Вообще исполняющий обязанности должен проработать некоторое количество времени, показать результаты своей работы, обычно на это дается полгода-год, и далее уже назначаются выборы.
– То есть от университета сроки не зависят?
– Напрямую – нет, не зависят.
– Вы говорите: исполняющий обязанности должен показать результат. А нам вспоминается Игорь ЩЕТКИН, который был назначен исполнять обязанности ректора ОмГПУ в 2011 году, руководил вузом почти два года, а потом проиграл на выборах Олегу ВОЛОХУ...
– Выборы – это выборы. Выбирает-то коллектив. Причем выборы ректора – это такое мероприятие, которое всегда должно проходить на альтернативной основе. Причем, как показывает практика, если аттестационная комиссия Минобрнауки РФ видит, что кандидат реальный всего один, а остальные участники – это технические кандидаты, то такие выборы отменяют. Кандидаты должны быть все реальными, должны отвечать всем требованиям, а они, поверьте, сейчас очень жесткие: кроме наличия степени и звания, обязательно должна быть профессиональная подготовка или повышение квалификации по экономике, менеджменту, управлению персоналом и проектной деятельности. Естественно, смотрят педагогический стаж, послужной список...
– Стать кандидатом в ректоры ОмГПУ может только преподаватель вашего вуза или это может быть управленец со стороны?
– Вопрос интересный. Я сейчас учусь в Московской школе управления «Сколково», и там, как и в министерстве, конкурируют сейчас две основные позиции. Согласно одной позиции ректор вуза – это носитель академических традиций вуза, он должен быть профессором и доктором наук. Согласно другой позиции ректор – это управленец, и в идеале он не должен быть ученым, а просто хорошо выполнять функции менеджера в образовательном учреждении. Пока побеждает первая точка зрения, поэтому среди обязательных требований – наличие ученой степени и звания. Но при этом кандидат не обязательно должен быть работником того вуза, где он баллотируется в ректоры. Главное соответствовать всем аттестационным требованиям. Ну и, разумеется, чтобы кандидат был выдвинут одним из структурных подразделений университета.
– А есть уже примеры в России ректоров-менеджеров?
– Без ученой степени? Пока нет, потому что наличие ученой степени – это один из аттестационных показателей. Но есть хорошие примеры ректоров инновационной направленности. Например, ректор Тюменского государственного университета. Сейчас этот вуз демонстрирует амбициозное и динамичное развитие, участвует в программе «5-100», которая нацелена на то, чтобы не менее пяти университетов из числа участников программы вошли в топ-100 лучших вузов мира согласно трем авторитетным мировым рейтингам.
– У нас множество руководителей производственных предприятий имеют ученую степень. Может директор завода стать ректором вуза? Есть разница в принципах управления между вузом и заводом?
– Смотря каким вузом. Сейчас многие крупные корпорации создают свои корпоративные университеты, где готовят кадры для себя. Да и формат классического вуза претерпевает сейчас большие изменения.
– Регулярно появляется информация, что ОмГПУ выигрывает конкурсы на повышение квалификации чиновников. С кем вы конкурируете в этих конкурсах?
Дополнительные образовательные услуги – это большая сфера, где мы конкурируем и со всеми вузами, причем не только с омскими, и с различными организациями дополнительного образования, которых в Омске очень много. Дополнительное образование сейчас не требует аккредитации, лицензия выдается таким организациям на уровне региона. Дополнительное образование, кстати, востребовано сегодня все большим количеством людей всех возрастов, и мы хотим быть интересными для всех, и это нас отличает от многих других вузов, у которых более узкая направленность. Кстати, я в октябре буду защищать проект в школе управления «Сколково», связанный как раз с новой концепцией педагогического вуза.
– Можно подробней рассказать о проекте? В чем особенность новой концепции?
– Концепция подразумевает многоуровневый университет, открытый, инновационный, ориентированный на различные возрастные группы, а также закрепление отраслевой принадлежности – педагогический вуз. Это к тому, чтобы у наших конкурентов отпали вопросы о том, нужен или нет отдельный вуз для обучения педагогов.
– У нас остались еще педвузы в стране?
– Остались, но их уже мало – всего 37. И мы сейчас сплачиваем свои ряды. Многие проекты пытаемся реализовывать совместно.
– То есть вопрос присоединения ОмГПУ к ОмГУ уже снят с повестки дня? Или все еще есть такая опасность?
– Я что хочу сказать, коллеги. Сейчас количество вузов в России резко сократилось. В 2007 году одних только государственных вузов было порядка 700, плюс 800 негосударственных, к этому количеству нужно добавить филиалы, которых было порядка 2,5 тысячи. А сейчас всех вузов осталось примерно 800. Система высшего образования сильно оптимизировалась. На территории Омской области, например, осталось всего 19 образовательных организаций, реализующих программы высшего образования. Это включая филиалы московских и омских вузов. Причем вузы у нас очень разные, за счет чего в Омской области очень широкий спектр образовательных услуг. И мы этим выгодно отличаемся от многих других регионов. У некоторых осталось всего по одному вузу.
К тому же опыт создания больших вузов – федеральных и опорных университетов – не всегда был удачным. У каждого вуза есть своя история, свои традиции, своя корпоративная культура, и когда из нескольких разных вузов пытаются слепить что-то общее, не всегда получается хороший результат. Зачастую в объединенном вузе идет слом, долго длится кризисный период. Мне известны примеры при создании федеральных университетов, когда объединенный университет начинал терять позиции. Что касается идеи объединения вузов. У нас уже есть опорный технический университет, предлагалось создать второй опорный университет, уже гуманитарный, идея эта жива, насколько я знаю, но она уже не висит над нами дамокловым мечом, сейчас Минобрнауки РФ не инициирует объединительные процессы, в том числе по созданию опорных вузов.
– Мы помним, что ваш коллектив был против объединения...
– Наш коллектив неоднократно высказывался против, были и соответствующие решения ученого совета вуза. И вы знаете, моя точка зрения на этот счет со временем только крепнет. Все омские вузы нашли свое поле деятельности. От политики жесткой конкуренции друг с другом мы перешли к политике взаимодействия. И наш вуз имеет право, я считаю, не только на сохранение, но и на развитие.
– Все же не совсем понятно. Когда-то Минобрнауки говорило, что опорных университетов в регионе будет по одному. Не важно какому – гуманитарному или техническому. Потом откуда-то взялась идея, что опорных университетов в Омске может быть два. Откуда? Что, Минобрнауки пересмотрело свою концепцию?
– Не совсем было так, как вы сказали. Изначально планировалось, что опорные вузы все же будут различаться. А сейчас позиция государства действительно становится более гибкой, считается возможным для региона существование двух опорных вузов. Для региона вообще очень важно иметь либо федеральный университет, либо национальный исследовательский. В Томской области, например, два национальных исследовательских вуза – Томский государственный университет и Томский государственный технический университет.
– Для понимания: каков годовой бюджет ОмГПУ? И сколько студентов сейчас обучается в вашем вузе?
– Если вместе с филиалом в Таре считать, то у нас сегодня порядка 9,5 тысячи студентов, которые обучаются по программам высшего и среднего профессионального образования. Из них порядка 4 тысяч студентов обучаются на бюджетных местах. Что касается бюджета, то в прошлом году у нас государственных средств было более 300 млн рублей, внебюджет – более 250 млн рублей. В этом году бюджетное финансирование увеличилось до 335 млн рублей. А внебюджет подсчитаем к декабрю. Но будет не меньше, я думаю, уровня прошлого года.
– Почему вам дают 335 млн рублей, а не 500 млн рублей, к примеру?
– Деньги выделяют по количеству обучающихся на бюджетных местах. Финансирование у нас сейчас подушевое.
– Сколько денег вуз должен заработать самостоятельно? Есть какой-то минимум?
– Минимум определяется из показателей эффективности. Нам нужно на одну единицу профессорско-преподавательского состава привлечь из разных источников на финансирование науки не менее 70,1 тысячи рублей, а вообще из всех источников на одного преподавателя мы должны привлекать 1,56 млн рублей. Причем для Омска эти цифры эффективности выше, чем для многих других регионов. Для Алтайского края, например, на науку нужно привлечь 50 тысяч рублей на одну единицу профессорско-преподавательского состава.
– А если сократить десяток преподавателей, то эффективность сразу поднимется по количеству привлеченных средств?
– Тогда по ряду других параметров эффективность станет ниже. Есть норматив, например, по соотношению количества преподавателей и студентов. Должно быть 1:12
– Так все-таки ОмГПУ крупнее ОмГУ или вы по размерам одинаковые?
– Примерно одинаковые. Мы относимся к одной группе вузов и по количеству факультетов, и по количеству обучающихся. Единственное отличие – по количеству студентов заочной формы обучения. У нас заочников больше. А лидер по заочникам – факультет начального, дошкольного и специального образования.
– А среди всех омских вузов вы по размерам на каком месте?
– Я думаю, примерно на третьем, после ОмГТУ и ОмГАУ.
– У вас же свой лицей есть. Его выпускники автоматически поступают в ОмГПУ?
– Да, лицей есть, он так и называется – Академический лицей ОмГПУ, но выпускников мы не ориентируем только на поступление в наш университет. Традиционно наши медалисты успешно поступают в разные вузы нашего города и других городов. У нас и «звездочки» в лицее учатся. Два года назад наш выпускник поступил без экзаменов в МГИМО и стал лауреатом президентского гранта как призер Всероссийской олимпиады школьников по истории.
– Зачем тогда лицей, если его лучшие выпускники поступают в другие вузы?
– Во-первых, для опробирования методических наработок, которые у нас появляются. Во-вторых, наши студенты туда приходят на практику. В-третьих, как я уже говорил, педагогический университет должен быть обязательно многоуровневым, он должен ориентироваться на обучение разных возрастных групп. Дети, обучающиеся в вузовском лицее, они, скажем так, частично включены в вузовскую жизнь. У них и уроки спаренные, как в университете. И они отличаются от учеников городских школ. С ними очень интересно общаться, они многим интересуются, у них более осознанный выбор, кстати, направлений подготовки.
– Учеба в лицее платная? Почем родителям обходится обучение?
– Стоимость обучения – 5 320 рублей в месяц.
– И как дети попадают в ваш лицей?
– По результатам собеседования. В этом году мы чувствуем, что будет большой наплыв в 10 класс. Скорей всего откроем еще один.
– Какие проблемы сейчас возникают у ваших выпускников с трудоустройством? Сложно ли им найти работу? И сколько у вас так называемых целевиков?
– Трудоустройство сейчас отслеживается по базам Пенсионного фонда РФ, так что объективность данных полная. В прошлом году у нас показатель трудоустройства был на уровне 75%, в позапрошлом году – 80%. Это неплохой процент. Наши студенты трудоустраиваются несколько легче, чем выпускники вузов, которые готовят специалистов по экономике, менеджменту, юриспруденции. Что касается целевиков, то с каждым годом их количество растет. Они приходят к нам по направлениям из школ, учатся за счет федерального бюджета. Министерством в рамках общего набора для них выделяется определенная квота.
– Вот отучился целевик, получил диплом, а потом не поехал работать в школу, которая ему выдавала направление. И что будет?
– Хороший вопрос. Министерство нацеливает нас на заключение трехстороннего контракта между вузом, студентом и заказчиком – муниципальным образованием. Причем муниципальное образование должно брать на себя обязательство по частичному финансированию целевого обучения. Подписавший такой контракт выпускник обязан будет прийти на работу в школу, от которой он получал направление.
– Но сейчас таких контрактов еще нет?
– В таком виде – нет. Есть договоры о целевом обучении, но они носят рамочный характер и ни к чему не обязывает выпускника.
– В так называемой дорожной карте по повышению эффективности высшего образования определено, что к 2018 году средняя зарплата профессорско-преподавательского состава вузов должна составлять 200% от средней по региону. Вы к этим показателям приближаетесь?
– Приближаемся, да. Хочу только уточнить, что считается не средняя зарплата по региону, а среднедушевой доход от трудовой деятельности. На конец 2016 года среднедушевой доход был на уровне 24,9 тысячи рублей, а у нас средняя зарплата профессорско-преподавательского состава составляла 156% от этой величины. Сейчас мы вышли на уровень 165-167%. В рублях это примерно 43-44 тысячи.
– Это у вас средняя зарплата по университету?
– Да, от ассистента до декана. А к концу 2017 года года мы планируем выйти на показатель 180%.
– Зарплату менеджеров считаете отдельно? У вас же там наверняка большой управленческий аппарат...
– Уже небольшой. Оптимизация у нас идет полным ходом, также как и в других вузах РФ. Если год назад в нашем университете было примерно 1 100 сотрудников, если не учитывать Тарский филиал, то на сегодняшний день – 926 человек. Профессорско-преподавательский состав остается стабильным, сокращение производилось за счет хозяйственного персонала. Мы передаем функции по техническому обслуживанию корпусов на аутсорсинг, уборку помещений производят сейчас клининговые компании, ну и так далее.
– В Тарском вашем филиале по каким специальностям студенты обучаются?
– В филиале мы готовим учителей русского языка и литературы, учителей математики и информатики, есть даже профиль, связанный с физической культурой. Единственное отличие от головного вуза, что в филиале мы обучаем только по профилю «Педагогические науки». Там нет непрофильных программ. Филиал в Таре готовит только учителей.
– По прошлому году у вас на какие специальности был самый большой конкурс?
– Самые популярные специальности у нас традиционно на факультете иностранных языков, где у нас английский, французский, немецкий и китайский. Популярностью пользуется факультет истории, философии и права, где есть уникальная программа «Конфликтология» с бюджетными местами, мы имеем бюджетные места на специальность «Философия», что большая редкость для педагогических университетов. Очень хороший конкурс у нас на факультете искусств и на филологическом факультете, кстати. Мы были одним из первых вузов в Омске, кто перешел на двухуровневую систему подготовки, и сегодня такого широкого спектра магистерских программ, как у нас, нет во многих классических университетах России. Я был недавно в Московском государственном педагогическом университете, и там нам рассказывали о новой магистратуре по медиаобразованию. У нас такая магистратура уже три года работает, только называется иначе – «Массовые коммуникации в образовании».
– По качеству образования омский педуниверситет реально сравнивать с московским?
– В прошлом году мы участвовали в независимой проверке знаний по линии Рособрнадзора, и по трем предметам наши студенты показали очень неплохой результат. В среднем – 4,15 балла. Этот результат вполне сопоставим с результатами федеральных университетов. Сразу скажу, что этот результат подделать невозможно, проверочные работы студенты писали под контролем внешних экспертов и под камерами, как при сдаче ЕГЭ.
– За последние годы от каких-то специальностей вы отказывались?
– Да, от непрофильных программ мы отказываемся ежегодно. От лингвистики, например. В прошлом году отказались от сервиса. От народно-художественной культуры отказались, поскольку бюджетных мест нам не выделяли. На очереди – экономика. Следующей зимой будет последний выпуск. Менеджмент мы оставили, а экономика – не наш профиль.
– ОмГПУ добровольно закрываете специальности или вам дают понять, что уже пора?
– Минобрнауки и Рособрнадзор – они как бы подают сигналы. Если на протяжении нескольких лет не выделяются бюджетные места на определенную программу – это знак.
– Не можем не спросить про уголовное дело экс-ректора Олега ВОЛОХА...
– Насколько я знаю, процессуальные действия по уголовному делу продолжаются. Уже больше года. Скоро, я думаю, это дело будут передавать для рассмотрения в суд.
– Все же была создана эта телевизионная студия, на которой погорел ВОЛОХ, или ее нет? На открытии этой студии присутствовали разные люди, был директор ГТРК «Омск»...
– Скажем так, студия была создана, и студенческие мероприятия проводились, вопрос только в финансировании. Фактические затраты были меньше, чем по документам.
– Финансовые последствия вуз уже устранил?
– Да, федеральное казначейство нам выставило счет, и мы вернули в федеральный бюджет 1,9 млн рублей.
– То есть университет, как пострадавшая сторона, будет взыскивать эти деньги с бывшего ректора в судебном порядке?
– Конечно. Если он будет судом признан виновным. Как это будет происходить, поживем – увидим.
– Что такое российско-китайский студенческий бизнес-инкубатор, который у вас открылся?
– Это международный проект с участием 15 представителей из России, который проходит в четырех городах – Ульяновске, Омске, Хабаровске и Уфе. Бюджет всего проекта – 2 млн рублей. По сути, это просто площадка для общения китайской и российской молодежи. Мне отрадно, что китайская сторона заинтересовалась нашей образовательной организацией, магистерскими программами. То есть для нас российско-китайский бизнес-инкубатор – это возможность показать нашу разноплановость и привлечь дополнительных партнеров в Китае с целью академических обменов.
– У вас сейчас много зарубежных студентов? Не из Казахстана, из других стран. И какие «плюшки» вуз имеет за иностранцев?
– Количество иностранных студентов – это один из показателей эффективности вуза. Если больше 1%, то вуз считается эффективным. Если меньше – неэффективен. При этом предлагается не засчитывать граждан сопредельных государств. У нас в вузе иностранцев учится порядка 7%. Конечно, в силу географического положения Омска подавляющая часть наших иностранных студентов – это граждане Республики Казахстан. Особенно у них популярны заочные магистерские программы, поскольку в Казахстане заочной магистратуры нет. Но обучающиеся из более дальних стран у нас тоже есть. Таких у нас более 1%. Учатся студенты из Конго, Вьетнама, Китая, Южной Кореи. С Южной Кореей у нас существует и программа обменов, то есть наши студенты туда тоже активно выезжают.
– Какие специальности выезжают? Кто за это платит?
– Прежде всего это факультет иностранных языков, конечно. Финансирование обменных программ с Европой и Юго-Восточной Азией – это либо гранты, либо студенты сами оплачивают стажировку.
– Дипломы вашего университета конвертируемые? За рубежом их сегодня признают?
– Дипломы бакалавров и магистров – они всем странам более понятны, чем старые дипломы специалистов. Нам регулярно приходят запросы из разных государств по нашим дипломам, и мы даем пояснения, какие дисциплины входили в программу обучения конкретного выпускника. Судя по тому, что наши выпускники успешно работают в системе образования Канады и некоторых европейских стран, им удается подтверждать свою квалификацию, полученную в вузе.
– В связи с недавней проблемой в университете путей сообщения, когда часть их специальностей по решению Рособрнадзора лишилась аккредитации, хотелось бы спросить, насколько эта проблема вообще актуальна. Насколько сложны требования к вузам?
– Конкретную ситуацию в ОмГУПС я комментировать не могу, поскольку не вникал, не знаю причин, по которым все именно так произошло. Но вообще аккредитационные критерии закреплены в государственном образовательном стандарте. И заключение комиссии не является закрытой информацией, оно выкладывается в отрытый доступ на сайте Рособрнадзора. Я сам являюсь федеральным экспертом, участвую в аккредитации вузов в других регионах, и председателем аккредитационной комиссии бывал, и я хочу сказать, что главное – это качественная подготовка документов. Да, объем этих документов большой, но если вуз будет их готовить качественно и своевременно, выполняя все требования государственного образовательного стандарта, то сложностей быть не должно.
– Спасибо, Геннадий Викторович, что нашли время зайти в «КВ». Желаем вам успехов. И избраться ректором, конечно.
Ранее интервью можно было прочитать только в печатной версии газеты "Коммерческие вести" от 13 июля 2017 года