Запуск работы регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами – это порядка 1 млрд рублей кассового разрыва
Федеральный закон № 458-ФЗ обязывает каждый субъект РФ до мая 2018 года выбрать регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО). В обязанности оператора будут входить сбор, транспортировка, обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение ТКО. Также региональными властями должна быть утверждена территориальная схема обращения с отходами. О том, что происходит в этой сфере в Омской области и каким региональное правительство видит дальнейшее развитие ситуации, обозреватель «КВ» Ольга УМОВА поговорила с заместителем председателя правительства Омской области Татьяной ВИЖЕВИТОВОЙ и первым заместителем министра природных ресурсов и экологии Александром МАТНЕНКО.
– Татьяна Анатольевна, в России завершается Год экологии, какие-то предварительные итоги подвести можно?
Т.А. Годом экологии для нас погружение в эту тему не заканчивается, у нас есть четко определенные задачи на 2018 год и далее. Напомню, что в этом году на уровне страны впервые за многие годы принята Стратегия экологической безопасности РФ на период до 2025 года, и от этого документа мы и отталкиваемся, разрабатываем планы мероприятий и прочие документы. Установлено, что более 70% граждан страны живут в неблагоприятных экологических условиях, и сегодня впервые вопросы экологической безопасности приравниваются по важности к вопросам национальной безопасности в целом. В рамках Стратегии экологической безопасности и других документов дан ряд поручений Президента РФ для каждого из регионов – и по созданию региональных операторов, и по раздельному сбору мусора, и по сортировке, и по переработке, и так далее. Разумеется, выполнение множества поручений у нас еще впереди.
– Когда в Омской области будет объявлен конкурс по выбору регионального оператора?
Т.А. Подготовкой конкурса занимается министерство строительства и ЖКК. Важно конкурс объявить до конца года. Сейчас формируется конкурсная документация. Мы же – министерство природных ресурсов и экологии Омской области и я, как курирующий это ведомство заместитель председателя облправительства, – работаем во взаимодействии, учитывая общие интересы в регионе.
– Основной вопрос в том, какой будет максимальная приведенная стоимость услуг регионального оператора, верно?
А.С. Да, важнейшее условие конкурса – приведенная стоимость услуг регионального оператора, которая рассчитывается на каждый год и в сумме на весь период деятельности оператора, то есть на 10 лет. При расчетах используется утвержденная ФАС методика. Приведенная стоимость – это тот потолок, выше которого тариф не может быть. Участники конкурса могут вносить предложения о понижении стоимости услуг регионального оператора, цена будет одним из основных критериев выбора победителя.
– Территориальная схема обращения с отходами ведь тоже нуждается сейчас в корректировках?
Т.А. В целом территориальная схема отработана, вопрос сейчас в незначительных корректировках. Около недели назад прошли торги по выбору подрядчика для внесения изменений в терсхему, но на них не заявился ни один участник. Сейчас министерство в рабочем порядке схему корректирует своими силами.
А.С. Корректировки неизбежны, они будут вноситься регулярно, потому как отрасль подвижна, меняются источники, объемы, вводятся новые объекты.
Т.А. Территориальная схема ведь подразумевает все транспортные потоки. Поэтому костяк этой схемы есть, он известен и понятен, и меняться он будет в том случае, если, например, в каком-то районе решат по другой дороге мусор возить или появится какая-то новая площадка. А в целом схема как механизм будет работать постоянно.
– Как справедливо заметили члены рабочей группы ОНФ на заседании в начале ноября, схема построена с учетом площадок, действующих в режиме накопления с разрешением на 11 месяцев, и ответа на вопрос о том, что будет после истечения этого срока, схема не дает…
Т.А. Не дает. Ну а как по-другому мы могли сделать? Закончится срок разрешения на использование этих площадок, будут приняты какие-то новые решения, появятся со временем новые площадки, в схему будут внесены изменения.
– Компании, работающие на рынке, тем временем высказывают претензии и к схеме, и к тому, что информация по ней недоступна.
А.С. Мы понимаем озабоченность участников рынка. Да, мы не всю схему можем опубликовать, но это не наша вина. Часть сведений, использованных в схеме, относится к данным ограниченного использования, поскольку взята из статистических отчетов, которые сдаются предприятиями и не могут быть обнародованы, так как содержат коммерческую информацию. Среди этих предприятий есть и стратегические, информация имеется подробно по всем видам отходов.
Т.А. Если у кого-то из руководителей предприятий, занятых в отрасли, есть потребность, любой из них может прийти в министерство природных ресурсов и экологии, им все то, что их интересует в схеме обращения с отходами, и покажут, и подробно объяснят.
– Беспокойство предприятий объяснимо, какие-то из них, может, рассматривают и перспективы региональным оператором стать.
Т.А. Мы тоже заинтересованы в сотрудничестве с бизнесом. С рядом компаний, работающих на рынке, правительством заключены инвестиционные соглашения. Конечно, мы не можем предсказать, кто заявится на конкурс, но рассчитываем на то, что будет реальная конкуренция.
– Но это мы говорим о региональном операторе. А кто-то еще должен построить полигоны. Например, звучат мнения, что полигон может быть частным, а региональный оператор – государственным предприятием.
– Конечно, могут быть и разные предприятия. Что касается госучастия, мы неоднократно обсуждали этот вопрос. Но запуск работы регионального оператора – это неизбежно порядка 1 млрд рублей кассового разрыва. И нельзя не учитывать то обстоятельство, что государственные структуры не всегда дают такой эффект, какой способен обеспечить частник, который и действовать может гибче, и заинтересован в организации эффективной работы серьезнее. Ни один регион, кстати, пока не решился создать на 100% государственного регионального оператора. А если говорить о строительстве полигонов, частично и мы уже профинансировали появление новых объектов. Так, по линии минстроя прошло финансирование проекта комплекса по обращению с отходами в Таврическом районе – 12 млн рублей ушло на проектирование самого полигона, плюс около 8 млн рублей – на типовые проекты мусоросортировочных станций в районах области, у нас их должно появиться 19.
– Территориальной схемой обращения с отходами определены перспективные земельные участки для строительства полигонов. Сколько их всего?
А.С. Пять муниципальных полигонов – они будут обслуживать конкретные районы, семь – межмуниципальных, 19 мусоросортировочных станций. В расчете на вывоз мусора из Омска два перспективных участка включены в схему, это участок в Таврическом районе, который находится в государственной собственности. И второй участок – частный. Точнее, там два участка – под полигон в Андреевском сельском поселении и под мусоросортировочную станцию в поселке Загородном. При наличии проекта построить полигон можно и за 12 месяцев.
– А сколько сейчас объектов для сбора ТКО в регионе включено в ГРОР?
А.С. Всего у нас пять таких объектов. Это полигоны в Черлакском, Называевском, Одесском, Калачинском и Москаленском районах.
– К маю следующего года региональный оператор уже должен заработать. А если не получится?
Т.А. Тогда мы нарушим федеральный закон. Санкций как таковых, конечно, пока нет. Но если регион попадет в число тех, кто не исполнил постановление Правительства РФ, ничем хорошим это точно не обернется. Пока только 20 субъектов РФ создали региональных операторов, но многие находятся в процессе. Конечно, регионы набивают шишки, допускают ошибки. Но это нормально, ведь тема новая, и ошибок не избежать. Причем те регионы, которые провели конкурсы, получат уже в следующем году за счет поступлений от так называемого экологического сбора федеральные субсидии на решение вопросов по обращению с ТКО. Порядок распределения этих поступлений еще не утвержден, поэтому не исключено, что и Омская область такую субсидию в следующем году получит. Рассчитываем на участие и в других федеральных программах в сфере обращения с отходами. Так, городская администрация сейчас готовит документы, проводит экспертизы по Кировской и Ленинской свалкам, чтобы получить финансирование по программе «Чистая страна», в рамках которой предоставляются средства на ликвидацию последствий накопленного ущерба. Но предоставляются только в том случае, когда есть готовый проект по рекультивации конкретной свалки.
– А есть ведь еще промышленные отходы.
А.С. – Как раз по промышленным отходам у нас ситуация намного лучше, чем во многих других регионах, занимается ими ЗАО «Полигон», объект расположен на Сыропятском тракте. В свое время этот полигон организовали наши крупнейшие предприятия, и это сегодня наше достояние. Во многих других крупных городах на такие свалки в черте города, как наши Кировская или Ленинская, помимо бытовых, валят промышленные отходы, у которых класс опасности гораздо выше. Так что ситуация в Омске не такая плохая, как иногда приходится слышать. Хотя и у нас есть серьезная проблема, связанная со значительным объемом частного сектора в городе. И этот частный сектор не охвачен нормальной системой сбора мусора, что дает множество стихийных свалок.
Т.А. Да, в городе остро стоит вопрос нехватки контейнеров. На территории Омска 7,3-7,4 тыс. контейнеров, а нужно около 14 тысяч, и прежде всего на территории частного сектора. И администрация города, на наш взгляд, должна этой теме особенное внимание уделить. По нашим подсчетам, чтобы весь частный сектор в Омске контейнерами оборудовать, хватит порядка 1 млн рублей. Есть у мэрии и возможность организовать работу по вывозу, силами того же Управления благоустройства. И, конечно, надо работать с населением, через квартальные комитеты, любыми другими путями, нужно людям объяснять, что за эту услугу так или иначе придется платить. Нам предстоит вместе, совместными усилиями эту работу выстраивать.
– С тех пор как федеральный законодатель закрепил полномочия по решению вопросов по обращению с отходами за региональными властями, от чиновников из мэрии все чаще слышно: «мусор – не наш вопрос».
А.С. Сегодня в федеральном законе о местном самоуправлении полномочия муниципалов в этой сфере обозначены общей формулировкой: «участие в работе по организации деятельности». Мы неоднократно расшифровывали эту формулировку, делали конкретизацию, доносили свою позицию до органов местного самоуправления, и городских, и районных. Кроме того, с муниципалитетов ведь никто не снимал напрямую связанные с уборкой мусора полномочия по благоустройству и по санитарной очистке.
Справедливости ради, это недопонимание – не только наша проблема. Споры о том, кто и за что отвечает, идут по всей стране, и сейчас у законодателя наконец появилось решение, как все эти противоречия снять.
– И как же?
А.С. На рассмотрении в Государственной думе РФ находится проект федерального закона о внесении изменений в ФЗ об отходах производства и потребления. Цель поправок в том числе и в том, чтобы прописать четко полномочия органов местного самоуправления. К ним отнесены, во-первых, определение схемы размещения контейнерных площадок, во-вторых, создание и организация содержания контейнерных площадок в соответствии с правилами благоустройства. Понятно, что исходя из здравого смысла эти вопросы изначально относятся к вопросам местного значения, но теперь, во избежание каких-либо споров, это закреплено будет законодательно. Так что региональные власти не могут и не вправе вместо города финансировать оборудование территории контейнерами и организовывать содержание таких площадок.
– Сейчас в Омском городском Совете создана рабочая группа по вопросам экологии, которая помимо атмосферных загрязнений и на вопрос обращения с ТКО внимание, наверное, обратит.
Т.А. Я на это искренне рассчитываю и готова лично депутатов Горсовета убеждать, что на эту тему нужно обратить внимание, что нужно предусматривать в городском бюджете расходы на приобретение контейнеров, что нужно внимательно подойти к происходящему в частном секторе, организовать работу по вывозу мусора.
– Сколько в целом накоплено отходов в Омске, если говорить только о бытовых и коммунальных? Звучат самые разные цифры.
А.С. Да, мне приходилось слышать даже о том, что у нас в регионе несколько миллиардов тонн таких отходов. Конечно, это ничего общего с действительностью не имеет. 1 млрд тонн отходов – это объем по всей России, все коммунальные (бытовые) отходы, накопленные на легальных и нелегальных свалках страны. У нас в области за все предыдущие годы накоплено 87 млн тонн отходов. Уточню – всех отходов: и промышленных, и бытовых (коммунальных). Из них 71,4 млн тонн составляют золошлаковые отходы, которые относятся к промышленным. Ими заняты огромные территории золоотвалов, и в вопросах обращения с этими отходами мы тесно взаимодействуем и с ТГК-11, и с предприятиями, которые в своей производственной деятельности используют золошлаки как сырье.
Так что на собственно бытовые отходы в регионе приходится только около 16 млн тонн. Это много, но это не миллиарды тонн, и даже не сотни миллионов.
– Понятно, что свалки эти никуда не денутся, ни один проект по рекультивации не будет подразумевать вывоз всего объема. А что с темой мусоросжигания, на ней поставлен крест?
А.С. Думаю, что тот, кто выступит за открытие мусоросжигательного завода, тут же станет в Омске врагом номер один. Против этой технологии сложилось стойкое стереотипное предубеждение. Хотя в передовых странах с жесточайшими экологическими стандартами мусор сегодня сжигают. Просто надо понимать, что сегодняшние технологии, которые минимизируют ущерб, наносимый окружающей среде, и технологии, которые были даже 10 лет назад, – это колоссальная разница. И в отдельных регионах по этому пути идут, значительные объемы средств на пилотные проекты по переработке мусора посредством сжигания сейчас получили Московская область и Татарстан.
– С другой стороны, если сортировать мусор и использовать вторсырье, сжигать придется не так много, верно?
Т.А. Да, и это одна из самых важных задач, поставленных в рамках Стратегии экологической безопасности РФ, это задача, на решение которой уйдут годы, – донести до людей важность раздельного сбора мусора и наладить организованную систему такого сбора. Организация приема вторсырья – речь идет о макулатуре, пластике, текстиле и ветоши – и у нас в регионе пока слабая. Даже если во дворе организован раздельный сбор и предусмотрены специальные контейнеры, часто приходится видеть, что приезжает машина и сваливает все в один бак. Задача власти сегодня вместе с общественными организациями, вместе с бизнесом организовать как можно больше таких пунктов приема, возродить систему, подобную советской системе приема вторсырья, пусть не за деньги, так за какие-то товары. Сегодня в регионе только 30% отходов утилизируется и обезвреживается, а если говорить только о коммунальных отходах – не более 5 процентов, и наша задача – увеличить долю переработки мусора. Конечно, на то, чтобы произошли перемены в сознании населения, уйдут годы. Сейчас же могу сказать одно: в Омске есть с кем заниматься этими вопросами, есть предприятия и организации, заинтересованные в приеме вторсырья. Я только несколько примеров приведу: 102 тонны отходов за 2016 год приняла компания «Стрит-сервис», которая занимается утилизацией компьютеров, оргтехники, электрооборудования и прочего, более 12 тысяч тонн отходов ежегодно принимает компания «ОмскКровля», компания «Капитал» в 2016 году собрала 17,1 тысячи тонн отходов картона для производства гофротары, и так далее.
– К вопросу о поиске источников мартовских выбросов этилмеркаптана. На комитете Горсовета на прошлой неделе Росприроднадзором была выдвинута, как я понимаю, новая версия – о том, что собственно этилмеркаптана и не было, что в те дни был штиль, и над промзоной выбросы застоялись, перемешались, а потом с появлением ветра двинулись в сторону жилмассива…
Т.А. Да, сейчас выдвигается и такая версия. В январе будут получены результаты экспертизы, но не факт, что и тогда мы узнаем имя конкретного виновника. Эксперты действительно сейчас высказывают мнение, что причина была в безветренной погоде, что ни этилмеркаптана, ни какого-то одного предприятия-нарушителя нет, что выбросы перемешались и образовалось это облако, но сразу эта версия не озвучивалась, поэтому возникли вопросы.
А.С. Добавлю, что даже при самых неблагоприятных метеоусловиях в случае нормативных выбросов с наших предприятий, конечно, такая ситуация бы не возникла. Так что в тот момент, с 8 на 9 марта, все же случился у нас в городе прецедент, и мы, конечно, продолжим разбираться в ситуации.
Ранее интервью в полном виде можно было прочитать только в печатной версии газеты "Коммерческие вести" от 6 декабря 2017 года