Специалисты обсудили туристические возможности Омской области
9 февраля на базе Регионального бизнес-инкубатора прошел круглый стол, на котором обсудили проблемы развития туристической отрасли в Омской области.
Барьеры
Оказалось, что немало вещей мешает сформировать в нашем регионе туристический бизнес. «Внешних туристов, которые втихаря приезжают в Омскую область, очень много, но хочется, чтобы система туристического потока стала более прозрачной и интересной, – с такого пожелания начала общение ведущая круглого стола бизнес-консультант и руководитель проекта «Центр устойчивого развития сельских территорий Омской области» Наталия ТАЛИСМАН и привела пример: «Муромцевский район сейчас начинает терять туристический поток. Мы исследовали территорию и пришли к выводу, что одна из причин – незанятость людей, которые туда приезжают. Отсутствует маршрутизатор событий: гость не знает, куда пойти, его никто не встречает, никто не ждет, он предоставлен сам себе. Туризм начинается, когда мы приезжаем в какое-то место и находимся там более суток. Нам нужно что-то кушать, где-то ночевать». Неутешительную картину она увидела и в Большеречье: нет хорошей гостиницы и мест, где турист мог бы интересно и вкусно пообедать.
Власть
Не последнюю роль в развитии организованного туризма играет позиция областной власти. Директор сети магазинов «Крестьянский Двор» Алексей ГЛАЗАЧЕВ поделился своими впечатлениями от поездки в Тюмень. За последние полтора года в самой Тюмени появилось пять сыроварен, которые он и посетил. По его словам, качество продукта в них превосходит даже алтайское: «Они были созданы фанатами своего дела, там производят не более одной тонны сыра в месяц, но это продукт, от которого пальчики оближешь. И это единственное место, где не ругают областную власть. Причем не просто не ругают, а находятся в конструктивном диалоге. При мне приехали представители администрации, сели вместе с владельцами за стол и стали помогать искать решение, где найти качественное сыропригодное молоко. В Тюменской области какое-то нереальное количество программ поддержки сельского бизнеса. И чиновники пуще хозяев упирались и придумывали схему, при которой можно было бы возместить затраты на развитие производства. Интересно, что, когда администрация уже ушла, мне предприниматели отзывались о ней в самых лестных тонах».
– Если сравнить наши бюджеты, мы — нищие. Тюмень не рожает население, а переманивает к себе, – отреагировал на противопоставление Тюмень – Омск руководитель компании «Антикризисное управление» Владимир ВИНОГРАДОВ. Он рассказал, что путешествует по Омской области с 1976 года и наблюдает, как идет развитие туризма: «Кемпинги уже сделаны, но… Вот предпринимателю на Линево сказали: «Ты слишком близко к озеру построил (кемпинг), убирай на 500 метров», т.е. сначала согласовали, потом сказали «нет». Не должно быть этого! Предприниматель должен иметь долгосрочные гарантии, что его никто не тронет, даже если сменится администрация».
Еще одной проблемой, мешающей развивать омский туризм, Владимир ВИНОГРАДОВ назвал жадность: «Сейчас все больше начинают оформлять участки в собственность. Вот мы проложим маршрут – конный, пеший, а вдруг он проходит по чьей-то территории? Это куча согласований, да запросят еще и аренду. У нас люди жадные, из всего хотят получить сверхприбыль, не вложив ничего. Здесь необходимо вмешательство правительства области». Содействие органов власти, по мнению Владимира ВИНОГРАДОВА, не помешало бы и при решении проблемы транспорта и доставки к туристическим объектам. Он предложил на уровне правительства принять решение, чтобы автобусы на маршрутах к местным достопримечательностям заправляли с 50-процентной скидкой. Наталия ТАЛИСМАН продолжила транспортную тему и озвучила идею использовать государственные автобусы, курсирующие по области, для размещения рекламы районов, информации об их интересных местах.
К сожалению, ни один представитель областной или городской администрации за круглым столом не присутствовал, так что вопросы к власти остались без ответов.
Бизнес
Одна из предпринимательниц на встрече с Наталией ТАЛИСМАН жаловалась, что ее домик находится далеко от Муромцева – в лесу. «Говорит, что дороги к нему нет. Так вы сделайте конный маршрут от Муромцева до своей точки! И денег заработаете на том, что нет дороги. У вас человек после лошадок баню купит, даже если не планировал. Мы как «Центр устойчивого развития сельских территорий», сейчас ищем предпринимателей, которые хотят упаковаться. Президентский грант позволяет нам помочь им и сделать аудит территории – на чем можно заработать», — объяснила ведущая круглого стола. Она обратила внимание собравшихся на то, что в нашей сельской местности нет мест, где было бы интересно фотографироваться.
Тем не менее большинство участников обсуждения пришло к выводу, что даже иностранным туристам у нас есть что посмотреть.«В прошлом году к нам приезжали немцы. Я их 2,5 часа водила по одной улице. Нам кажется, что у нас не интересно. Но это нам не интересно. Мы комплексуем из-за плохих дорог, ветхих домов, а для иностранцев это экзотика и продукт на продажу. Они спросили все – про дома, про заборы, про всех бабушек – зачем сидят и что делают. Нам нужно научиться этот продукт упаковывать», — уверена Наталия ТАЛИСМАН.
Она в последнее время часто бывает в сельской местности и наблюдает неутешительные картины, когда у администрации нет желания развивать туризм в своем районе, когда предприниматели не могут договориться между собой, когда они не имеют возможности нанять сотрудников из своего села – к ним просто не идут. «Люди, которые развивают туризм на селе, не могут найти сотрудников даже за 20 тысяч в месяц. Причина – предвзятое отношение к предпринимателю. «Я что — буду на тебя работать?!» – это ключевая фраза, которая звучит при предложении о занятости», – отметила ведущая круглого стола и предложила в некоторых случаях решать этот вопрос «вахтовым» методом, трудоустраивая жителей соседних сел, районов.
Инфраструктура и сервис
Главная задача при развитии туризма в Омской области, по мнению эксперта маркетинговых стратегий Андрея ВИЗМИНТИНОВА, состоит в создании инфраструктуры: «Доезжая за несколько часов до Муромцева, мне уже не хочется ни развлекаться, ни кушать, я хочу помыться и лечь спать. То есть туриста уже не заманили туда. Нужна комплексная работа государства, которое создаст инфраструктуру, возможности строить придорожный туризм».
Когда в очередной раз речь зашла об отдыхе в Муромцеве, директор департамента продаж ООО «Аист-Девелопмент» Олег СОЛОВЕЙЧИК честно признался, что не понимает, зачем люди туда ездят: «Я 30 лет живу в Омске, но ни разу там не был, потому что не понимаю зачем. Чтобы в озере покупаться — и все?! Для меня не вопрос съездить в Белокуриху, в Абзаково на Урале, потому что я понимаю, зачем я еду – там есть четкое товарное предложение». Он также рассказал, как, заинтересовавшись устройством территории в Белокурихе, запросто пришел к местному мэру: «Он мне по полочкам раскладывает, как они сделали Белокуриху Белокурихой. Все, кто занимается товарами и услугами на курортной территории, скидываются, грубо говоря, в «общак» и из него развивают территорию. У них на выставки ездит не каждый санаторий отдельно, а «Курорт Белокуриха». Они продвигают территорию. А мы сейчас в Красноярке строим два поселка и не можем ни с кем договориться что-то сделать вместе. Давайте продвигать курорт Красноярка».
Отсутствие понимания главных принципов развития туристической индустрии наблюдается и у тех, кто в ней уже занят. На одном из туробъектов, где побывала Наталия ТАЛИСМАН, хозяйка ей сообщила, что продукты они покупают в Омске в Metro Cash&Carry. Для горожанина такое заявление ничего, кроме разочарования, принести не может. Действительно, гастрономический туризм является важной составляющей путешествия, поскольку задействует еще один орган чувств. Направляясь в село, мы надеемся на деревенскую сметанку, в которой стоит ложка, и парное молоко. По факту же сегодня получить такие продукты в селе можно только по договоренности.
Ранее статья полностью была доступна только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 14 февраля 2018 года