Открытое письмо Губернатору Омской области А.Л. БУРКОВУ.
Уважаемый Александр Леонидович!
Настоящим довожу до Вашего сведения, что мне стало известно о совершенном группой лиц из числа работников АО «Омскэлектро» и должностных лиц правонарушении, связанном с неправомерным завладением бюджетными средствами в размере одного миллиарда рублей, выделенными целевым образом для проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов по судебным решениям (более точную квалификацию – является ли это халатностью, хищением, мошенничеством или иным правонарушением – возможно дать по итогам дознания).
Обращение к Вам продиктовано одним: мне, честно, мало толку, если этих должностных лиц посадят или выгонят с работы – более важно, чтобы сделали качественно капитальный ремонт, а не как фасады обвалившиеся – года не прошло. Полагаю, что Вы первый в этом заинтересованы, поскольку представляю, насколько сложно было выбить эти средства в Москве. Пока ситуацию возможно изменить, если будет на то государственная воля. Миллиард был выделен федеральным центром. И президент России Владимир ПУТИН не раз говорил о необходимости контроля финансовых средств, направляемых в регионы. Правонарушение произошло при следующих обстоятельствах.
Мировое соглашение
1. В соответствии со ст. 16 Закона РФ «О приватизации…», «за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда». Юридически для всех на территории города Омска бывшим наймодателем является Администрация города Омска (так как почти все дома были с 1992 по 2007 год в муниципальной собственности). Соответственно, многие «продвинутые» жильцы в 2010-2013 годах пошли в суд и выиграли достаточно формальный процесс. Всего решений суда было 645, по мере возможности скромного городского бюджета они исполнялись, и к 2019 году таких домов осталось в списке 598.
2. Как неоднократно сообщалось в СМИ, губернатором Омской области в августе 2019 года на уровне Правительства РФ был решен вопрос о выделении целевым образом Омской области бюджетных средств в размере одного миллиарда рублей для проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов по судебным решениям. Все деньги по решению правительства Омской области в дальнейшем переданы из областного бюджета в бюджет города Омска. В начале октября 2019 года было объявлено, что средства перечислены в городской бюджет.
В октябре 2019 года всех председателей советов домов, у кого были судебные решения по ремонту, пригласили в администрации соответствующих административных округов, где должностными лицами было сообщено, что поступили из федерального бюджета средства на ремонт в указанных выше размерах, и предлагается заключить мировые соглашения, так как на полное выполнение решений судов денег не хватит.
Порядок заключения мировых соглашений был следующим: истец приходил в отдел организации ремонта жилищного фонда департамента городского хозяйства Администрации города Омска и проводил согласование – какие именно работы выполнять в рамках мирового соглашения, с условием, чтобы размер платы за эти работы не превышал бы 20-25% от всего присужденного по решению суда по данному дому.
Потом эти договоренности утверждались заместителем директора департамента Н. Д. МАШКОВЫМ, юристы департамента готовили текст мирового соглашения, и стороны шли в Центральный районный суд.
Так как решения суда много лет не исполнялись, большинство (около 300 домов из 600) посчитали, что заключение мирового соглашения – единственный способ решить вопрос ремонта, и подали соответствующие заявления о заключении мировых соглашений. Всего, насколько мне известно, их было заключено 321, все они утверждены определениями Центрального районного суда г. Омска в октябре – декабре 2019 года.
Поскольку я, как председатель Общества потребителей в сфере ЖКХ, был на общественных началах представителем ряда истцов в первоначальных процессах 2010-2012 годов, то присутствовал и сейчас при заключении мировых соглашений на 32 процессах, а еще на 8 не попал по причине занятости на работе, но являлся представителем и консультировал истцов. Соответственно, по 40 домам я хорошо знаю ситуацию.
Были подписаны сторонами и утверждены мировые соглашения примерно в следующей редакции (они все также одинаковы по форме, там сущностный характер имеет только один пункт, второй, остальные пункты формальные технологические, одинаковые для всех домов):
«1. По настоящему мировому соглашению «Сторона 1» отказывается от взыскания по исполнительным производствам, которые возбуждены в рамках гражданского дела от 11.05.2012 № 2-1253/2012 в части выполнения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома № 20 по улице Карбышева в г. Омске, а также от требования о взыскании судебной неустойки за период неисполнения судебного акта в рамках гражданского дела № 13-1903/2012.
2. «Сторона 2» обязуется произвести в срок до 31.10.2021 капитальный ремонт следующих внутридомовых инженерных систем и (или) конструктивных элементов дома: скатная крыша с металлической кровлей, выходами вентиляции, канализации, верхней частью системы водоотвода и иными надкровельными элементами, ограждением и системой наружного водоотвода (включая замену утепляющего слоя), при этом подрядчик для проведения работ согласовывается со «Стороной 1».
Появление «Омскэлектро»
3. А вот дальше начались странности, которые все более наводили меня на то, что здесь может иметь место жульничество.
С начала ноября 2019 года департамент городского хозяйства стал проводить два-три раза в неделю совещания с участием глав округов, руководителей управляющих организаций и представителей ЗАО «Сибирский центр ценообразования…» (которое по закону проверяет все сметы).
На совещаниях рассматривался ход заключения мировых соглашений и подготовки проектно-сметной документации, поскольку ставилась задача оформить все документы до 17 декабря 2019 года для сдачи в Минэнерго Омской области и отправки на утверждение реестра финансирования в Минстрой России.
На совещаниях появился молодой, студенческого вида господин Максим НИКОЛАЕНКО, которого представили как нового заместителя директора АО «Омскэлектро» из Екатеринбурга.
И была дана в ультимативной форме команда всем управляющим организациям и главам округов после подготовки дефектных ведомостей (перечня недостатков, что нужно ремонтировать) и смет и их проверки в «Сибирском центре ценообразования» все документы сдавать в АО «Омскэлектро».
Возникают простые мысли. А какое отношение АО «Омскэлектро» имеет к ремонту домов? А зачем вообще УК и подрядчикам сдавать материалы по ремонту в «Омскэлектро» – почему бы не в «ОмскВодоканал» или еще солиднее – в АО «ОмскРТС» или АО «Омскгоргаз». Сразу почуял, что это афера, и сдавать документы по тем домам, где я представлял интересы жильцов – посоветовал отказаться, как они и сделали. Нет нигде: ни в ГПК РФ, ни в Законе об исполнительном производстве, стороннего лица – АО «Омскэлектро», есть должник – обязанное лицо (администрация) и кредитор – выгодоприобретатель.
Здесь отмечаю, что важно для сути моих обвинений – должностные лица изначально готовили эту неправомерную операцию, то есть имели преступный умысел, предвидели преступные последствия своих действий – незаконное завладение бюджетными средствами, и хотели достичь именно этого преступного результата, осуществляли для этого логичную цепь действий: заставляли управляющие организации и подрядчиков с использованием административного ресурса сдавать документы о домах в АО «Омскэлектро», чтобы потом только у одного лица – АО «Омскэлектро» – к моменту объявления конкурса была реальная возможность представить документацию на все дома.
Ведь два месяца они всем говорили, что пакеты документов готовят именно на Москву, про конкурс с участием «Омскэлектро» объявили только за два дня, когда все документы туда уже сдали – логика понятна: если бы сразу это сказали, то за ноябрь-декабрь еще кто-то из подрядчиков подготовил бы документы на участие в конкурсе даже по этому несправедливому положению, и усложнилась бы процедура хищения бюджетных средств.
4. Поскольку я не видел экономической или иной целесообразности сдавать документы в АО «Омскэлектро», по 40 домам, где я был представителем жильцов в суде, документы в АО «Омскэлектро» не сдавались. Жильцы делали все по закону, согласно утвержденному судом мировому соглашению.
На очередной ультиматум, что я саботирую подготовку документов на Москву и неправильно учу жильцов не сдавать документы в АО «Омскэлектро», еще раз пояснил, что если администрация решила оплатить проектно-сметную документацию не напрямую из бюджета, а через АО «Омскэлектро» (а именно это было официальным объяснением – почему нужно сдавать бумаги в АО «Омскэлектро») – пусть платят, но для этого не нужно сдавать сметы и дефектные ведомости в АО «Омскэлектро» по простой причине – ведь если бумаги потом из АО «Омскэлектро» «зайдут» в «Сибирский центр ценообразования» на проверку, значит, эта документация будет собственностью АО «Омскэлектро», потому была принята компромиссная схема: наши подрядчики сдают документы в «Сибирский центр ценообразования», а АО «Омскэлектро» заключает договор на оплату работ по проверке смет с «Сибирским центром ценообразования» и оплачивает эту работу.
Жильцами 40 домов были выбраны и согласованы 11 подрядных организаций по разным видам работ.
Чтобы потом не было спорных ситуаций, по каждому дому истцы и председатель совета дома в начале декабря 2019 года письмами сообщили официально в департамент городского хозяйства и в управляющую организацию о выборе подрядных организаций.
Ответственно сообщаю, что ни по одному из 40 домов сторона истцов никогда не согласовывала АО «Омскэлектро» как подрядную организацию, никогда даже не вели переговоров на эту тему.
Каждый из выбранных жильцами подрядчиков осмотрел свои дома, составил дефектную ведомость и смету по каждому дому, согласовали документы с истцами, управляющей организацией и направили на проверку в «Сибирский центр ценообразования».
По всем 40 домам документы и сейчас находятся в «Сибирском центре ценообразования», поскольку до сих пор их проверка не оплачена АО «Омскэлектро», хотя в моем лично присутствии только Е. В. ФОМИН трижды в разные дни звонил руководителю предприятия А.А. ЖУКОВСКОМУ и поручал провести оплату проверки документации. Так что подозреваю: вся схема придумана не в Администрации города Омска. Они лишь вынуждены это делать, а кукловоды находятся в других кабинетах.
Руководителей всех крупных УК в ноябре-декабре 2019 года неоднократно вызывали в Администрацию города Омска и администрации округов и настоятельно требовали передать проектно-сметную документацию в АО «Омскэлектро». Те в свою очередь требовали от старших по домам и подрядчиков оформить за счет собственных средств и передать документы.
Из этого следует важный для понимания последующей ситуации вывод: работники АО «Омскэлектро» и их подрядчики, субподрядчики – никто никогда не были на этих 40 домах, не составляли дефектные ведомости. Выбранные жильцами подрядчики также документы по домам в АО «Омскэлектро» не передавали, значит, АО «Омскэлектро» до настоящего времени не может иметь реальные дефектные ведомости и сметы по 40 домам. А если представили на конкурс любые такого рода материалы, подозреваю, что они подделаны с целью хищения бюджетных средств.
Конкурс
5. Как всем поясняли должностные лица, документы сначала нужно через Минэнерго Омской области послать в Минстрой России, что должно было произойти 17 декабря 2019 года.
Вдруг 17 декабря от работников департамента городского хозяйства, когда я пришел проверить, все ли наши документы собрали на Москву, узнаю, что руководством Минэнерго Омской области и Администрации города Омска принята иная схема проведения капитального ремонта судебных домов: никакие документы в Москву отправляться не будут, а будет проведен конкурс подрядчиков, который формально выиграет АО «Омскэлектро» и оно уже будет заключать договоры с УК, и УК проведут ремонт через выбранных жильцами подрядчиков.
Тут я и понял схему обмана государства: вывести притворной сделкой средства из бюджетной системы, а потом употребить по своему усмотрению.
Оказалось, что без какой-либо огласки принято Постановление Администрации города Омска от 16 декабря 2019 года № 816-п «О внесении изменений в Постановление Администрации города Омска от 19 января 2018 года № 40-п».
Изменилась сама суть постановления. Теперь именно по «судебным» домам вместо положенных Жилищным кодексом РФ управляющих организаций и регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов указано, что получателем субсидии может быть организация, состоящая в СРО строителей, где незадолго до этого АО «Омскэлектро», вот такое совпадение, случайно неожиданно повысила уровень ответственности с третьего до первого, что позволяет заключать госконтракты не до 60 миллионов рублей, как раньше, а до трех миллиардов рублей. Все это заранее готовилось – только омичам врали, чтобы никто не начал бить тревогу и жаловаться в правоохранительные органы.
Причем чтобы точно уж обеспечить победу АО «Омскэлектро», вводится балльная система оценки, теперь, чтобы победить, нужно иметь как раз столько работников, сколько есть в АО «Омскэлектро».
Балльные критерии введены, очевидно, не характерные ни для строительных организаций, ни для управляющих компаний. Например, в качестве опыта строительства принимаются работы, выполненные хозяйственным способом, а не только принятые заказчиками. Но строительная организация и создается для того, чтобы для кого-то строить, а не выполнять работы хозспособом. Значит, в условия была забита возможность участия в конкурсе лица, для которого строительство – побочный вид деятельности.
А чтобы отсечь от участия в конкурсе управляющие организации, которые могли заявиться на ремонт 5-10 «своих» управляемых домов, и жильцы, естественно, выбрали бы подрядчиками свою УК, а не АО «Омскэлектро», записали, что основанием для отказа получателю субсидии в предоставлении субсидии является «наличие в департаменте заявок на проведение отбора, по которым принято решение о предоставлении субсидии получателям, на всю сумму бюджетных ассигнований, имеющихся в департаменте» (то есть на весь миллиард рублей). Ясно, УК пойдет ремонтировать только «свои» дома, а не на весь миллиард.
И главное – как это они так скрытно обошли 277 домов, что ни на одном доме никого из этих организаций никто из жильцов и представителей УК не видел, как проникали в подвалы и на чердаки, не получая в диспетчерских ключи и не расписываясь в журналах выдачи ключей от помещений общего пользования?
Наконец, если всегда ранее в подобных случаях, как и рекомендует федеральное постановление, подрядчику перечислялся аванс в размере не более 30% сметной стоимости ремонта, то теперь «субсидия перечисляется в качестве аванса получателю субсидии в размере 100 % сметной стоимости работ по капитальному ремонту».
16 декабря подписывается постановление, а уже 17 декабря департамент городского хозяйства Администрации города Омска приказом № 219 объявляет отбор заявок на получение федеральной субсидии «в целях финансового обеспечения затрат на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту» судебных домов.
Причем на сбор дефектных ведомостей, составление и проверку 277 смет на дома во всех микрорайонах города дали полтора дня: прием заявок заканчивался в 17.30 19 декабря 2020 года. Согласно документу претендент на бюджетный миллиард должен был предоставить «акт осмотра технического состояния многоквартирного дома (дефектная ведомость) и (или) технического задания на обследование (проектирование), подтверждающих необходимость проведения капитального ремонта многоквартирного дома» и «проектно-сметную (сметную) документацию на капитальный ремонт, составленную в соответствии с требованиями действующего законодательства и нормативно-технических документов, прошедшую соответствующую экспертизу сметной документации в лицензированной организации».
Реально такую работу можно сделать едва ли за один месяц для крупной организации с большим штатом.
20 декабря 2019 года департамент городского хозяйства Администрации города Омска провел отбор получателей субсидии, вскоре АО «Омскэлектро» были незаконно, я в этом уверен, перечислены бюджетные средства в размере одного миллиарда рублей.
Закон
По моему мнению, само проведение конкурса и получение целевых бюджетных средств на капитальный ремонт домов АО «Омскэлектро» незаконно по следующим ниже обстоятельствам.
5.1. Сам конкурс был проведен, уверен, с противоправными целями, следовательно, его итоги должны быть отменены. Суть конкурса, как я считаю, была в том, чтобы вывести деньги из бюджета любым способом без проведения работ по ремонту, потому, что по федеральному законодательству неиспользованные в текущем году средства всех уровней бюджета по состоянию на конец года возвращаются в бюджетную систему Российской Федерации, и уже вновь в январе 2020 года нужно ехать вот с этими документами по домам, чтобы позволили в 2020 году вновь получить в начале года эти средства и провести ремонт.
То есть было очевидно, что при проведении конкурса 20 декабря – до конца 2019 года работы выполнить было невозможно, то есть эта сделка притворная по сути. Конкурс проведен с целью прикрыть изъятие из бюджета одного миллиарда рублей, чтобы не возвращать деньги хозяину – государству. Это как вообще? Это же на глазах у всех чиновников и руководителей, все об этом знают – какое потом будет вообще уважение к закону, если можно вот так просто утащить миллиард рублей?
5.2.Утверждаю, что в любом варианте бюджетные целевые средства для проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов никак не могли быть переданы АО «Омскэлектро» в принципе по следующим обстоятельствам.
Передача целевых бюджетных средств на капитальный ремонт многоквартирных домов регламентирована Жилищным кодексом РФ. Там прописаны ровно два способа передачи данных средств – но ни под один из них АО «Омскэлектро» никак не подходит.
Жилищный кодекс РФ предусмотрел следующие варианты. Первый прописан в статье 165 как помощь управляющим организациям, по этой схеме и работал весь город и другие регионы все 15 лет (с момента вступления в силу ЖК РФ):
«1. В целях создания условий для управления многоквартирными домами органы местного самоуправления:
2) могут предоставлять управляющим организациям, товариществам собственников жилья либо жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов».
Для УК это лишняя обуза, так как УК отвечает за содержание и текущий ремонт, а капитальный ремонт выполняет, так сказать, на общественных началах. Да еще потом, если с объемами подрядчик напутал – излишне выплаченные подрядчику деньги возвращает государству УК, а потом уже подает регрессный иск на подрядчика. Многие УК под любыми предлогами такую обузу брать на себя не хотят.
Потому несколько лет назад в кодексе был прописан второй, более грамотный вариант: статья 190.1 «Особенности организации капитального ремонта многоквартирных домов, в которых требовалось проведение капитального ремонта на дату приватизации первого жилого помещения» – в этом варианте средства передаются в Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов, что Вы как раз и говорили сделать на заседании Правительства Омской области в ноябре 2019 года.
Деньги на ремонт перечисляются специализированной организации – в Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов на общий или специальный счет. Это наиболее правильный и прозрачный способ. Есть мировое соглашение, есть смета. Посчитали – перевели деньги в Региональный фонд.
Но это же не интересно – тогда никто из чиновников не покормится около этих денег. И подрядчика «своего» никак не навязать.
Полагаю, понятно, почему АО «Омскэлектро» никак не подходит ни под один из этих способов: оно явно не Региональный фонд капитального ремонта и оно не есть управляющая организация.
Никаких других способов передачи бюджетных средств кому-либо на капитальный ремонт домов, кроме изложенных в статьях 165 и 190.1, Жилищный кодекс РФ не предусматривает. Список исчерпывающий, следовательно, сам конкурс и передача средств АО «Омскэлектро» незаконны по сути. Деньги из бюджета неправомерно похитили. С момента получения этих средств АО «Омскэлектро» группа неустановленных лиц имела возможность ими воспользоваться, то есть правонарушение носит законченный характер.
5.3. Одним из обязательных условий указанного выше конкурса было предоставление дефектных ведомостей и смет на все дома (277 или 321 штук – в разных бумагах указаны разные цифры). Как указано выше, именно для того, чтобы отсечь других возможных участников конкурса, два месяца все чиновники городской и окружных администраций заставляли УК, жильцов и подрядчиков отдавать документы в АО «Омскэлектро». Но, по крайней мере, на 40 домах, где я представлял интересы жильцов, никакое АО «Омскэлектро» не было – ключи-то от подвала и чердака у председателей советов домов, да они и визировать эти бумаги должны – если даже скажут и бумаги принесут, что были в домах – врут конкретно, документы поддельные, да и проверить это очень просто.
Согласованные населением подрядчики никаких документов в АО «Омскэлектро» не представляли, ЗАО «Сибирский центр ценообразования» также копий представленных подрядчиками документов не давало. Значит, все представленные на конкурс по указанным в приложении 40 домам документы подделаны и итоги конкурса должны быть отменены.
5.4. Как следует из федерального законодательства (взять любой такого рода закон о проведении разного рода конкурсных процедур: № 44-ФЗ, № 223-ФЗ, № 127-ФЗ о банкротстве и т.д.) – всегда положено выполнять требования о публикации условий конкурса, документации участников и об его итогах.
В данном случае до сих пор, по состоянию на 11 марта 2020 года, через три месяца после завершения конкурса и получения на основании его результатов АО «Омскэлектро» бюджетных средств – итоги конкурса до сих пор не опубликованы, что не позволяет по регламенту УФАС по Омской области возможным участникам конкурсных процедур даже подать жалобу (для чего это, собственно, и было сделано с достаточной очевидностью).
Сначала все заинтересованные лица искали по сайтам – что где-то хитро скрыли, а потом одно из обманутых предприятий официально обратилось в Администрацию города Омска с заявлением с просьбой предоставить данные о результатах конкурса и получило удививший всех ответ, сутью которого является мысль о том, что «обязанность Администрации города Омска размещать информацию об итогах отбора на официальных сайтах в информационно-коммуникационной сети интернет постановлением не предусмотрена».
Не считаю законным, что сначала мэр сама себе написала, что можно не публиковать данные о том, на каких основаниях взяли и отдали предприятию миллиард бюджетных рублей, а потом сама же и ссылается на свое постановление. Миллиард-то не частный, а государственный, то есть мэрия не имела права изобретать свой собственный порядок распределения этих средств, отличный от федерального законодательства.
Завышенные сметы
6. Помимо изложенного, обращаю внимание на то, что представленные АО «Омскэлектро» на конкурс сметы завышены, что само по себе, на мой взгляд, является субъективной частью законченного преступления. Действия группы неустановленных лиц направлены на хищение бюджетных средств также путем завышения сметных расчетов.
Когда мы решили проверить правильность расчетов наших подрядчиков – сравнить сметы по двум домам именно по электрике (думали, что они специалисты и интересно – как они посчитали). И получилось, что, в частности, один 9-этажный дом у наших подрядчиков-смета на электрику 2,25 млн. руб., а у АО «Омскэлектро» тот же дом 6,5 миллиона рублей. Стали проверять две их сметы у сметчиков «Сибирского центра ценообразования» – ошибки как по фактическим обмерам (ясно – они же на доме не были), так и по расценкам. И все в большую сторону.
Иными словами, в основу результатов конкурса положены по части домов сфальсифицированные дефектные ведомости и завышенные сметы.
Неофициально мне известно, что, поскольку договориться за взятку или еще как с «Сибирским центром ценообразования» невозможно, они проштамповали все эти «левые» завышенные сметы где-то в другой, не омской, организации. Как неофициально поясняют – в одной из екатеринбургских компаний, которые теперь арендуют почти весь пятый этаж здания Регионального фонда капремонта по ул. Краснофлотской, 24.
Кстати, моя логика рассуждений о неправильности и поддельности документов конкурса подтверждается и еще одним доводом. В данном письме приводятся две цифры: 321 дом и 277 домов. Неофициально знаю, откуда они появились.
Первоначально было заключено 321 мировое соглашение. Сумма этих соглашений была равна 1 миллиарду рублей. Считал департамент городского хозяйства примерно правильно по следующей логике: они получили в Региональном фонде капитального ремонта сметы на основные виды работ последнего года и примерно считали, сколько будет стоить та или иная работа.
Но когда АО «Омскэлектро» завысило большинство смет, денег хватило только на 277 домов, которые и вошли в реестр, а остальные 44 дома просто вычеркнули. Это еще население не знает. Представляю реакцию, когда узнают: им же все чиновники ремонт по мировым соглашениям обещали, а деньги ушли.
Ну, уже даже не специалисты, а старшие по домам смеются: приехала из Китая из-за короновируса старшая по дому ул. Труда, 1 и читает: ей запланировали почтовые ящики на 4 подъездный дом 70 квартир на 165 тысяч рублей, когда они напротив дома на Ленинском рынке за 1600 рублей за секцию, всего за 22,5 тыс. руб. на весь дом.
А старшую по дому по ул. Труда, 7 впечатлил расчет швов: в «Омскэлектро», по-видимому, посчитали, что в Омске дома не прямоугольные (это обычная 6-подъездная пятиэтажка), а квадратные: даже мозгов понять нету, что количество швов по высоте не может быть равно их количеству по длине дома – длина больше высоты, причем насчитали на 200 метров швов больше, чем там есть.
Но особую заботу АО «Омскэлектро» проявило, конечно, об электроснабжении домов. В пятиэтажки и даже в трехэтажный дом они ставят по смете по два ВРУ (кто не в теме – это надо только в домах с лифтами), да еще по цене 343 914 руб., что в два раза больше реальной стоимости.
Халатность
7. Помимо основного правонарушения, которое волнует меня, так как нарушены интересы неограниченного круга лиц, обращаю внимание на то, что путем безвозмездной принудительной передачи дефектных ведомостей и сметной документации АО «Омскэлектро» нанесен конкретный материальный ущерб управляющим организациям и подрядчикам, которые эти документы готовили и отдавали на проверку за плату в ЗАО «Сибирский центр ценообразования» (по законодательству такого рода документы без квадратного штампа о проверке правильности сметной документации к финансированию не берут).
Они мне звонят, а многие – это пожилые люди, бывшие директора муниципальных домоуправлений, волей случая ставшие хозяевами УК и привыкшие выполнять команды администрации – и до сих пор не верят, что их конкретно кинули.
Как представляется, реальный ущерб можно оценить примерно в 10 – 15 миллионов рублей (оплата за составление сметной документации, а также оплата за проверку сметы (там платят за каждую строку, чем больше строк в смете – тем больше плата: от 20 до 50 тыс. руб. за проверку одной сметы).
За 40 домов, где я помогал жильцам, плата только за проверку составила бы около одного миллиона рублей по счетам ЗАО «Сибирский центр ценообразования».
8. Наконец, усматриваю в действиях неустановленной группы должностных лиц халатность.
Федеральные деньги поступили в местный бюджет в октябре.
Если бы указанная группа лиц реально хотела провести капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, примерно треть суммы можно было спокойно, не очень напрягаясь, освоить в 2019 году.
Осень была теплой, швы за октябрь и ноябрь сделали бы однозначно, а часть работ (скатные крыши из металла и шифера, электрику, водоснабжение, сайдинг на фасадах, вентиляцию, газоснабжение и ряд других) можно, а некоторые и даже лучше – делать и в декабре.
Однако деньги искусственно никому не давали, то есть специально продумывали, чтобы отдать всю сумму в АО «Омскэлектро».
Приведу конкретный пример, хотя их есть много у меня – дом по ул. Труда, 3. Мировое соглашение подписано 26 сентября, ремонт должен был быть проведен до конца октября 2019 года. Все сметы были подготовлены, оплачены подрядчиком, проверены, сданы в департамент городского хозяйства. Ничто не мешало выделить деньги и заключить договор подряда. Подрядчик ООО «МегаСтрой» жильцами был определен еще с 2018 года.
Первоначально ремонтировать дом должны были за городские деньги (он был в плане на 2019 год). Но когда появился федеральный миллиард – мэр принимает решение срочно этот дом перевести на федеральные деньги, а городские средства сэкономить.
Несколько раз в ноябре-декабре ходил председатель совета дома, ходил подрядчик, ходил я к разным должностным лицам администрации: давайте заключайте соглашение, договор подряда и начинаем ремонт – так не выделили деньги. Считаю, что умышленно – на этом примере очевидно – ни одна из работ на этом доме (швы, стояки) по нормативам технологии по продолжительности не требует три месяца – их бы сделали, но деньги специально держали, чтобы передать АО «Омскэлектро».
Опять конкурс
9. Когда первые заявления граждан в управление ФСБ и областную прокуратуру уже были переданы, на сайте АО «Омскэлектро» 25 января 2020 года появилась информация о том, что эта организация проводит конкурс среди подрядчиков на право осуществлять капитальный ремонт судебных домов.
Полагаю, что данный конкурс организован таким образом, чтобы придать внешний вид законности действиям группы неустановленных должностных лиц.
Не обсуждая саму незаконность такого конкурса в принципе по причине незаконности передачи бюджетных средств АО «Омскэлектро» и нарушения утвержденных судом мировых соглашений в части игнорирования права согласования подрядных организаций стороной жильцов, о чем уже указано выше, обращаю внимание на то, что сам конкурс АО «Омскэлектро» организован так, чтобы никто из реальных предпринимателей на него не заявился, и деньги можно было еще два месяца иметь на своем банковском счете, прикрываясь отсутствием претендентов – получается, что формально-то конкурс организован.
Доказать это очень просто. Опять же, даже не касаюсь того, что по многим домам перечень работ и их объемы совершенно не соответствуют ни фактическим данным о физических объемах дома (раз перед первым конкурсом администрации города там никто не был), ни мировым соглашениям – про эти нарушения при проведении еще первого конкурса уже было указано выше.
Помимо этого, предлагаемые условия конкурса и типовой договор подряда не подпишет ни один вменяемый предприниматель по трем причинам.
Первое. В договоре заложены штрафные санкции в таких размерах, что они больше стоимости всех работ, несоразмерны нарушениям, а некоторые – просто противоречат требованиям технических регламентов.
В частности, вот пункт 11.6 типового договора: «В случае нарушения Подрядчиком сроков выполнения работ Заказчик вправе требовать уплаты штрафа в размере 540 540 (пятьсот сорок тысяч пятьсот сорок) рублей 54 копейки за каждый Объект (многоквартирный дом)».
А согласно п. 11.5 типового договора можно вообще очень просто в одностороннем порядке расторгнуть договор даже без присутствия и подписи подрядчика и ничего не заплатить, что, на мой взгляд, прямо противоречит требованиям статей 453 и 711 Гражданского кодекса РФ – в таких случаях положено оплатить выполненные работы по факту:
«11.5. В случае актирования Заказчиком в присутствии представителя Департамента факта отсутствия Подрядчика на Объекте, Заказчик в праве в одностороннем порядке расторгнуть Договор без оплаты фактически выполненных работ и привлечь третье лицо (Исполнителя) по договору для выполнения строительно-монтажных работ по капитальному ремонту на Объекте, с возложением на Подрядчика расходов по привлечению Заказчиком Исполнителя».
На мой взгляд, жульничество конкретное: получается, что можно дождаться выполнения половины работ, потом под любым предлогом в одностороннем порядке расторгнуть договор, а так как новый подрядчик не имеет права получить деньги за работы, выполненные первым подрядчиком – АО «Омскэлектро» необоснованно положит в карман деньги за первую часть работ.
А вот что касается отсутствия подрядчика на площадке:
«11.4. В случае просрочки Подрядчиком выполнения своих обязательств, отсутствия на Объекте в течение одного рабочего дня, согласно сетевому графику производства работ, Заказчик вправе требовать уплаты штрафа в размере 300 000 (триста тысяч) рублей. В случае просрочки Подрядчиком выполнения своих обязательств, отсутствия на Объекте в течение двух и более рабочих дней, согласно сетевому графику производства работ, Заказчик вправе требовать уплаты штрафа в размере 600 000 (шестьсот тысяч) рублей.
Факт отсутствия Подрядчика на Объекте фиксируется в Акте, составленном Заказчиком в присутствии представителя Департамента».
Однако по многим видам работ проведение работ при наружной температуре ниже минус 10, минус 15 и минус 25 градусов (для каждого вида работ – по разному) запрещено – а зачем тогда на площадке находиться подрядчику – рабочим деньги платить, чтобы они в теплушке сидели.
Второе еще более грубо сработано. По всем домам срок исполнения договора 23 марта 2020 года (пункт 1.3 типового договора) – в противном случае за каждый день просрочки значительный штраф. Однако по многим домам (это просто проверить по конкретным лотам) предлагается выполнить работы, которые по техрегламентам можно выполнять только при положительной температуре: ремонт мягкой кровли, заделка межпанельных швов, устройство асфальтобетонной отмостки и другие. Да и вообще – как будто руководству АО «Омскэлектро» и администрации города Омска не известно, что зимой все асфальтовые заводы в Омской области останавливаются по причине невозможности работать в условиях отрицательных температур – откуда подрядчик возьмет асфальт?
Особенно вызвало возмущение предложение провести в зимний период ремонт инженерной системы отопления и ее частей (узлов отопления, бойлеров и т. п.). Каждый год прокуратура за это наказывает УК, кто ремонт до 20 сентября не закончил (к началу отопительного сезона), именно потому, что дома осенью без тепла – а тут на полном серьезе предлагают оставить зимой людей без отопления.
Но и это не все. Третье. Согласно Извещению об осуществлении закупки АО «Омскэлектро» от 24 января 2020 года № 15 путем запроса предложений, срок окончания подачи заявок 05 февраля 2020 года, подведение итогов – 6 февраля 2020 года, то есть, договор будет заключен явно не ранее 11 февраля 2020 года (визы юристов и т. п.).
Окончательный срок сдачи работ, как указано выше, – 23 марта 2020 года (при этом нужно понимать, что до этого надо сдать работы рабочей комиссии, устранить недостатки и т. д.), то есть реально надо завершить работы не позднее 15 марта 2020 года.
Так как участник до 6 февраля 2020 года не знает, выиграет ли он конкурс, то материалы можно начать закупать не ранее 7 февраля 2020 года, то есть из другого города получить их можно не ранее 15 февраля, и на все работы остается один месяц.
Однако по каждому виду работ существуют технические нормативы по сроку их исполнения. Часть из предполагаемых работ по мировым соглашениям технически невозможно сделать за предлагаемый срок – например, замену скатной крыши (там же не только кровля – вся стропильная система меняется), утепление фасада с отделкой сайдингом и т. д. Ясно, что и на эти лоты реальные подрядчики не пойдут, так как технически за такой короткий срок работы осуществить невозможно.
Вот и цель – только этого правонарушителям и нужно – еще два месяца безнаказанно сохранять на счете бюджетные средства.
Налицо общественная опасность совершенного группой неустановленных должностных лиц деяния. Ведь не просто так прописали в федеральном законодательстве требование все неиспользованные в текущем году средства возвращать в бюджетную систему Российской Федерации. Как человек, длительное время занимающийся теоретически и практически вопросами организации управления жилищным хозяйством, обращаю внимание на то, что большая часть этих работ в климатических условиях Омской области может быть качественно выполнена только в весенне-летний период, то есть большая часть этих средств до апреля 2020 года были просто не нужны (кроме замены инженерной системы электроснабжения домов). А в это время где-то не могут купить медикаменты из-за недостатка средств или сделать еще какие-то необходимые вещи, пока группа неустановленных лиц в Омске обтяпывает свои преступные дела. Ведь очень просто посчитать, какой доход без всякого приложения труда дает депозит или овердрафт каждые сутки нахождения на счете одного миллиарда рублей.
Причем, как представляется, правонарушители прекрасно понимают противоправность своих действий: не случайно даже типовые договоры подряда подписываются не генеральным директором АО «Омскэлектро» А. А. ЖУКОВСКИМ, не его заместителем М. В. НИКОЛАЕНКО, который, похоже, реально всем этим управляет, а единственным оставшимся местным заместителем генерального директора В.А. КИСЕЛЕВЫМ.
Подрядчики
Особенно возмущает также то, что одновременно в одни дни с совещаниями с требованиями администрации города Омска о передаче проектно-сметной документации на капитальный ремонт многоквартирных домов в АО «Омскэлектро», теми же должностными лицами проводились совещания по завершению капитального ремонта фасадов, также за счет федеральных средств. Суть последних совещаний сводилась к тому, что кто не завершит работы до 31 декабря, должен вернуть средства, иначе будет уголовное дело, хотя очевидно, что зимой качественно эти работы не сделать – их нужно было переносить на весенний период. А через неделю АО «Омскэлектро» выделяется 100 процентов средств вообще до работ, хотя очевидно, что за 10 дней до конца года эти работы не будут выполнены. Чем тогда подрядчики по фасадам отличаются от АО «Омскэлектро»? Тем, что во втором случае правят нужные люди? Одним уголовное дело, а другим ровно в тех же обстоятельствах миллиард рублей в долговременное пользование.
Ведь обе ситуации юридически полностью идентичны. Средства получены городом в 2019 году, то есть, до конца календарного 2019 года работы должны быть выполнены или деньги возвращаются в бюджет Российской Федерации. Почему тогда прямо противоположный подход?
10. Последний раздел касается ситуации на настоящий момент.
5 февраля 2020 года был последний день подачи заявлений на так называемый конкурс подрядных организаций АО «Омскэлектро». Так как никто из нормальных подрядчиков не заявился, конкурс продлили до 19 февраля – итог тот же. На половину домов заявок вообще нет.
21 февраля были опубликованы итоги торгов по тем лотам, на которые заявки поступили. Только к концу февраля подрядчики вообще появились на домах. А когда тогда работать, раз объекты уже надо сдавать 23 марта? То есть подтверждаются мои соображения, что все это сделано для одной цели – подольше времени никому не отдавать деньги под любыми предлогами.
В дополнение еще довод в пользу моей позиции, что это умышленные действия. Если бы должностные лица АО «Омскэлектро» и администрации реально хотели сделать работы, они бы срочно подыскали и привлекли новых подрядчиков, в частности, тех, кого выбрали жильцы.
17 февраля 2020 года, когда стало ясно, что на многие дома вообще никто не заявился, позвонили из департамента городского хозяйства, предложили направить наших подрядчиков на эти дома.
Приезжаю в АО «Омскэлектро», задаю простой вопрос: если даже подпишут договоры, то как они выполнят работы к 23 марта, уберите из договора пункт о штрафе. Нет, этого они делать не будут. Рассчитано на простую вещь: ни один нормальный человек не подпишется на работы с такими заведомо невыполнимыми условиями, и можно законно деньги иметь на счете дальше.
Кроме того, когда подрядчики стали смотреть опубликованные на сайте АО «Омскэлектро» сметы, то ужаснулись. По ним работать нельзя, так как часть смет значительно превышают потребность, за что потом можно сесть в тюрьму, а другие сметы гораздо меньше необходимых расходов, даже по физическим объемам просто не включены все нужные работы, раз люди на домах не были, то есть, работать по ним невозможно. Как тогда можно признавать законными результаты такого конкурса, раз единственное условие его – подготовка документации – фактически со стороны АО «Омскэлектро» – не было выполнено.
Получается ситуация, что из-за указанных неправомерных действий группы должностных лиц сейчас в принципе невозможно сделать ремонт даже добросовестным подрядчикам, так как, как поясняют в департаменте городского хозяйства и АО «Омскэлектро», лот изменить нельзя, поскольку он сформирован, а сметы в лоте не соответствуют действительности ни по физическим объемам, ни по набору работ, ни по выбранным расценкам.
Причем работы невозможно проводить еще и потому, что эти неграмотные непорядочные люди не читают нормативные акты: к ряду работ без проектной документации вообще нельзя приступать. Например, это касается инженерных систем отопления и электроснабжения. Ясно же, что будут меняться нагрузки, новые материалы – нужно сначала проект рассчитать, иначе дом попросту сгорит или без тепла останется. А по теплоснабжению вообще без проекта АО «ОмскРТС» не примет систему. Даже этих азов не знают, а туда же – ремонтом и денежками руководить.
На праздник 23 февраля опубликовали итоги отбора подрядчиков. Ну, кто ж вменяемый старший по дому пустит таких подрядчиков – и смех и грех.
Очень просто проверить, кто из выигравших конкурс состоит в списке подрядчиков Регионального фонда капитального ремонта (там комиссия отбирает). Почти никто – то есть это те, кого больше никуда не пускают.
Вот, например, кто выиграл лоты на часть из тех 40 домов, о которых я писал (на остальные дома просто никто не заявился):
— Лот № 32008801377 – дома по ул. Кучерявенко, д. 10, ул. Кучерявенко, д. 7, ул. Труда, д. 35 (примечание – сразу непрофессионально – даже не понимают: тут по суду крыша, ремонт подъезда и замена отопления, не может одна организация все это делать, совершенно разные, по сути, работы).
Цена лота – 16 499 049 руб. 98 коп.
Победитель (из одной организации – конкурс не состоялся) – ООО «ЯРС» (г. Екатеринбург, ул. Фурманова, дом 112, квартира 20). И кто же его будет там искать, когда по гарантии 5 лет что-то надо будет делать? Он что из Свердловска сюда рабочих привезет или технику? Читаем дальше. Уставный капитал целых 10 тысяч рублей. Работ за 2018 год сделано всего на 2,4 миллиона рублей – а тут лот на 16,5 миллиона рублей, да еще в другом регионе.
– Лот №32008801588 – дома по ул. Калинина, 10 а и Калинина, 12. Цена лота – 17 638 325 руб. 72 коп.
Победитель (опять конкурс не состоялся – из одной организации) – ООО «НПО «Глобал ГИС» (г. Омск, ул. Новоалександровская, дом 231) – примечание для неомичей – улица Новоалександровская – это недавно присоединенная к Омску деревня Новоалександровка возле труб нефтекомбината, где живут ну самые бедные люди, так как там жить нельзя из-за плохой экологии. Уставный капитал, конечно, тоже 10 тысяч рублей.
– Лот № 32008798871 – утепление фасадов домов ул. Ак. Павлова д. 23, ул. Ак. Павлова д. 25, ул. Гризодубовой д. 12, ул. Гризодубовой д. 8, ул. Карбышева д. 14. Цена лота – 17 309 753 руб. 03 коп.
Победитель ООО «Экостроймонтаж» (Омская область, поселок Птицефабрика, дом 50, квартира 41 комната 1). У предыдущих хоть квартира целиком была, а у этого подрядчика даже и квартиры в деревне нет – будем его в комнате № 1 искать потом.
Естественно, уставный капитал 10 тысяч рублей. Работают аж 3 сотрудника – даже по одному на дом не приходится. Как следует из открытых источников Интернета, основной вид деятельности учредителя (руководителя) организации – риелторская работа.
Суть понятна: юрист закинул бумажки в АО «Омскэлектро» на несколько лотов. Вау – один выиграли! Нанять гастарбайтеров и как-нибудь сделать эти фасады.
– Лот №32008801597 – дома по ул. Гризодубовой, д. 14, ул. Карбышева, д. 3, ул. Карбышева, д. 3в. Цена лота 18 085 414 руб. 72 коп.
Победитель – ООО «Люксор Тайм» (г. Омск, ул. Степанца, дом 10, корпус 4, кабинет № 56). Квартиры нет, офиса тоже – сидит в кабинете.
Уставный капитал больше, чем у других – целых 11 тысяч рублей. Трудится на предприятии один сотрудник. Как он один с тремя домами управится?
В 2018 году предприятие установило рекорд по обороту за все годы существования – выполнило работ аж на 1,4 миллиона рублей.
Четыре лота – и ни одного приличного подрядчика. Если это не коррупция, не мошенничество с федеральными деньгами, не уход от налогов – что это?
Сегодня фактически середина марта. С момента поступления денежных средств в город прошло почти 6 месяцев. С момента проведения так называемого конкурса – 3 месяца. Ни одного дома не отремонтировано, начат он на считаных домах.
Не могу в связи с этим не обратить внимание на большой общественный резонанс: это пока народ молчит, так как не знает всего этого, а когда узнают, особенно на тех 44 домах, которые вообще выбросили, что ремонта не будет вообще или он делается некачественно, обида людей будет безмерна – ведь они ждали этого ремонта 10 лет.
Да, я обратился в прокуратуру и ФСБ с просьбой о проверке изложенных и ряда иных фактов, однако надеюсь, что данный вопрос не останется без реакции главного должностного лица области, поскольку когда деньги пришли в регион, опубликовал в прессе материал под названием «Царский подарок или троянский конь», и тогда высказал предположение, что это царский подарок губернатора, а на деле получается, что троянский конь. Несправедливо, однако. Неконституционно даже как-то. Президент России Владимир ПУТИН, думаю, совсем не такого ожидает от регионов.
Александр ЛИХАЧЕВ, председатель Общества потребителей в сфере ЖКХ
Ранее письмо было полностью доступно только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 11 марта 2020 года.