АО «Омскэлектро» включило дом по ул. Лобкова, 22 в перечень выполненных капитальным ремонтом домов, но департамент городского хозяйства не смог исключить дом из реестра домов, в отношении которых обязательства по судебным решениям не выполнены. И это не единственный такой пример.
Этой серией публикаций (часть 1-ю читайте здесь) я заканчиваю писать о незаконных действиях руководства АО «Омскэлектро» в связи с получением целевой федеральной бюджетной субсидии на капитальный ремонт многоквартирных домов, поскольку, как уже отмечал, целью всех этих материалов за 4 года было привлечение внимания правоохранительных органов, в первую очередь – областного Управления Следственного комитета и прокуратуры Омской области – к преступлениям до сих пор не установленных официально должностных лиц.
Не заметили или не захотели заметить?
В соответствии с требованиями части 2 статьи 144 Уголовно-процессуального кодекса РФ:
«2. По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания, а также по поручению руководителя следственного органа следователь».
В свою очередь, согласно приказу Генпрокуратуры России от 17.05.2018 № 296 (ред. от 22.04.2022) «О взаимодействии органов прокуратуры со средствами массовой информации и общественностью», поручено:
«4. Прокурорам субъектов Российской Федерации и приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур:
4.1. Ежедневно осуществлять мониторинг ведущих региональных средств массовой информации в целях анализа состояния законности и возможного принятия мер прокурорского реагирования. О принятых мерах прокурорского реагирования оперативно информировать управление взаимодействия со средствами массовой информации».
Аналогично в силу требований приказа Следственного комитета РФ от 11.08.2011 № 127 «Об организации взаимодействия Следственного комитета Российской Федерации со средствами массовой информации и общественностью» указано:
«3. Руководителям главных следственных управлений и следственных управлений СК России по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных следственных управлений и следственных отделов СК России, руководителям учреждений и организаций СК России:
3.9. Организовывать непрерывный мониторинг размещаемых в местных, региональных, федеральных и электронных СМИ сведений о деятельности следственных органов, учреждений и организаций СК России.
Уделять особое внимание сообщениям о преступлениях коррупционной направленности, преступлениях, совершенных в отношении детей и социально не защищенных категорий населения, для последующего решения вопроса о проведении доследственных проверок.
Результаты мониторинга еженедельно представлять в управление взаимодействия со СМИ».
Поскольку о проверках по нашим материалам за последний год не слышно, либо из публикаций не следовало, что деяния имеют признаки преступления, либо подразделения уважаемых правоохранительных органов просто забыли проинформировать свои федеральные структуры о публикациях, но последнее – дело поправимое.
Либо, наконец, требуется опубликовать материал в федеральных средствах массовой информации, что мы сделаем в обозримом времени, если местные правоохранительные органы не заинтересуются темой.
Ведь мы ни на чем не настаиваем и тоже можем ошибаться. Может быть, например, что должностные лица следствия и прокуратуры знают секретную статью Жилищного кодекса РФ, где написано, что кроме управляющих организаций, фонда капитального ремонта и ТСН (ТСЖ, ЖСК) бюджетную субсидию может получать еще и АО Омскэлектро», а может быть, там же Госдума изменяла критерии крупного ущерба, – теперь нецелевое использование 571 миллиона рублей – уже и совсем незначительный ущерб.
Тогда дайте ответ, что да, мы проверили ваши публикации, все обстоит вот так и так, генеральный директор АО «Омскэлектро» – честнейший и справедливейший человек, достойный бюстов на всех теплых остановках (это про потерю первого листа заявки основного претендента на известном конкурсе, кто не забыл), и все тут законно, а судьи арбитражных судов и ревизоры УФК – просто злые и завистливые люди, очерняющие Андрея Александровича, либо покажите нам наконец на пятый год этих самых «неустановленных должностных лиц».
Ведь Андрей ЖУКОВСКИЙ еще в апреле 2021 года сразу после возбуждения первого уголовного дела о превышении должностных полномочий и выемок документов в АО «Омскэлектро» дал интервью телеканалу «Россия 1», где, в частности, указал:
«Мы сейчас видим те провокации, которые, в тех же СМИ, происходят. Еще ни одна проверка не нашла никаких серьезных нарушений. Это провокации, которые враги города Омска ежедневно вбрасывают в СМИ, чтобы нарастить истерику, раскачать лодку. Я говорю прямым текстом: это провокации против успешно работающего муниципального предприятия и против городской власти».
Может, и правда прокуроры сильно ошиблись, когда 1 ноября 2023 года передали в следственные органы материал проверки, где, в частности, указали:
«Установлено, что с 2018 года (кто забыл – это когда Андрея ЖУКОВСКОГО директором назначили. – Прим. автора) по настоящее время в данном предприятии произошло значительное наращивание кредиторской задолженности и заемных средств, которое привело к созданию предбанкротной ситуации. Несмотря на критическое финансовое состояние предприятия, руководство без какой-либо необходимости вводило в штатное расписание новые должности руководящего состава, содержание которых не было включено в тариф. При этом происходило дублирование либо дробление ранее возложенных обязанностей на иных лиц, расходы на содержание которых превысили 20 млн рублей».
Не иначе происки врагов Омска.
Маленькие невинные шалости большого начальника
Как обещали – сегодня по просьбе читателей кратко как раз об этом «втором» уголовном деле. Почему кратко – оно не касается капитального ремонта многоквартирных домов, а у Общества потребителей в сфере ЖКК, в общем-то, нет цели бороться с кем-либо, в том числе с г-ном ЖУКОВСКИМ, ничего личного: нас интересует, чтобы сделали ремонт и наказали тех, кто украл наши деньги.
Летом 2023 года ко мне пришли две женщины, скажем так, имеющие отношение к предприятию, и сообщили информацию, которой я не мог не поделиться с правоохранительными органами, хотя она для нас непрофильная.
В частности, сообщили, что руководитель трудоустроил на предприятие лиц, которые фактически на работе не появлялись, но заработную плату и премии получали регулярно и больше, чем остальные такого же рода работники. В частности, ведущим специалистом числилась некая Н.В.К., которая на самом деле от передачи электрической энергии и АО «Омскэлектро» далека, как Омск от Москвы, поскольку на рабочем месте и не появлялась никогда, так как занята работой в коттедже руководителя в качестве домработницы.
Также никогда не видели на предприятии неких С., числившегося в отделе труда и заработной платы, А.Г.К. из службы реализации, а с 25.02.2022 по 22.06.2022 года в ремонтном цехе числился и А.В.Р., якобы являющийся личным фотографом сами понимаете кого. Имидж – все, еще классик сказал – разве не справедливо?
В целом, как указала областная прокуратура в переданном в следствие материале для привлечения Андрея ЖУКОВСКОГО к уголовной ответственности по статье 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями»:
«Несмотря на критическое финансовое состояние предприятия, руководство без какой-либо необходимости вводило в штатное расписание новые должности руководящего состава, содержание которых не было включено в тариф. При этом происходило дублирование либо дробление ранее возложенных обязанностей на иных лиц, расходы на содержание которых превысили 20 млн рублей.
Вскрыты факты необоснованной выплаты материальной помощи руководящему составу к ежегодным отпускам на сумму более 5,2 млн рублей, а также заработной платы лицам, которые фактически на предприятии не работали. В то же время руководство не принимало мер к надлежащему трудоустройству сотрудников на вакантные должности ввиду низких должностных окладов по рабочим специальностям.
Заключались договоры на поставку продукции для нужд организации по завышенным ценам при отсутствии конкуренции, нерационально расходовались денежные средства на выпуск печатного издания, необоснованно списывались на убытки долги платежеспособных дебиторов на сумму более 7 млн рублей.
При этом инвестпрограммы АО «Омскэлектро» в целом за период с 2018 по 2022 год исполнены на 64 %, а в частности, за 2022 год на 29%.
Вместе с тем ежемесячный фонд заработной платы генерального директора и руководящего состава юридического лица превышал 2,6 млн рублей. Таким образом, как установила прокуратура, руководство АО «Омскэлектро», используя служебные полномочия вопреки интересам организации, нанесло предприятию ущерб на сумму свыше 50 млн рублей».
Чтобы понимали, о чем речь, в «Омскэлектро», например, были введены вновь должности, оплата которых даже не включена в тариф на услуги по основному виду деятельности – передаче электрической энергии. В частности, с августа 2022 года введены должности: директор по эксплуатации электросетей, директор по общим вопросам и коммуникациям, директор по правовым и корпоративным вопросам, в то время как уже имелись другие специалисты, кто ранее занимался этими вопросами.
Всего таких непонятных для остальных работников должностей введено около 20, в том числе, помимо указанных выше, это советник по безопасности, начальник отдела внутреннего контроля, специалист по финансовому контролю, корпоративный секретарь юридического отдела и другие. Все это видят простые работяги, оклады и заработная плата которых не повышаются соразмерно уровню инфляции.
Кстати, спрашивают: является ли генеральный директор акционерного общества субъектом уголовной ответственности по данной статье, иными словами, является ли он должностным лицом? Ответ на этот вопрос содержится в Примечании 1 к статье 285 УК РФ:
«Примечания. 1. Должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в… муниципальных унитарных предприятиях, в хозяйственных обществах, в высшем органе управления которых муниципальное образование имеет право прямо или косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами голосов».
Полагаю, все читатели газеты знают, что АО «Омскэлектро» – это фактически предприятие муниципальной формы собственности со 100%-м участием Администрации г. Омска.
Что касается нарушений при закупках. Во-первых, для тех читателей, кто не очень искушен в такого рода процессах, поясним, что, в отличие от частных предприятий, акционерные общества с государственным и муниципальным капиталом должны осуществлять закупки только на основании публичного предложения условий в той или иной форме – типа, чтобы не было договоренности и коррупции. Есть в этом плюсы и минусы (не всегда качественно то, что дешевое), но закон есть закон.
Грубые нарушения зафиксировали ревизоры УФК и подтвердили суды при заключении договоров подряда на проведение капитального ремонта многоквартирных домов.
Все они аналогичного свойства: как указал, в частности, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа 21 февраля 2024 года в постановлении № Ф04-7860/2024 по делу № А46-4985/2023 (это про ООО «Развитие», где единственный сотрудник, проживая в Екатеринбурге, одновременно справлялся с оздоровлением свердловчан и капитальным ремонтом домов в Омске):
«При этом судами принято во внимание, что ООО «Развитие» создано незадолго до заключения первой сделки с обществом (21.05.2019).».
«ООО «Развитие» не подпадало под основной критерий отбора подрядных организаций для выполнения работ по соглашению от 23.12.2019 № 907-865/2019, предусматривающий выполнение аналогичных работ в течение 5 предыдущих лет.
Первый договор подряда от 22.11.2019 № 312-93/19 заключен между обществом и ООО «Развитие» без проведения конкурентной закупки».
Что касается других закупок, то самих работников АО «Омскэлектро очень интересует некая вновь созданная фирма ООО «СВС «Энерго» (ИНН 5506191126). И правда добрая зависть берет: какой умный и удачливый человек учредитель и директор г-н Дмитрий КОРЖОВ. Только учредил в частной квартире предприятие 2 августа 2021 года с уставным капиталом 10000 рублей и, работая в одного (там всего 1 сотрудник) – в 2022 году получает выручку 61,6 млн рублей, а в 2023 году – уже 143,2 млн рублей. Читатели «Коммерческих Вестей» могут позавидовать – мало какие УК, которым по 10-15 лет, с коллективом под две сотни человек, тракторами и автомобилями, имеют такой оборот. Главное – правильно выбрать, с кем общаться и договоры подписывать, да можно и не подписывать – в таких делах достаточно «слова пацана». Не случайно этому предприятию не нужны ни страницы в соцсетях, ни сайт, ни электронная почта, ни даже телефоны (у него всего этого просто нет). Деньги любят тишину. Нужные люди сами найдут путь к такому талантливому предпринимателю, чтобы разделить с ним доходы.
Надеюсь, и те, кому положено, тоже, выражаясь любимым словом пресс-службы Следственного комитета, «заинтересуются» таким удачным бизнесом, а главное – бизнес-партнерами.
Но все это, повторю, в сравнении с незаконно полученным миллиардом и нецелевым образом использованными 500 миллионами – лишь маленькие невинные шалости большого начальника. Да если бы АО «Омскэлектро» сделало качественно капитальный ремонт этих 278 домов – мы бы сами скинулись Андрею ЖУКОВСКОМУ на парадный портрет на фоне отремонтированных домов – даже межпанельные швы бы на кирпичном доме по ул. М. Никифорова, 3 прорисовали для реализма – и фотографа бы не понадобилось трудоустраивать.
Посмотрим, как удастся прокуратуре осуществить надзор, за расследованием второго дела, так как, по нашим данным, в следствии уже есть попытки изменить статью, сославшись, что есть отдел кадров и т. д., а директор – он тут и совсем ни при чем.
А где потерялся мэр города?
Читатели спрашивают, а почему мы пишем только об АО «Омскэлектро» и не упоминаем о неустановленных должностных лицах Администрации города Омска, в частности, о подписавшей незаконное постановление № 816-п бывшем мэре Оксане ФАДИНОЙ. Ну, во-первых, не до нас ей сейчас – она объясняется с народом в социальных сетях, почему подписала постановление деревья вырубать в парке культуры имени 30 лет ВЛКСМ.
Но, по моему глубокому убеждению, Оксана Николаевна тут не поимела ни копейки левого дохода – она просто выполнила то, что ей приказали. А кто поручил – если допросят – расколется на первом же допросе.
Для тех, кто далек от внутренних взаимоотношений между областной и городской властями в период БУРКОВА и ФАДИНОЙ, поясню. Можно не поддерживать позиции Валерия РОЩУПКИНА или Виктора ШРЕЙДЕРА, можно не поддерживать Леонида ПОЛЕЖАЕВА. Но у каждого из них была своя позиция, видение по каждому серьезному вопросу жизни областного центра. При Оксане ФАДИНОЙ позиции города не было – были отношения подчиненного и начальника. Справедливости ради, в такое положение ее поставило и законодательство. Напомним, что ФАДИНА – первый мэр, «избранный» по новому закону – не городом путем прямых выборов, а избранными депутатами. А какой спрос с исполнителя? Пусть прокурор и следователь спрашивают, если она нарушила закон, – а она нарушила, приняв постановление с явным превышением должностных полномочий – вопреки федеральному законодательству. Но у нее не было личного интереса.
Что касается департамента городского хозяйства, то ключевые руководители – директор департамента Евгений ФОМИН и курирующий заместитель Николай МАШКОВ – изначально были против этой авантюры, считали ее незаконной и неправильной по сути в смысле невозможности организации качественного и полного ремонта таким путем. Ясно же, что реально только два лица – жильцы и обслуживающая дом организация (УК, ТСН, ТСЖ, ЖСК) заинтересованы в ремонте. Остальные делают это либо в силу финансовой выгоды, либо по приказу. Такие и качество, и результат.
Уже писал об этом в самой первой публикации в 2020 году: ФОМИН лично в моем присутствии еще в декабре 2019 года убеждал дважды гр. ЖУКОВСКОГО проплатить в ЗАО «Сибирский центр ценообразования в строительстве, промышленности и энергетике» правильные сметы на наши 44 дома, чего последний так и не сделал, АО «Омскэлектро» изготовило и представило на отбор получателей субсидий левые сметы, а дефектные ведомости вообще не по всем домам.
Следствие в разы занизило ущерб
В действиях должностных лиц следствия и прокуратуры по уводу реальных виновников жульничества с федеральной субсидией, когда, на мой взгляд, без правовых оснований объединили два уголовных дела и в итоге исключили из обвинительного заключения все серьезные обвинения, которые фигурировали в постановлении о возбуждении уголовного дела, слон превратился в муравья, которого можно и не заметить – три миллиона рублей и 10 миллионов рублей при двухмиллиардном обороте. Да за это, кроме шуток, Максиму НИКОЛАЕНКО медаль «За заслуги перед Отечеством» сразу 1 степени давать нужно – это доли процента от оборота денежных средств.
На самом деле ущерб занижен в десятки, если не в сотню раз.
Та липа, которую отправили в область, а оттуда в Москву, что сделали капитальный ремонт 185 домов – она же не соответствует действительности: на самом деле выполнили часть работ по капитальному ремонту части этих домов, но не выполнили капитальный ремонт, что как раз было предметом Соглашения от 23.12.2019 № 907-865/2019.
Касается это большинства домов, только вот с этим ни прокуратура, ни следствие разбираться не хотят, так как тогда разрушается схема защиты реальных высокопоставленных правонарушителей.
А произошло вот что.
Вот два основных легальных правовых определения капитального ремонта многоквартирного дома:
«1) капитальный ремонт многоквартирного дома – проведение и (или) оказание предусмотренных настоящим Федеральным законом работ и (или) услуг по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме;...» (Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ, ред. от 25.12.2023).
«2.3.7 капитальный ремонт: Плановый ремонт, выполняемый для восстановления исправности и полного или близкого к полному ресурса объекта с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые...» (ГОСТ 18322-2016 «межгосударственный стандарт. Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения (введен в действие Приказом Росстандарта 28.03.2017 № 186-ст).
Не нужно быть юристом, чтобы понять, что в перечень выполненных капитальным ремонтом многоквартирных домов (а их, напомню, по условиям соглашения должно быть не менее 185 из 278, на что областной прокурор в свое время писал представление, но на него никто не отреагировал и прокурор смолчал) – так вот в этот перечень могут быть включены только дома, проектные характеристики которых восстановлены или улучшены. Полагаю, это логично следует из текстов определений.
То есть городской бюджет не должен больше тратиться на выполнение судебных решений, включая мировые соглашения, по этим домам.
На самом деле получилось не так: АО «Омскэлектро» ввиду недостоверных смет и разгильдяйства части подрядчиков выполнил только часть работ, заплатило деньги подрядчикам, но конструктивные элементы и инженерные сети не восстановлены, произведена только часть необходимых работ, а остальное придется теперь выполнять за счет нищего городского бюджета и ничего не сделаешь – остатки средств субсидии вернули в Москву как неиспользованные.
Приводил уже пример дома по ул. Лобкова, 22, где предметом мирового соглашения стал ремонт подъездов. Согласно условиям соглашения, на доме должны быть выполнены следующие работы: ремонт подъездов, включая оборудование вторых входных дверей на основе алюминия и укладку плитки на полу лестничных клеток всех этажей и стенах первых этажей подъездов, замену абонентских почтовых шкафов, ремонт отмостки.
Полагаю, нет необходимости доказывать, что, если в смете АО «Омскэлектро» на ремонт подъездов в данном доме весь ремонт по конкурсной смете состоял в замене второй двери, оклейке первого этажа плиткой и почему-то установке почтовых ящиков – то это не есть капитальный ремонт подъезда. Перечни работ по всем видам конструктивных элементов и инженерных сетей давно утверждены на федеральном уровне.
Результат: АО «Омскэлектро» включило дом по ул. Лобкова, 22 в перечень выполненных капитальным ремонтом домов, но департамент городского хозяйства не смог исключить дом из реестра домов, в отношении которых обязательства по судебным решениям не выполнены. После личного приема председателя совета дома Г.С. КОКЕТ бригадой Генерального прокурора Российской Федерации Игоря КРАСНОВА в декабре 2022 года капитальный ремонт подъездов произведен в полном объеме за счет средств бюджета города Омска, на чем бюджет потерял 1,5 миллиона рублей – разве это не ущерб? И на каком основании при таких обстоятельствах дом включили в реестр отремонтированных?
Это лишь один пример, и мы их продолжим в следующем номере. Общий ущерб – десятки миллионов рублей.
В соответствии с требованиями ст. 21 «Предмет надзора» Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»:
«1. Предметом надзора являются:
– соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
– соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.
2. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки».
Полагаю очевидным, что системный анализ указанной статьи федерального закона вкупе с приведенными выше выдержками из приказов о взаимодействии с органами массовой информации говорят об обязательности проведения соответствующих проверок по материалам СМИ, будем ждать реакции.
Александр ЛИХАЧЕВ, председатель Общества потребителей в сфере ЖКХ.
Ранее материал был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 3 апреля 2024 года.