В каких условиях создавались книга и ее экранизация, рассказывает выставка.
В Омском музее изобразительных искусств имени М.А. Врубеля открылась выставка «Алые паруса Александра Грина. Приближение мечты». Она посвящена одноименной повести-феерии и приурочена к 100-летию выхода книги в свет.
Пространство выставки, охватывающей два зала, выстроено как улочки-лабиринт маленького портового городка (дизайнер Александр КОДОТ), где за очередным поворотом вдруг открывается морской простор и под крики чаек на тебя надвигается бушприт парусного корабля.
В составе экспозиции около 70 живописных и графических произведений из собрания Музея имени М.А. Врубеля, а также свыше 40 экспонатов из коллекции Государственного центрального музея кино (Москва). Это рабочие материалы к фильму Александра Птушко «Алые паруса», снятому на киностудии «Мосфильм» в 1961 году: эскизы декораций, раскадровки, чертежи съемочной площадки.
– Когда мы задумывали выставку, то хотели, конечно же, в первую очередь проиллюстрировать произведение Грина, – рассказала куратор выставки Алиса СУЛТАНОВА, для которой данный проект стал первой крупной работой. – Но, к сожалению, оказалось, что в фондах не только нашего музея, но и других музеев очень напряженная ситуация с изображениями Грея или Ассоль. Потом мы подумали, что, когда говорят об «Алых парусах», у многих в памяти всплывает не книга, а фильм. Мы вышли на связь с Московским музеем кино, там очень отзывчивые коллеги, они сразу поддержали нашу идею. То, что они представили на выставке, – достаточно зрелищные вещи. Несмотря на то, что это эскизы декораций, – это не маленькие черновые варианты, а полноценные графические работы, которые завораживают.
В эскизах народного художника РСФСР Левана Шенгелии есть узнаваемые моменты, а есть и то, что не вошло в фильм. Особенно удивляет тональность. Вообще Шенгелия – тот художник, который заслуживает отдельных больших выставок, говорят в московском музее.
– Художник кино создает пластический мир будущего фильма, помогает режиссеру увидеть его, – поясняет научный сотрудник изобразительного фонда Центрального государственного музея кино Алексей ЧУДИНОВСКИХ. – Часто художник делает то, что мы потом принимаем за работу оператора. Мы также принимаем за реальные объекты то, что выстроено по его эскизам. Например, здесь есть мельница. Она была построена наполовину. То есть с обратной стороны ее снять невозможно, потому что там просто картон, дерево. Хочется обратить внимание и на то, что большинство эскизов сделаны в тоне. У Птушко и Шенгелии была задумка сделать фильм монохромным, похожим на черно-белый, чтобы алые паруса врывались в финале таким взрывом цвета. Но худсовету это не понравилось, потому что фильм цветной, все должно быть ярким. И эффект пропал.
Годы творчества Александра Грина выпали на период между двумя войнами – Первой мировой и Гражданской, включая буржуазную и социалистическую революции. В такое сложное, тяжелое время писатель создавал свои необыкновенные произведения, полные света, красоты и стремления к мечте.
Мир Грина, реальный и фантастический, показывается на выставке через подбор художественных произведений.
– Экспозицию мы условно делим на три части: настоящее, прошлое и будущее, – говорит куратор выставки Вадим САВЕЛЬЕВ. – Настоящее – это 1920-е годы, когда Грин живет в Петрограде и пишет свою повесть. Здесь у нас графика Анны Остроумовой-Лебедевой, Мстислава Добужинского, такой открыточно-видовой Петербург. При этом 1920-е годы – это время, о котором искусствовед Виктор Шкловский говорил, что «улицы стоят щербатые», потому что дома разбирают на дрова. И это тоже нашло отражение и в произведениях Добужинского и Остроумовой, и в интересном альбоме Павла Шиллинговского «Руины и возрождение». Но так как Грин – писатель-символист, у нас тут есть тоже такой фантастический, немножко символистский Крым, в который писатель в своих фантазиях устремляется. Это работы Максимилиана Волошина, Альберта Бенуа, Константина Богаевского. Приблизительно те образы, которыми вдохновлялся Грин, когда придумывал свою фантастическую страну.
К вдохновению можно отнести и картины прошлого, связанные с морем и маринами, произведения так называемой киммерийской школы живописи, западноевропейского искусства, начиная с XVI века.
Будущее видится создателям выставки в продолжении романтической темы советскими художниками.
Иногда, особенно в третьем разделе, кажется, что экспозиция удаляется от главного предмета – конкретно повести. Однако основная идея «Алых парусов» – это как раз воплощение мечты, причем, как говорил Грин, «своими руками». И знаменитую цитату о рукотворном чуде можно считать эпиграфом выставки. Она будет работать до 25 февраля.
Фото © Эльвира КАДЫРОВА, Омский государственный музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля