В Омске появится «Белая столица».
В 2018 году на омском рынке появились магазины «Белорусские продукты». Сеть начала активно разрастаться, и «КВ» задали несколько вопросов ее коммерческому директору Вячеславу СЕРГЕЕВУ.
– Вы никак не связаны с коммунистом ЖАРКОВЫМ, который лоббировал проведение в Омске белорусских выставок?
– Нет.
– А кто владеет «Белорусскими продуктами»?
– Два брата: ИП КАДОЧНИКОВ Олег Владимирович и ИП КАДОЧНИКОВ Анатолий Владимирович.
– Когда открылся первый магазин?
– В июне этого года. В октябре уже действовало пять. В начале ноября откроется магазин на 21-й Амурской. К 2019 году мы планируем, что наша сеть разрастется до восьми точек.
– А в дальнейшем? В область не планируете выходить?
– Когда полностью закроем Омск, попробуем завоевать Новосибирск.
– Закрыть Омск?.. На какую долю рынка рассчитываете?
– Пока все только в планах, сложно сказать.
– Можете озвучить вложения, которые требует открытие каждого магазина?
– Это конфиденциальная информация. Но скажу, что они немалые, так как практически каждое помещение приходится серьезно переоборудовать – интерьер обязательно должен быть новым, это наш принцип.
– Помещения выкупаете или арендуете?
– Арендуем.
– Но сеть уже рентабельна?
– Да, разумеется.
– Какие еще планы?
– В ноябре запустим колбасное производство – собственную марку «Белая столица». Создано много рабочих мест, набраны специалисты высокого технологического уровня. Уже в декабре продукция появится на прилавках.
– Она будет представлена в «Белорусских продуктах»?
– Нет, во всех магазинах.
– С сетями тоже планируете работать?
– С ними очень сложно работать, много условий необходимо выполнить. Начнем все-таки с развития через магазины у дома, лавочного формата.
– Завод находится в черте города?
– Да, в Старом Кировске.
– Название – это какая-то отсылка к Колчаку?!
– Можно много параллелей провести – и отношение к Белоруссии (оттуда мы пригласили технолога по отладке оборудования, рецептур), и символ чистоты, чего-то нового, свежего.
– Что это будут за продукты?
– Колбасы самой разной ассортиментной группы – и сосиски, и вареные колбасы, и полукопченые, и копченые, и полуфабрикаты. Полный спектр потребительской корзины среднестатистического покупателя.
– Сырье будет местное?
– Часть местного, часть будем закупать. Какое предложение больше нам приглянется, тем и воспользуемся.
– Не планируете расширять производство до молочки и прочего?
– Пока хотим стать специалистами в чем-то одном.
– Вернемся к «Белорусским продуктам». Как приняли решение выйти на омский рынок? Кажется, у нас представлены в изобилии и молочная, и мясная продукция.
– Нюанс в том, что в Омске дефицит достойного сервиса, впрочем, как и по всей России. Это касается и самой системы обслуживания, и организации магазинов – всего. Если добавить к качественной продукции качественное обслуживание – получится то, чего как раз не хватало омскому рынку. Мы коренные омичи. Решили сами заняться развитием местной торговли. На самом деле это важнее, чем кажется, если люди получают помимо покупки продуктов положительные эмоции, их культура меняется.
– Если вы омичи, то почему решили заняться именно белорусским брендом?
– Со времен нашего советского детства и до сих пор это ассоциируется с самыми высокими стандартами качества. Если ценовые сегменты российских и белорусских продуктов еще как-то можно сравнивать, то их качество, к сожалению, несопоставимо.
– В России соблюдение ГОСТов перестало быть обязательным…
– А в Белоруссии так и осталась уголовная ответственность за несоответствие состава и этикетки продукта. Поэтому на этот счет можно не беспокоиться. Если на этикетке написано, что в составе колбасы свинина и говядина, значит, там действительно свинина и говядина. Ровно в указанных процентах. Хочу отметить, что работники нашей сети сами потребляют эту продукцию, угощают своих родителей и так далее. Мне кажется, это показательно.
– Ощущаете серьезную конкуренцию в Омске?
– У нас такой формат магазинов, что мы не конкурируем с крупным ритейлом и уж тем более сетями. Там в основном самообслуживание, а у нас можно пообщаться с продавцом, получить консультацию, что-то попробовать. Этих нюансов уже не хватает в современном мире, люди соскучились по живому общению, их это привлекает. Отзывы по этому поводу весьма лестные – как от омичей, так и от гостей города.
– В «Самоваре» есть кассы вообще без продавцов...
– И 1 октября один закрылся на Маркса, да... У нас на самом деле некое сочетание самообслуживания и консультирования: да, гости сами набирают продукты в свои корзинки, но могут получить и рекомендацию, как, например, что-то приготовить. Такого не было давно и нигде, поэтому мы готовы платить своим сотрудникам зарплату выше среднерыночной. У нас стоят в очереди на собеседования!
– Как обстоят дела с поставками?
– В Омске мы закупаем хлеб и яйца, не скрываем это. Все остальное привозим из Белоруссии – на то есть сертификаты, лицензии, в каждом магазине проводятся дегустации. Можно убедиться самим в свежести товара. Ассортимент жесткий, поскольку мы не работаем с нестабильными партнерами. Наши же основные дилеры давно представлены на рынке. Колбасы нам поставляет гродненский, брестский мясокомбинаты. Кондитерку – «Спартак». Молочную продукцию – минский завод, «Береза», «Бабушкина крынка».
– Насколько рентабельно возить продукты за несколько тысяч километров?
– Расстояние не такое уж и большое. За 4-5 дней продукция уже доставляется из Белоруссии в Омск. Мы подаем заявки на заводы напрямую, в Москве комплектуются фуры, а к нам уже все привозят дистрибьютеры.
– Какой процент логистических расходов вы закладываете в цену продуктов?
– Минимальный. У нас оптовые поставки, свой собственный транспорт с оборудованием, поддерживающим нужную температуру, все комплектуется четко под наши запросы. Прямые поставки получаются намного выгоднее, чем заказы через дистрибьютера.
– Есть принципиальное отличие между белорусскими, русскими или, скажем, украинскими продуктами питания?
– В Белоруссии просто больше марок с очень качественной продукцией. Нас вот просят выставлять какие-то иные продукты, например чаи. Но белорусские чаи, конечно, не отвечают всем притязаниям нашего потребителя. Однако мы готовы пойти на расширение ассортимента, даже если товары будут не белорусского производства. Все равно мы делаем ставку на качество.
– Могут ли белорусы на чем-то специализироваться? Есть такой стереотип про картошку…
– Вообще нет, но действительно, приходя к нам, многие обнаруживают, что неожиданно влюбились в белорусское мороженое, например.
– А сейчас в колбасных изделиях у вас много мяса?
– Если вы клоните к тому, что как российские производители наши поставщики удешевляют продукцию за счет добавления в колбасы чего попало, то нет, у нас другая политика. Мы не боремся за сиюминутную прибыль, а хотим иметь стабильный пул покупателей, который расширяется за счет своих друзей и родственников. Конечно, килограмм колбасы не может стоить дешевле килограмма мяса. Это очевидно. Наши консультанты все это как раз и разъясняют.
– Современная политика не может помешать вашему бизнесу? Один запрет ввоза из-за границы, и все рухнет. С Украиной мы тоже когда-то были партнерами...
– Риск всегда есть, конечно. Но очень надеемся, что этого не случится. Все-таки у нас действительно дружественные страны. Плюс многие из наших работников там побывали, знакомились с производством. Для нас это все как родное. Понимаю, откуда все идет. Конечно, российские поставщики-изготовители переживают: белорусские товары действительно очень качественные. Но это заставляет рынок шевелиться, становиться более клиенториентированным.
– Слышала противоположные мнения: что белорусы якобы жалуются, мол, лучшие продукты вывозят за границу, и напротив, что россиян пичкают остатками, все адекватное остается в стране-производителе. Ваши поставщики одинаково торгуют на внутреннем и внешнем рынках?
– Не могу рассудить достоверно – не все поставщики раскрывают такую информацию, но насколько я знаю, и туда и туда идут серьезные объемы, да.
Ранее полностью интервью было доступно только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 17 октября 2018 года