Все рубрики
В Омске вторник, 19 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 99,9430    € 105,4606

Бензиновый обман. Как разбавляют и кто недоливает

26 августа 2018 10:40
1
3119

Федеральные структуры схлестнулись в споре о бензине. 

В пресс-центре информационного агентства «Национальная служба новостей» в Москве состоялась пресс-конференция на тему «Бензиновый обман. Как разбавляют, и кто недоливает». За разгоревшейся в пресс-центре дискуссией наблюдала корреспондент «КВ» Евгения ВАЙС.

Сыр-бор: профессионалы против любителей

Очередной топливный скандал разгорелся в начале месяца. 3 июля Федерация автовладельцев России представила исследование, согласно которому 76% АЗС обманывают водителей, не доливая топливо в бензобаки. Исследование вызвало сумасшедший резонанс, учитывая недавно взлетевшие цены на все виды топлива (об этом подробно – в «КВ» № 22 от 20 июня 2018)

За недолив ФАР приняла «расхождение более одного процента между оплаченным и фактически полученным топливом». В результате недолив был выявлен на 76% АЗС из 34 заправок в 13 регионах страны.

По данным федерации, в среднем сети АЗС недоливают около 5% оплаченного бензина, из-за чего реальная стоимость выходит примерно  не 45, а 55 рублей за литр. Максимальный недолив 19% зафиксирован в Краснодарском крае. На заправках вертикально интегрированных нефтяных компаний недолив был выявлен лишь в 20% случаев. На крупных сетевых заправках – как региональных, так и федеральных – обман составил 81%. Названия АЗС в исследовании не приводятся.

С опровержением данных выступил Независимый топливный союз, обвинив ФАР в клевете и даже озвучив намерение подать по этому поводу иск в суд. Проблема существует, признали в НТС, но ее масштабы сильно преувеличены.

В первую очередь союзу категорически не приглянулась сама методика тайного покупателя, при которой бензин сначала наливали в пластиковую канистру в багажнике, а затем переливали в мерное устройство. «Методика явно несовершенная и предполагает значительные ошибки измерения из-за элементарного испарения бензина, а также возможных утечек во время налива и перелива. Естественные потери при текущей летней погоде могут составить до 10%. Есть утвержденная методика проверки Росстандарта и надо осуществлять любые измерения профильными специалистами в соответствии с этими требованиями, а не дилетантами по доморощенной методологии», – говорится на сайте НТС.

Во-вторых, по их мнению, выборка была нерепрезентативной: «Делать выводы обо всей генеральной совокупности – 25 тысяч АЗС в 85 регионах страны – на основании данных по 34 АЗС в 13 субъектах РФ, по меньшей мере, непрофессионально. Не соблюдены пропорции между долями АЗС, принадлежащих вертикально интегрированным нефтяным компаниям, независимыми АЗС и региональными сетями. При условии что выборка была случайной (а у наших специалистов есть глубокие сомнения в этом), ошибка выборки исследования ФАР составляет 16,8%. Однако этот показатель в нормальном статистическом исследовании варьируется в районе 2-3%.Выводы из исследования ФАР, что «недолив среди мелкосетевых и частных АЗС составил 100%» является грубой манипуляцией. Нельзя результаты по 8 АЗС распространять на совокупность в 11 тысяч заправок».

Технологии недолива

В январе этого года руководитель Росстандарта Алексей АБРАМОВ объяснил, что как это ни парадоксально, чем сложнее устроена техника на АЗС, тем проще ее настроить некорректно: «Есть даже такие способы и уловки, когда оператор индивидуально подходит к тому, кого и на сколько обмануть».

Способов недолить много. Например, нагреть тару, в которой хранится топливо. Если бочка с тысячей литров бензина постоит на солнце, объем топлива увеличится на 10-20 литров, а счетчики заправки показывают именно его, а не массу. Счетчик опять же может работать не от поступления топлива, а всего лишь воздуха – невооруженным глазом клиент АЗС это не заметит. Существуют и специальные приспособления, меняющие сигнал, который приходит с датчиков на центральный компьютер, показывающий объем топлива, залитый в бак.

В 2013 году были расследованы махинации с оборудованием на автозаправках дочерних компаний Роснефти – ОАО «Самаранефтепродукт» и ОАО «Саратовнефтепродукт»: использовалось специальное оборудование, чтобы недоливать потребителям бензин. Топливо затем перепродавалось.

Год спустя были задержаны гендиректор АО «Воронежнефтепродукт» Игорь ГОЛОВАЩЕНКО и трое его заместителей. Они заказали разработку особого программного обеспечения для бензоколонок, которое они использовали на 27 заправках сети. Недолив составил более 150 тысяч литров. Их наказали крупными штрафами и сроками лишения свободы от двух с половиной до четырех лет условно.

В 2015-м Росстандарт и Генпрокуратура РФ провели проверки АЗС по всей стране. Были обнаружены превышение массовой доли серы в топливе, завышение октанового числа и недолив бензина, составивший в среднем около 300 мл на 10 л топлива. К дисциплинарной и административной ответственности привлекли 7,5 тысячи человек.

Что же с этим делать? Росстандарт предложил внести изменения в ФЗ «Об обеспечении единства измерений» и закрепить за собой право проводить тайные контрольные закупки топлива. Общественники подали идею создать для АЗС систему классификации (в звездах) подобно той, что существует у гостиниц.

Руководитель Федерации автовладельцев России Сергей КАНАЕВ объяснил, что недолив топлива носит системный характер, это объясняется тем, что оптовая цена выше розничной. На региональных уровнях он призывает решать проблему политической волей:

– В свое время в Москве в течение месяца исчезло некачественное топливо на АЗС, потому что мэр пригрозил прийти с проверками и закрыть бизнес, работающий не по правилам. Так что там, где власти подключаются, договариваются с прокуратурой и Росстандартом о проведении проверок, ситуация меняется в лучшую сторону.

Жирная ли точка?

Итак, НСН собрала оппонентов вместе, чтобы те могли выяснить отношения публично, попутно отвечая на вопросы от прессы. Для начала  Сергей КАНАЕВ рассказал, как проводилось нашумевшее исследование. Он отметил, что государственные контролирующие органы не в состоянии зафиксировать недолив, так как граждане обращаются к ним слишком поздно, когда доказать этот факт уже невозможно. Поэтому-то автовладельцы и решили в режиме «тайного покупателя» показать органам контроля, в частности Росстандарту, а заодно и широкой общественности, ситуацию как она есть.

Исследование велось с апреля до середины июня. За это время было проверено 150 АЗС:

– Мы искорежили свой автомобиль, подвергали себя всевозможным рискам. Из горловины по топливопроводу бензин шел не в бак, а в спецемкость, которую сначала взвешали. Затем вес был переведен в литры.

О своей работе поведал руководитель проекта «Гражданский контроль качества топлива» Дмитрий КУРЗАНЦЕВ. Он похвастал, что благодаря общественному контролю в бюджет вернулось более 1,5 млн. рублей:

– Мы проводили мониторинг качества топлива. По недоливам острой проблемы не стояло. Мы показали, что с некачественным топливом можно бороться. Мы приезжаем, собираем документы, передаем в Росстандарт, они проводят проверку и выписывают штрафы.

Грешат недоливом в основном на магистралях:

– Когда президент поставил задачу проверить качество топлива, его поручение было выполнено в полном объеме. Но предприниматели, у которых были выявлены нарушения, просто переписали юрлица. Основной недолив встречается на трассе. В городе большого недолива мы не встречали.

Однако встреча все-таки вылилась в перепалку. Руководитель аналитического центра Независимого топливного союза Григорий БАЖЕНОВ снова раскритиковал методы Федерации автовладельцев:

– Это в целом угрожает жизни и здоровью людей, которые присутствовали в момент проверки на АЗС, а также тех, кто непосредственно находится в рамках дорожного движения. Это недопустимо. Мы должны использовать безопасные методы проверки.

Руководитель Центра социологических исследований «Дискурс» Роман КУЗНЕЦОВ отметил несостоятельность проведенной работы:

– Если вы хотите выявить проблему, нужно проверить больше станций. Вы проверили 150, потом выбрали 34. Спрашивается, на каком основании?

Он подчеркнул, что заявленные ФАР данные наносят вред самым незащищенным – частникам:

– Вы предоставили данные, которые дискредитируют региональные компании, причем в стереотипном понимании. «ВИНКи в меньшей компании не доливают, частные – в большей...»

КАНАЕВ попытался это оспорить:

– Сначала мы поехали на северо-запад, потом на юг. По пути заправлялись на многих АЗС. Попадались компании, у которых мы перепроверили 10 АЗС. Нам было важно понять систему, кто недоливает. Кто-то говорит, что недоливают операторы со слесарями. Но я могу сказать, что есть система, это решается на уровне руководства.

«Был ли одинаковый недолив на АЗС одного и того же бренда? Был», – констатировал глава ФАР, но называть компании по-прежнему отказался.

БАЖЕНОВ в свою очередь отметил, что Независимый топливный союз разрабатывает единую технологию проверки недолива, которая учтет множество нюансов, упущенных автовладельцами – например, температурные, в какое время суток происходила заправка, заправлялся ли до этого другой автомобиль этим же шлангом и т. д. и т. п:

– Я считаю, что исследование ФАР проведено безграмотно, с нарушением всех необходимых научных процедур и выводы, сделанные господами из общественной объединения без регистрации юридического лица, являются недостоверными. Методика тайного покупателя ФАР не получила аккредитацию в соответствии с требованиями ФЗ №412 от 28.12.2013 «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» и согласно Правилам технической эксплуатации автозаправочных станций РД 153-39.2-080-01, утвержденных Приказом Минэнерго № 229 от 01.08.2001, не может быть допущена к измерению недоливов. Предлагаем общественности не доверять голословным утверждениям дилетантов и руководствоваться официальными данными Росстандарта и Роскачества. К проблеме недолива и качества моторного топлива надо подходить профессионально, а не бросаться голословными утверждениями. На этом в разговоре о так называемом исследовании ФАР предлагаем поставить жирную точку».

Ранее материал полностью был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 18 июля 2018 года. 



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
Ваш логин 26 августа 2018 в 21:40:
на 2 -ой Кольцевой на Лукойле недоливают.
Показать все комментарии (1)

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.