В музее «Искусство Омска» открылась выставка к 90-летию со дня рождения Федора БУГАЕНКО.
Федор БУГАЕНКО – личность для Омска знаковая. Скульптор-монументалист, он стал автором известных памятников и скульптурных композиций, которые в середине прошлого века определяли лицо города.
Среди наиболее значимых работ: памятник «Борцам революции» на станции Марьяновка (1960), «Авиация» (1966), мемориальный ансамбль в сквере Борцов революции (1967, 1987), памятник венгерскому революционеру-интернационалисту Карою Лигети (1979), станковые скульптурные работы «Нежность» (1976), «Материнство» (1959), «П. И. Чайковский, М.П.Мусоргский, Л.Н. Толстой» (1983) и др.
– Несмотря на то, что мы расположили нашу выставку в таком камерном пространстве, экспозиционное пространство Федора БУГАЕНКО – это весь город, – подчеркнула директор музея «Искусство Омска» Лариса ТИМКОВА. – Его творчество принадлежит всем омичам.
Однако на выставке «Мгновенье врезано в гранит…» сегодня представлено много именно неизвестных работ. В основном это малая пластика и станковая скульптура, выполненные в гипсе, мраморе, дереве, бронзе, несколько маленьких живописных произведений. Они – из семьи автора. И можно поспорить, многие откроют здесь для себя неизвестного БУГАЕНКО.
– На самом деле у папы особое место занимала тема любви, – рассказывает дочь скульптора омский живописец Татьяна БУГАЕНКО. – Вот вы можете видеть тут женские этюдики. Например, фигурка из бука – она 1969 года, то есть уже приличного возраста. Вообще он очень любил женскую фигуру, нежность, где-то даже эротику. Он всегда с монументов переключался на малую пластику. Очень нравилось ему резать что-то из дерева, из кости, делать медали, какие-то мелкие вещи.
Памятник Ермаку, памятник Ф.М. Достоевскому. К сожалению, эти работы не были реализованы. Но уже на стадии макета продумана каждая деталь, и фигура «работает» с любой точки.
– Папа был очень требовательный, – вспоминает Татьяна. – Анатомию знал идеально и нас гонял, поэтому мы тоже все мышцы, кости знали наизусть. Без знания анатомии художник работать не может. Это фотограф снимает то, что есть, а художник, особенно скульптор, должен все это воспроизвести. Папа всегда говорил, что скульптура – это же 3D, ее надо обойти со всех сторон. А уж монумент – тут особые требования, потому что он воспринимается на расстоянии. Надо соблюсти законы перспективы.
У монументальных работ Федора БУГАЕНКО разные судьбы. У некоторых – печальные, как у скульптурной композиции «Наставничество» возле ПХБО «Восток». Она была выполнена из кованой меди, и какие-то варвары сдали ее в металлолом. Или у омского памятника Карою Лигети, который был демонтирован (его «двойника» в Венгрии хотя бы приобрели в частную галерею). Но есть и счастливые. Например, за памятником летчику-герою Николаю Гастелло, который был установлен в одном из пионерских лагерей, ухаживают сейчас жители выросшего на его месте коттеджного поселка. Сохранились и многие другие.
На открытии выставки звучало много разговоров о том, какое значение имела скульптура полвека назад. К сожалению, сейчас у нас все меньше скульпторов или, скорее, у талантливых скульпторов все меньше возможностей для творческой самореализации, хотя вокруг столько неосвоенного городского пространства…
Может быть, хорошо, когда выставка вызывает мысли не только о конкретно увиденном. Попробуйте прогуляться по этому «парку скульптур». Экспозиция «Мгновенье врезано в гранит…» будет работать еще полтора месяца – до 15 декабря.
Фото © Алексей ОЗЕРОВ