Сугубо личное мнение старого архитектора об отношениях с главным чиновником на территории.
Поводом для «разбора полёта» стал состоявшийся градостроительный Совет 30 июня с.г., целью которого был «одобрям-с» начатого без разрешения строительства гостиницы у метромоста. Давать оценку материалам, представленным на публику, не буду, но про доработку фасадов в протоколе не зафиксировали. «Своя рука — владыка», — гласит народная поговорка. Озвучили общую сумму инвестиции в 3 млрд. руб. Не зная, что в отдельных номерах могут установить золотые унитазы, могу сказать, что этих денег проект не стоит. По крайней мере, фасады на такие деньги не выглядели. Деньги — космос! Но космической архитектуры показано не было точно, не говоря уже о композиционных неточностях будущего здания. Хотя писали: лично ГЛАВНАЯ ВО ВСЕМ приложилась к разработке концепции.
В процессе творческих дискуссий архитекторы с теплотой вспоминали период мэра В.Ф. Шрейдера, потом всплыла фамилия В.В. Двораковского. Тут взяла слово Председатель и предложила тему: О СВОЁМ СЛЕДЕ в сознании почтенной публики. Вопрос повис в пространстве зала. Ещё был высказан ею упрёк по поводу «общения через прессу». Я же подарил книгу «Главный архитектор» о легендарном А.М. Каримове дабы «сгладить конфликт» и обозначить позиции на диалог. Но как показали последующие деяния, это был лишь соблазнительный маневр мэрши, предвыборная стратегия.
Итак, зная мнение большинства из архитектурного сообщества, высказываюсь только за себя. Созидающие архитекторы меряют время, в т.ч. по периодам правления того или иного руководителя. Можно и по мэрам (председателям горисполкомов).
Начинал при Ю.Я. Глебове, Заслуженном строителе РСФСР. Он лично опекал меня, «молодого бойца», при строительстве открытого бассейна. Ю.Я. Шойхет промелькнул, фамилия и осталась. В.П. Рощупкин, заявился крупным политиком, шла плановая работа по объектам, всё замыкалось на Альберте Минихановиче Каримове. Построил башни на Жукова и множество других домов. Причём, пока институт завершал проект, строители заканчивали нулевой цикл! Политика сменил энергетик Е.И. Белов. Его баритон завораживающе звучал на архитектурных Советах при главном архитекторе.
Самое интересное время случилось при В.Ф. Шрейдере. Будучи уже начальником мастерской, руководил благоустройством Воскресенского сквера. Кроме реконструкции апелляционного суда, занимался объектами Омской крепости, где рабочие выезды мэра случались часто и в 7 утра и поздно вечером, на месте принимались важные решения. На этих объектах столкнулись моё упрямство и его рассудительность. Тогда и подружились, заслужив его доверие. Позволю сделать такое заключение. Доходы проектировщиков были достойными, четвёртая власть расслабленная.
В.В. Двораковский уже меньше вникал в вопросы архитектуры, но не отстранялся. Почти в самом начале его соблазнили строительством «колеса оборзения». Архитекторы выступили резко и однозначно «против». Я же написал первую статью «Проклятие Достоевского...», чем вовсе отдалил его от желания общаться. Можно сказать даже, что Вячеслав Викторович «пробудил» писаку Сакена, что тоже не мало. И разрешения на строительство при А.Г. Тиле, хоть и немного дольше, но получали часто.
В 2018 году ждали мэром С.П. Фролова, но по настоянию нового губернатора стала руководить Оксана Николаевна. Обстоятельства назначения упустим, но сразу стало ясно, что она человек, начитавшийся всяческих «эконом — фашистских» теорий от Высшей школы экономики, решила заявить о себе как видном реформаторе. Тут и «бесхозные» московские деньги на фоне обнищания населения подоспели: можно повелевать, заводить любимые процедуры, казнить, про миловать — не слышал. Про КОМПЕТЕНЦИИ гудели коридоры мэрии, КОМПЕТЕНТНЫЕ же сбежали с постов. Горсовет — карманный. Прессу купили с потрохами, важнее стало подобрать правильное ИЗОБРАЖЕНИЕ ПЕРСОНЫ к правильной статье.
В архитектуре главным экономическим понятием объявили «НАРОД», чье голосование должно определять будущее города. В реальности кнопку нажимали несколько десятков тысяч чиновников миллионного города, их близких и другая подневольная челядь. В-общем, ОЧКОВТИРАТЕЛЬСТВО, но голоса складываются в нужные протоколы. «Кто не спрятался», то барыня не виновата! Да здравствует СТЕЛА-ШТЫРЬ!
Ещё во время выборов 18-го развлекали картинками по дворовым пространствам, по просьбе тогдашнего главного архитектора И.А. Павлова мне довелось осмыслить «Проспект культуры» за ДК им. Малунцева. Не единожды съездил на площадку, зима выдалась холодная. Уже после выборов ждал реализации задуманного, но денег дали «на разложить» плитку. Тут ещё из народа объявилась громогласная — «Только через мой труп!». Не задалось. Потом была попытка начать строительство с одним очень креативным заказчиком, мэрия заволокитила, нормативы поменялись, до стройки не дошло. Ещё две попытки выполнить благоустройство сквера им. Павлика Морозова и Театральной площади — тоже мимо. Оставили только план дорожек в сквере за театром. Впрочем, путь от остановки до моего дома стал удобней. И ВСЁ, господа.
Как же можно определить время О.Н. Фадиной в судьбе старого архитектора? Только ПУСТОЕ ВРЕМЯ. Период — пустота от кронприцессы (помните вызывающе огромную новогоднюю корону на Театральной про Холодную Королеву?).
Это только мои впечатления. Судить вам, дорогой читатель. Вам её и выбирать на место почётной ссылки. Есть повод и для грусти. Такой ФАКТУРНЫЙ ПЕРСОНАЖ потеряется. Придётся перейти на уральских, в ожидании «несуразного» от нового мэра. Шутка.
Архитектор Сакен Хусаинов. Сугубо личное мнение. Август 2021г.