По мнению Льва ЯНЕЕВА, некоторые факторы невозможно было предвидеть.
В пятницу, 9 ноября, на кухню «Коммерческих вестей» заглянул директор Омского регионального филиала ОАО «Россельхозбанк» Лев ЯНЕЕВ.
– Что такое «Сибагрохолдинг»? Порядка 2000 га посевных площадей, большая часть из которых полевые – то есть не зависящие от засухи. Складские помещения. Теплицы. Я считаю, что кредитование во благо, если не нарушаются ключевые принципы. Инвестпроект состоял из увеличения доли мелиорации (прокладка трубопроводов, приобретение дождевальной машины) и обустройства складов (строительство нового, более современного склада). Если реализовывать урожай в конце сельхозцикла, в апреле-мае, когда с овощами проблемы, то можно получить более хорошую цену. Поэтому если качественно хранить урожай, то можно претендовать на большую прибыль. Был выдан кредит на эти цели. До этого предприятие кредитовалось в Сбербанке, там оставался «хвост» от кредита на строительство теплиц. Так как с двумя банками тяжело работать, было принято решение рефинансировать кредит у нас. Около 60 млн рублей было выделено на пополнение оборотных средств. Все было достаточно сбалансировано.
– Что же случилось?
– Появился Таможенный союз. Раскрылись границы, начался завоз овощеводческой продукции: помидоров, огурцов, картофеля. Остаться рентабельным было очень тяжело. Вы помните, сколько стоили огурцы пять-семь лет назад? По 180–200 рублей за килограмм в несезон. А сейчас он стоит 60–80 рублей. Для потребителей это хорошо, а производителям – наоборот. Снижение рыночных цен повлияло на катастрофическое снижение прибыли в овощеводчествах закрытого типа. Картофель в последние пять лет оставался маржинальным продуктом, и в открытый грунт полезли все, кому не лень. Технологии простые, некапиталоемкие, объем сельхозугодий требуется небольшой (это не пшеница, где нужны тысячи га). И в последние два-три года образовался такой урожай картофеля! Если раньше он стоил 10–12 рублей за кг, то цена рухнула до шести. Тяжело предусмотреть такие факторы. Как можно предугадать появление таких макрономических факторов, как открытие/закрытие границ?
– Что с предприятием сейчас?
– Мы пытается его сохранить, ведь на нем работают 150–200 человек в сезон. Я анализировал на днях, что мы могли «дефолтнуть», поступить принципиально с крупнейшим хозяйством ЧОПОЗОВА. Он обрабатывает около 20 тысяч га. Но реструктурировав его кредиты, мы вышли в нормальную ситуацию: он в этом году собрал нормальный урожай. На это ушло пять лет. И «Сибагрохолдинг» пытаемся сохранить. Сделать из дождевальных машин металлолом? Кому это выгодно? Понятно, что сейчас оно сдает в аренду площади, отсеивается, люди работают, появляется перспектива погашения долга перед кредиторами. Года через два предприятие выйдет из дефолтной ситуации.
– Прокомментируете инсинуации «СуперОмска» о том, что у вас негласные договоренности с ГОЛУШКО и КАЛИНИНЫМ. Портал утверждает, что вы приняли в счет задолженности здание на Фрунзе, 52 по слишком выгодной цене для собственников цене.
– Смотрите, здание занимает около 6000 кв.м. Средняя цена за кв.м. в центре – от 35 до 50 тысяч рублей. Наша цена была 36–37 тыс рублей за кв.м. Эта цена была справедливой. Мы предложим помещения арендаторам или попробуем продать здание.
Фото © Максим Кармаев