О запуске производства и об эвакуации работников завода имени Ворошилова из Ленинграда в Омск рассказала ветеран АО «Омсктрансмаш» Валентина ЛЕОНОВА.
Ровно 83 года назад, 7 марта 1942 года, на заводе №174 в Омске было принято постановление об организации производства танков Т-34. С этой даты в истории Омского завода транспортного машиностроения началась новая глава. За годы Великой Отечественной войны на заводе «Омсктрансмаш», ныне входящем в концерн «Уралвагонзавод» Госкорпорации «Ростех», построили около 7 тысяч танков.
Каждая десятая «тридцатьчетверка» сошла с конвейера в Омске. На заводе делали не только танки, но и изготовили порядка 300 тысяч корпусов снарядов для гвардейских реактивных миномётов БМ-13 «Катюша», также построили два бронепоезда.
В 1942 году Омский завод транспортного машиностроения назывался Омским паровозовагоноремонтным заводом. На его площадке развернулось производство средних танков Т-34. Этому предшествовала эвакуация завода имени Ворошилова из Ленинграда в Чкалов (ныне – Оренбург). Работников и оборудование вывозили по Ладожскому озеру. Лишь наиболее ценных специалистов эвакуировали с помощью транспортной авиации. Известно, что по воздуху были переброшены испытатели танков. Заводу выделили два корабля военной флотилии: «Конструктор» и «Пурга». Прямым попаданием бомбы «Конструктор» был потоплен 4 ноября 1941 года. Погибли 150 работников завода и членов их семей.
Из Чкалова в Омск ленинградский завод окончательно переехал к июню 1942 года. Постановление Государственного комитета обороны предписывало Наркомтанкопрому произвести на заводе №174 строительство необходимых цехов, доукомплектовать завод недостающим оборудованием и довести мощность по выпуску танков Т-34 к 1 декабря 1942 года до 10 машин в сутки. Для производства «тридцатьчетвёрок» в Омск направили группу специалистов по конструкции и технологиям сборки танков Т-34 со Сталинградского тракторного завода и Уральского танкового завода №183.
Для расселения эвакуированных работников и их семей в Омске постановление ГКО официально разрешало Омскому обкому и облисполкому выселить 20 тысяч местных жителей из числа непричастных к оборонной промышленности. Кроме этого, предприятию выделялись 100 стандартных брусковых домов.
В числе тех, кто был вынужден покинуть Ленинград и перебраться в Омск, – семья заводчан Марии и Павла ЛЕОНОВЫХ.
Валентина ЛЕОНОВА, сноха ЛЕОНОВЫХ, рассказывает:
«Эвакуированных было очень много. Для размещения прибывших ленинградцев требовались жилые помещения. Мария Ивановна и Павел Леонович остановились в каком-то частном домике, в маленькой комнатке жили. Одними из первых Леоновым выделили телефон. Павел Леонович трудился слесарем-сборщиком в сборочном цехе, ему приходилось ночевать на заводе. Но во время отдыха тоже важно было оставаться на связи – его могли срочно вызвать на работу».
После 1945 года ЛЕОНОВЫ неоднократно просили вернуть их в родной город. Писали официальные обращения в Министерство транспортного машиностроения СССР, но в ответ Павел Леонович получал резолюцию:
«На ваше письмо сообщаем, что вы являетесь высококвалифицированным специалистом и по производственным условиям удовлетворить вашу просьбу в настоящее время не представляется возможным».
Павел ЛЕОНОВ был награждён медалью за доблестный труд в период Великой Отечественной войны. В 1995-м году Мария ЛЕОНОВА получила юбилейную медаль «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
Сама Валентина ЛЕОНОВА отработала на «Омсктрансмаше» около 40 лет. Сейчас возглавляет культурно-массовую комиссию Совета ветеранов Ленинского округа. С коллегами они занимаются подготовкой и проведением патриотических мероприятий, а также сбором гуманитарной помощи для бойцов СВО. Валентина Фёдоровна делится:
«Наши активисты плетут сети и „лешиков“. Это маленькая накидка для бойцов. Несколько умельцев делают обереги для солдатов – чебурашек из фетра. Они символизируют тепло родного дома и греют душу каждого воина нашего, солдатика».
Фото © АО «Омсктрансмаш»