Санкт-Петербургское издательство Азбука; Азбука-Аттикус выпустило книгу Анатолия РЫБАКОВА «Кортик. Бронзовая птица. Выстрел. Водители»
(768 стр.; тираж 4000 экз.).
Книга оснащена иллюстрациями Игоря Ильинского и Екатерины Чудновской. Анатолий РЫБАКОВ (1911–1998) – классик, автор знаменитых романов «Дети Арбата» и «Тяжелый песок». Однако самую большую популярность завоевали его приключенческие книги, которые, наряду с произведениями Льва Кассиля и Аркадия Гайдара, составили Золотой фонд советской литературы для юношества, а также были многократно экранизированы при участии автора в качестве сценариста. Среди них выделяется трилогия о Мише Полякове: «Кортик» (1948), «Бронзовая птица» (1956) и «Выстрел» (1975).
«Миша тихонько встал с дивана, оделся и выскользнул на крыльцо. Улица, широкая и пустая, дремала, согретая ранним утренним солнцем. Лишь перекликались петухи да изредка из дома доносился кашель, сонное бормотанье – первые звуки пробуждения в прохладной тишине покоя. Миша жмурил глаза, ежился. Его тянуло обратно в теплую постель, но мысль о рогатке, которой хвастал вчера рыжий Генка, заставила его решительно встряхнуться. Осторожно ступая по скрипучим половицам, он пробрался в чулан. Узкая полоска света падала из крошечного оконца под потолком на прислоненный к стене велосипед. Это была старая, сборная машина на спущенных шинах, с поломанными, ржавыми спицами и порванной цепью. Миша снял висевшую над велосипедом рваную, в разноцветных заплатах камеру, перочинным ножом вырезал из нее две узкие полоски и повесил обратно так, чтобы вырез был незаметен. Он осторожно открыл дверь, собираясь выйти из чулана, как вдруг увидел в коридоре Полевого, босого, в тельняшке, с взлохмаченными волосами. Миша прикрыл дверь и, оставив маленькую щелку, притаился, наблюдая. Полевой вышел во двор и, подойдя к заброшенной собачьей будке, внимательно осмотрелся по сторонам. «Чего ему не спится? – думал Миша. – И осматривается как-то странно…»
Герои этих повестей принадлежат к поколению детей революции. Можно по-разному к ним относиться, но то, что рыбаковские тексты написаны со вкусом, с проникновенным знанием подростковых характеров, вряд ли можно оспорить.
«Полевого все называли «товарищ комиссар». В прошлом матрос, он до сих пор ходил в широких черных брюках и куртке, пропахшей табачным дымом. Это был высокий, мощный человек с русыми волосами и лукавыми, смеющимися глазами. Из-под куртки на ремешке у него всегда болтался наган. Все ревские мальчишки завидовали Мише – ведь он жил в одном доме с Полевым». Полевой прятал кортик. С этого все и началось.