Я помню што я штото зделал но непомню што.
Дэниел КИЗ
Элджернон, Чарли и я – Серия «Магистраль. Главный тренд»
М.: Эксмо, 2023 год. – 320 стр.
Тираж 5000 экз.
«Доктор Штраусс говорит что с севодняшниво дня я должен записывать все что я думаю и что со мною случаица. Я незнаю зачем это нужно но он говорит это очинь важно для таво чтобы посмотреть использывать меня или нет. Я надеюсь они меня используют. Мисс Кинниен говорит может они сделают меня умным. Я хочу быть умным. Меня зовут Чарли Гордон. Мне 37 лет и две недели назад был мой день раждения. Сейчас мне больше писать нечево и на севодня я кончаю».
Так начинается самый знаменитый рассказ американской научной фантастики «Цветы для Элджернона». Элджернон – это белая лабораторная мышь, а цветы – для ее могилки на заднем дворе. Впервые опубликованный в 1959 году рассказ был удостоен премии «Хьюго» и сразу же сделал автора классиком жанра. Даже англоязычная Энциклопедия Научной Фантастики Джона Клюта, Дэвида Лэнгфорда и Питера Николса отвела для этого рассказа отдельную статью – подобные случаи можно пересчитать по пальцам.
Обозреваемая книга – автобиографическая реконструкция автора о том, как рождался этот рассказ, в 1966 году переработанный в роман, получивший сразу же премию «Небьюла». Мышь, ее имя – из-за Элджернона Чарлза Суинберна – и первоначальная идея – «А если бы можно было повысить уровень интеллекта?» – появились в один день в апреле 1945 года и дозревали 13 лет.
Рассказ был написан в 1958-м (в «Элджерноне, Чарли и я» наконец-то опубликована первоначальная его полная версия) сразу с трагическим концом: главный герой Чарли поумнел лишь на некоторое время, а потом снова начал деградировать, а мышь, на которой был поставлен тот же эксперимент, умерла.
До сих пор немало читательниц плачут, прочитав рассказ. Но чуть ли не каждый редактор, в том числе и из экранизировавших его теле- и киностудий (и даже редакторы последовавшего через 7 лет романа), безапелляционно утверждал, что ради успеха произведения необходим счастливый конец. «Ну, чего тебе стоит? – говорили они. – Интеллект остался, Чарли женился и жил счастливо».
«Хотелось заорать, – пишет КИЗ: Чего мне стоит? Да сущей ерунды – частицы сердца. Той самой, которую я в текст вложил!». Слава богу, Дэниел устоял.