Издательство «Слово/Slovo» выпустило на русском языке полную версию книги Гектора ФЕЛИСИАНО «Исчезнувший музей.
История хищения шедевров мирового искусства» (2021 год; 448 стр.; 1500 экз.; 16 +). Речь идет о судьбе тысяч произведений мирового искусства, похищенных нацистами во время Второй мировой войны. В одной только Франции было изъято более 100 тысяч картин, полмиллиона предметов мебели и более миллиона книг. ФЕЛИСИАНО шаг за шагом расследует истории пропавших картин из коллекции парижского торговца Поля Розенберга, банкиров Ротшильдов и Дэвид-Вейлов, братьев-маршанов Бернхейм-Женов, коллекционера Альфонса Канна и других. Благодаря его усилиям, некоторым наследникам удалось вернуть семейные реликвии, а другие, наоборот, обвинили его в клевете за раскрытие фактов коллаборационизма отдельных галеристов. ФЕЛИСИАНО более 18 лет жил в Париже, где получил докторскую степень по литературе в Парижском университете, параллельно работая в департаменте по делам культуры города. Был членом Экспертного Комитета Президентской комиссии по вопросам имущества жертв Холокоста в Соединенных Штатах. Читая иные фрагменты, трудно отделаться от мысли, что и в самом деле кому война – а кому мать родна.
«За всю войну парижский художественный рынок лишь в первые месяцы оккупации переживал непродолжительный спад. Как до, так и после кратковременного затишья рынок искусства работал в обычном режиме, более того, даже процветал во время второго мирового конфликта, которого хотели избежать большинство французских граждан. Еще живые воспоминания о Первой мировой (на Западе основные сражения происходили на территории Франции) и призраки почти 2 млн погибших молодых французов инстинктивно сдерживали готовность республики противостоять Гитлеру.
Ко всеобщему удивлению, начало военных действий в Европе в сентябре 1939 года положило конец экономическому кризису 1930-х: в то тяжелое для французского рынка время стоимость произведений искусства резко упала, снизившись до 70 % от уровня 1920-х, более трети парижских галерей обанкротились. Обогащаясь за счет неразберихи, которую в результате подготовки и мобилизации порождает всякая война, появились новые коллекционеры и многочисленные спекулянты, стремящиеся избавиться от обесценивающихся денег. Слои населения, близкие к военной промышленности, – от производителей оружия и транспортных средств до мелких предпринимателей и снабженцев, неожиданно получивших крупные заказы от французской армии на скорейшую поставку обмундирования, шинелей, кожаных сапог, одеял, фляг, фуражек и продовольствия, – стали обладателями больших сумм денег, и весь этот поток начал перетекать в художественный рынок. Так перипетии войны и новые потребности населения стимулировали спрос и предложение» (пер. Надежды Беленькой; ист. ForbesLife).