Мир спасают чудаки.
Клиффорд САЙМАК.
Пересадочная станция.
СПб.: Азбука, М.: Азбука-Аттикус, 2023 год.
Серия «Азбука-фантастика».
320 стр.
Тираж 3000 экз.
«Пересадочная станция» получила в 1964 году премию «Хьюго». Это старая добрая фантастика – та, что зовется олдскульной. Спустя несколько лет «новая волна» изменила жанр, внеся энергию, кровь, секс, эксперименты с формой и прочее. А в свое время Роберт ХАЙНЛАЙН сказал: «Читать научную фантастику – значит читать САЙМАКА. Читатель, которому не нравятся истории САЙМАКА, вообще не любит научную фантастику». Давно уже сказал. Сегодня в России, пожалуй, больше знают и любят САЙМАКА, чем у себя на родине в США. В СССР критики его приветствовали за позитивный настрой, за то, что «добрые чувства» он лирой... Ведь в основном у него все заканчивается хорошо: злодеи посрамлены, а человечество под руку с пришельцами (или с маленьким народцем – гномами, феями и прочими) движутся в светлое будущее.
Вот и Инек Уоллис, бывший участник Гражданской войны между Севером и Югом, около ста лет работает смотрителем пересадочной станции. Станция эта находится в американской глуши и выглядит как старый, но крепкий деревянный дом. Здесь инопланетяне делают пересадку в своих путешествиях. Инек записывает в дневник о каждой такой встрече, собирает артефакты, подаренные гостями, большая часть которых неизвестно для чего предназначена. И мечтает, что когда-нибудь преподнесет все это человечеству. Когда оно будет готово к этому. А сейчас оно больше готово к войне (напомню, что роман писался в разгар Карибского кризиса). Но все начало стремительно меняться, когда на Инека, выглядящего 30-летним, и на его странный дом случайно наткнулся сотрудник ЦРУ. Разведка действовала осторожно, но недостаточно, из-за чего встал вопрос о закрытии станции. И только чудо в образе глухонемой девушки-соседки по долине позволило человечеству встать на порог Галактики. Это же чудо предотвратило неизбежную войну на Земле.
В противоположность другому классику в романах Клиффорда САЙМАКА всегда есть время добрым чудесам. А чудеса эти неизменно кроются в искренности, доброжелательности, дружбе, чудаковатости описываемых им провинциалов. Не всех, конечно. Хотя бы одного-двух. Этого бывает достаточно.