В Омске растет популярность сервисов дистанционных заказов продуктов и готовой пищи.
Самоизоляция резко повлияла на рынок услуг доставки еды на дом. Омск вошел в число городов-миллионников по приросту числа компаний общепита с доставкой блюд. За прошлый месяц количество ресторанов, кафе, баров и столовых, переориентировавшихся на доставку готовых блюд, заметно выросло во всех крупнейших городах страны, больше всего, само собой, в обеих столицах – более чем на 50%. Поиск услуги по доставке еды из ресторанов и кафе вырос в целом по России на 42%. Таковы данные картографического сервиса 2gis.ru, основанные на активности пользователей 330 городов России в феврале и марте 2020 года.
Согласно этому же источнику, Омск вошел в топ-10 городов-миллионников по приросту числа компаний общепита с доставкой готовых блюд. Наш показатель – 19,7%. Помимо Москвы, Санкт-Петербурга и Омска, в список вошли Уфа (34%), Самара (29%), Воронеж (24%), Новосибирск (21%), Нижний Новгород (19,8%), Екатеринбург (19,3%), Казань (16%).
По данным департамента городской экономической политики, в службе доставки ресторана «Шато» чиновникам рассказали, что для сохранения покупательского интереса устраивают различные акции: снижают цены на отдельную продукцию. Например, они в два раза скидывали цену на вишневый пирог. Ставку там же делают на продажу замороженных продуктов, которые можно купить впрок – манты, вареники, котлеты.
Но судя по высказываниям новосибирских рестораторов в статьях наших коллег из деловой газеты «Коммерсантъ», перебиться в тяжелые времена доставкой не выгодно тем, кто работаем в премиум-сегменте. «Мы работаем с дорогими продуктами, у нас высокая себестоимость блюд, и мы физически не в состоянии отдавать 35% агрегатору доставки еды. Мы только на него тогда будем работать», – сетовал на прошлой неделе совладелец ресторанов New Mexico и «Гриль и бутыль» Даниил ПРИЦКАУ. Само собой, в выигрыше производители более доступной еды: о росте заказов на доставку заявляют бургерные, пиццерии, хинкальные.
Одной бумагой сыт не будешь
Опять же, омичи стали чаще готовить сами. Так, пресс-служба мэрии сообщила следующее. Начальник отдела дополнительного сервиса супермаркетов «Победа» Елена ПОЗДНЯКОВА отмечала в начале апреля, что спрос на доставку продуктов вырос в 8-10 раз. В период ажиотажного спроса, пришедшегося на вторую половину марта, стоимость среднего чека доходила до 4,5 тысячи рублей. Большим спросом пользовались продукты длительного срока хранения – крупы, масло, из непродовольственных товаров – дезинфицирующие средства, туалетная бумага, салфетки. Теперь ажиотаж прошел и стоимость чека вернулась к привычной для онлайн-магазина отметке – от 2,5 до 3,3 тысячи рублей.
Об увеличении количества заявок почти вдвое сообщили и в супермаркете «Океан», в котором омичи стали покупать чаще овощи и фрукты. В «Сытной площади» спрос вырос на стандартные продуктовые наборы. В два раза участились заказы у СберМаркета, занимающегося доставкой товаров из «Ленты» и Metro Cash&Carry. Им пришлось резко увеличить количество сборщиков и курьеров. Стоимость заказа в Омске в период ажиотажа (опять же, вторая половина марта) доходила до 5,5 тысячи рублей, а вес мог достигать 40 кг. Ситуация начала стабилизироваться и стоимость среднего чека снизилась до привычных отметок – 4 – 4,5 тысячи рублей, вес в пределах 17-25 килограммов. Снизился спрос на продукты длительного срока хранения – успокоившиеся омичи стали больше заказывать молочных продуктов, овощей и фруктов.
— Стоимость сборки и доставки заказа составляет 98 рублей за первый заказ, 158 рублей – за каждый последующий. Клиенты могут оформить заказ на нашем сайте или в мобильном приложении. Большая часть нашей аудитории – женщины и матери с детьми. Однако сейчас, конечно, нашим сервисом пользуется самая широкая аудитория: семьи, молодые люди, пенсионеры, – рассказали «Коммерческим Вестям» в пресс-службе учреждения.
Борьба двух титанов
Отдельная история со вскользь упомянутыми агрегаторами по доставке еды. В России за первые же изоляционные выходные количество заказов увеличилось и у Delivery Club, и у Яндекс Еды – двух основных игроков этого рынка. Сервисы получают возможность не только увеличить выручку, но и нарастить аудиторию за счет скидок для новых пользователей. Доставщикам пришлось адаптироваться под новые реалии.
— Мы усилили меры безопасности в сервисе, чтобы снизить риски для клиентов и курьеров. Все курьеры получили рекомендации по профилактике вирусных заболеваний, средства дезинфекции они могут бесплатно получить в офисах служб. Многие рестораны, подключенные к платформе, отслеживают состояние здоровья курьеров при каждой передаче заказа: изменяют температуру, а также просят продезинфицировать руки и короб. Мы минимизируем контакт между клиентами и курьерами. В сервисе нет наличного расчета, и все заказы по умолчанию доставляются бесконтактно. Курьер кладет заказ на термосумку и отходит на расстояние нескольких метров, пока клиент забирает заказ. Для контроля за соблюдением правил бесконтактной доставки курьеры фотографируют заказы на термосумке и отчитываются по каждой доставке. В случае нарушений курьера могут заблокировать в сервисе. В нашем приложении есть возможность оставить курьерам чаевые в электронном виде. Всем клиентам мы рекомендуем использовать такой способ выразить благодарность, так как наличные деньги являются фактором риска. К слову, сейчас электронные чаевые клиенты стали оставлять чаще в два раза, – пояснили «Коммерческим Вестям» в пресс-службе Яндекса.
К слову, о курьерах:
– У нашего сервиса нет своего штата курьеров, мы работаем с профессиональными курьерскими службами и с самозанятыми – в тех регионах, где действует специальный налоговый режим. Доходы доставщиков зависят от количества выполненных заказов. За заказы во время повышенного спроса курьеры получают бонусы. При этом курьеры сами решают, в какие дни и на сколько часов им выходить на работу. Максимальная длительность рабочего дня курьера ограничена: он не может доставлять заказы больше 12 часов в день. Кроме того, если курьер выбирает слоты длительностью больше 40 часов в неделю, система выдает предупреждение о чрезмерной нагрузке. Сейчас, во время пандемии, мы совместно с Яндекс.Такси создали фонд, из которого будут осуществляться выплаты курьерам и водителям в случае заболевания коронавирусом или вынужденной самоизоляции из-за контакта с заболевшим. Для всех остальных случаев с октября 2019 года курьеры застрахованы на всех активных слотах на сумму до 2 миллионов рублей.
Курьеры известные и не очень
В начале апреля Forbes писал о том, что московский предприниматель, владелец агентства «Руки» с оборотом млн. Сергей НОЧОВНЫЙ, устроился работать курьером в Яндекс.Еду развозить еду по московским квартирам. Он объяснил свой выбор тем, что захотел взглянуть на жизнь с нового ракурса:
– Да, я знаю, что такое онлайн-обучение, Netflix, YouTube, уборка квартиры, йога, разбор фотографий на смартфоне, чтение толстых книг. Но у меня много энергии, я привык регулярно заниматься спортом, поэтому перспектива сидеть 24 на 7 взаперти один на один с компьютером меня не вдохновляла. Я слежу за ситуацией в Европе, моя семья живет в Барселоне в режиме карантина уже больше двух недель. Понятно, что эта история надолго, а курьер – одна из немногих профессий со свободным выходом. И я решил совместить приятное с полезным.
Но и в Омске не без героев. Вдохновить своих студентов из музыкально-педагогического колледжа личным примером решил заслуженный артист России, известный актер и режиссер Александр ГОНЧАРУК, выбравший главного конкурента Яндекс.Еды – Delivery Club. Он рассказал нашим омским коллегам:
– Мы преподаем им искусство быть живыми, а лучше всего показывать это на своем примере – и вот тогда это работает! Если образовалась пауза, хотя для меня нынешний период вовсе не похож на паузу, то нужно использовать время, чтобы стать лучшей версией самого себя. В конце 80-х, когда мне было чуть больше двадцати лет, я в Нижнем Тагиле работал курьером – носил заказные письма. Страшно любил Театр на Таганке и летал туда на самолете смотреть спектакли. Вот на эти культурные вояжи в Москву и ставил себе задачу зарабатывать.
За день курьер ГОНЧАРУК развозит до 25 заказов. Зарплата – выше прожиточного минимума. Судя по вакансиям на сайтах по поиску работы, это действительно так. Разброс, правда, большой: от 12 до 39 тысяч рублей в месяц – до 2 500 рублей в день. Выплаты обещаются еженедельные. К претендентам требования не велики – наличие смартфона, паспорта и минимум 18 прожитых лет. Самокаты, велосипеды, личный автомобиль приветствуются. На выбор смены по 4, 6, 8, 10 и 12 часов. Впрочем форумы изобилуют жалобами – зарплата-то способна быть хорошей, но при условии высокой скорости обслуживания. При отказе же брать какой-то слот (например, если точка Б маршрута курьера находится от него слишком далеко и до нее неудобно добираться), можно нарваться на довольно ощутимый штраф в 500 рублей. «Можно даже уйти в минус. Заработок крайне нестабильный», – сетуют некоторые доставщики.
Кстати, некоторые службы такси наделили своих водителей функциями курьеров – в том же Яндексе есть сервис по доставке продуктов или лекарств до подъезда дома или до двери квартиры клиента. Забавно, но в столице, в которой режим самоизоляции значительно жестче, чем у нас, резко повысились в цене фирменные желтые сумки и плащи Яндекс. Еды – с 5 тысяч рублей до 50 тысяч за комплект! Таким образом, находчивые москвичи разгуливают по городу по своим делам «под прикрытием», «скрывающим» от обзора полицейских патрулей.
Дело за роботами
В пресс-службе Яндекса нам тоже охотно рассказали о заказах:
– Спрос в сервисе Яндекс.Еда сейчас повышен и держится на том же уровне, что и в популярные праздники. Средний чек вырос примерно на 100 рублей. Топ самых популярных блюд при этом не изменился. Увеличилось и количество ресторанов, работающих с сервисом: новых подключений сейчас в несколько раз больше, чем раньше. На доставку начинают работать в том числе рестораны высокой кухни и независимые кафе. Чтобы упростить для новых заведений подключение к Яндекс.Еде, мы запустили форму саморегистрации, с помощью которой они могут самостоятельно подключиться к платформе за считанные часы. Мы также приняли пакет мер по поддержке локальных ресторанов. Рестораны, подключившиеся к платформе с 15 марта, смогут получать заказы от пользователей сервиса с нулевой комиссией при доставке собственными силами, а также смогут получить 100 доставок курьерами Яндекс.Еды за счет сервиса. Поддержкой смогут воспользоваться независимые рестораторы и сети, в которые входит до 3 заведений.
Выигрыш и конкуренция налицо: Яндекс Еда анонсировала запуск в апреле сервиса доставки в 32 новых городах, а Delivery Club планируют заниматься доставкой лекарств совместно с агрегатором товаров из аптечных сетей «Все аптеки» от Mail.ru Group. Стартует проект в Санкт-Петербурге. Возможно, это только начало смены облика рынка – в США и Великобритании для доставки продуктов уже используются роботы.
Ранее материал был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 22 апреля 2020 года.