Показывать быт через искусство – особый дар омской художницы.
В Центре «Эрмитаж-Сибирь»открылась юбилейная выставка Александры СОЛОВЬЕВОЙ (1923–1992) «Женское письмо». На ней представлено около 40 живописных работ из коллекций Музея имени М.А. Врубеля, Либеров-центра, городского музея «Искусство Омска», коллекции ОТП-Банка, а также фотопортреты автора, сделанные на различных вернисажах известным омским фотографом Михаилом ФРУМГАРЦОМ.
Александра СОЛОВЬЕВА принадлежит к замечательной плеяде художниц, расцвет творчества которых пришелся на 1960-е – 1970-е годы. Удивительно, но в стране всеобщего равенства на женщину-художника тогда смотрели, мягко говоря, снисходительно. Особенно, если ее излюбленным жанром был натюрморт. Сегодня у нас новый перекос в сторону гендерной лояльности. Поэтому и тогда, и сейчас выражение «женское письмо» могло (может) восприниматься с обидой.
– Это понятие из разряда литературной критики, – поясняет куратор выставки Вадим САВЕЛЬЕВ. – Отчасти оно возникло под влиянием феминизма, но значение его шире. Женское письмо не столько вступает в оппозицию с мужским, сколько углубляет понимание мира на объективном и субъективном полюсах. В случае с Александрой СОЛОВЬЕВОЙ речь как раз идет о том, что весь этот предметный мир, который мы видим на ее картинах, становится возможным только благодаря тому, что перед нами художница, а не художник. Женское письмо здесь ни в коем случае не характеристика стиля, поскольку Александра СОЛОВЬЕВА всю жизнь была крепким академистом. Это определение способности переводить утилитарное, подручное в ранг художественного образа. И, наверное, вот таким показательным предметом является банка варенья. Это женский труд, который попадает в живопись, оказывается видимым для большого количества людей, и уже дальше становится достоянием вечности. Для мужчины-художника это было бы что-то, что в английском языке называется guilty pleasure – «виноватое удовольствие», а здесь – естественный предмет. Он появляется на картине и превращается в произведение искусства, через него мы видим всю окружающую действительность.
В советском изобразительном искусстве середины XX века преобладал так называемый суровый стиль. На картинах художников-шестидесятников мужчины и женщины строили светлое будущее, игнорируя обыденность настоящего. Подобные произведения есть и у Александры СОЛОВЬЕВОЙ, но даже в них присутствует особая романтика и внимание к незначительным мелочам, которые и составляют радость жизни.
Центральное место в экспозиции занимают масштабное полотно «Из чума в дом (Новый дом)», посвященное модернизации Севера, и отдельные эскизы к нему.
Характерными для своего времени можно назвать работы «Дежурная медсестра», «Белые ночи Салехарда».
Но, конечно, взгляд тянется к ярким, теплым, душевным натюрмортам: к тому же «Натюрморту с вареньем», «Натюрморту с баклажанами», к ароматному «Сибирскому караваю»» и сочной «Клубнике». Они словно противостоят безбытности и аскетизму идеологической концепции.
Искусствовед Александр КАМЕНСКИЙ говорил: «Суровый стиль – это наш ответ поп-арту». Как известно, поп-арт возник в американском искусстве в те же 1960-е годы. Лидером художественного направления считается Энди УОРХОЛ, а главным шедевром – его работа «Банка супа «Кэмпбелл». То есть, по мнению советского искусствоведа, идея аскетичного трудового подвига во благо общества удачно противопоставлялась яркой идее потребления.
Однако сегодня кажется, что не суровый стиль, а именно «женское письмо» смогло «победить» суп «Кэмпбелл». Поскольку свежеиспеченный хлеб или банки с закатанными соленьями и компотами – это не отчужденный потребительский продукт, а индивидуальный труд человека, составляющего то самое общество. Труд, хранящий в себе заботу о близких, какие-то секретики, которые есть у каждой хозяйки, что-то родное, что возвращает нас в детство. Это по-своему феноменально. Поэтому не стоит принижать значение пристального женского взгляда художника, позволяющего увидеть за массой индивидуальность.
Выставка будет работать до 12 июня.
Фото © Эльвира КАДЫРОВА