Ко дню рождения художника музей его имени подготовил выставку редких работ.
Живопись вместо пастели, плакат рядом с картинами природы. Творчество широко известного мастера сибирского пейзажа, основателя школы омской пастели представлено в совершенно необычном виде.
На выставке «Путь к мастерству» зрители имеют возможность увидеть самые ранние произведения А.Н. ЛИБЕРОВА 1940-х – 1960-х годов. Для этого музею «Либеров-центр» не хватило собственных фондов. Работы художника, а также фотографии, рассказывающие о его семье, детстве, юности, первых учителях добавили Омский историко-краеведческий музей и Музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля.
Про ЛИБЕРОВА говорят: «Душа его была не с тем временем, в котором он жил». Душа художника просила красоты, покоя, непреходящих ценностей, а нужно было писать плакаты, портреты вождей и этапы великих строек.
Все это не минуло Алексея ЛИБЕРОВА. Среди его работ можно найти и портрет СТАЛИНА, и военный плакат, и серию «Нефть Сибири». Как признавался он сам, последнюю создавал с болью о погубленной природе.
Раз и навсегда уйдя в пейзаж, художник, кажется, обманул время. В пейзаже не было идеологии, а значит, и не было компромисса.
Сегодня «Либеров-центр» знакомит посетителей с малоизвестным периодом жизни знаменитого земляка. Помимо привычных пастелей в экспозиции – плакаты 1945 года, живописные работы. В свою очередь, и на них не только пейзажи. Есть, например, портрет лесника «Андреич»» (1956).
«Мне дорог этот добрый старик, влюбленный в свой лес, в природу. Потому что «Андреич» олицетворяет мое представление о человеческой красоте и душевности», – говорил о своем герое Алексей ЛИБЕРОВ.
30 мая исполнилось 108 лет со дня рождения народного художника РСФСР, лауреата Государственной премии, члена-корреспондента Российской академии художеств. Накануне в музее «Либеров-центр» прошел Вечер воспоминаний, на котором собрались художники – ученики А.Н. ЛИБЕРОВА, составившие костяк организованного им в 1960 году худграфа, музыканты, музейные работники.
Воспоминания прозвучали очень личные и, может быть, на первый взгляд, незначительные, но из них сложился образ уникального и вместе с тем простого человека, умевшего объединять вокруг себя других. Некоторые подробности жизни художника мы тоже узнали впервые.
– Сегодня здесь многие говорили, что знали ЛИБЕРОВА с 1960-х – 1970-х годов, а наша семья познакомилась с ним еще в конце 1920-х, когда ЛИБЕРОВЫ переехали из Томска в Омск, – поделилась член Совета коренных омичей Алла Михайловна ДОЛМАТОВА. – У Николая Дмитриевича было четверо детей. Девочки ушли в медицину, а мальчики – в искусство. Алексей Николаевич стал художником, а Кирилл Николаевич – пианистом и очень много гастролировал по СССР. Мы жили в одном доме, и хоть я была совсем кроха, я помню, как мы ходили к ЛИБЕРОВЫМ. Тогда ведь не было телефонных звонков, никто не спрашивал, можно ли зайти в гости, – просто шли друг к другу, ребятишки друг к другу бегали. Когда Алексей Николаевич вернулся с фронта, он собрал ребят с нашего двора и устроил изостудию. Некоторые очень хорошо рисовали. Мне это было не дано, и я только позировала. Это было мучение, потому что когда другие дети бегали на улице, я часами сидела неподвижно в комнате. Алексей Николаевич увлекался фотографией, и это было нужно ему не только для «этюдов». Видимо, сказалось то, что когда-то он хотел быть оператором и даже поступал во ВГИК. А еще он очень любил свою племянницу Маришку и выполнял все ее капризы. Когда вышел фильм «Пятнадцатилетний капитан» с о Всеволодом ЛАРИОНОВЫМ в главной роли, Маришка потребовала, чтобы Алеша (раньше ведь не говорили «тетя», «дядя», а называли по имени) сделал ей стенгазету с персонажами фильма. И Алексей Николаевич нарисовал ей колоссальную газету, которая заняла полкоридора. Мы все ходили смотреть ее и только ахали от восхищения.
Музей «Либеров-центр» приглашает воспользоваться уникальной возможностью познакомиться с ранним творчеством самого титулованного омского художника. Выставка «Путь к мастерству» будет работать в течение двух месяцев.
Фото © Алексей ОЗЕРОВ