О премьерном спектакле Омского государственного академического театра драмы «О мышах и людях» по повести Джона Стейнбека в постановке главного режиссера театра Георгия ЦХВИРАВЫ.
ВМЕСТО КРАТКОГО ПЕРЕСКАЗА
Огромное пустое пространство, пустая сцена, пусто и холодно на душе у героев. Минимум. Минимум декорации, все предельно лаконично, нет лишних элементов, нет лишнего нарочитого театрального декора, нет гипертрофированных театральных чувств, нет излишнего действия. Все сосредоточено на двоих. Два человека, два существа, которые вынуждены жить не своей жизнью, которые живут мечтой о недостижимом сытом и теплом будущем. Двое, которые связаны намертво: один — почти звериной преданностью, второй — ответственностью. Скупая, монотонная картина. Огромная зияющая пустота, которая как черная дыра затягивает в магнетизирующее действие. Люди — мыши, мыши — люди. Люди как маленькие серые твари ведут мелкую суетливую жизнь, мыши — пушистые и теплые. От людей ждешь теплоты — получаешь подлый укус мыши, мышь вызывает у большинства отвращение, но дает ощущение теплоты и мягкости. Это то, что так необходимо в жизни полоумному Ленни.
ЗАЧЕМ?
Каждый поход в театр сопровождается вопросом «Зачем?» Зачем я сегодня пойду, зачем и для чего я буду смотреть именно это название, зачем театр взял это произведение, зачем ставить то, что с успехом шло несколько лет назад. Что это? Очередной модный ныне ремейк? Все многочисленные вопросы отпадают через несколько минут после начала спектакля. Нет. Это не попытка восстановить в прошлом успешную поставку и не попытка сыграть на чувствах зрителей. Это абсолютно современный, актуальный именно сегодня спектакль. Сегодня, когда единственное чего мы ждем друг от друга, от близких и далеких — это понимания, теплоты и любви. Когда страдаем от одиночества перед своими мониторами и единственного чего все хотим — это счастья и спокойствия. Простого человеческого, незатейливого. Такого счастья, как погладить щенка, когда он утыкается в тебя своим холодным носом, а ты щекочешь его пушистую детскую шерстку. Хочется уйти, убежать в ту волшебную страну, где все получается, где каждый делает то, что хочет, где нет жесткости и необходимости выживать. Что это рай? Да, возможно. Но именно в этот рай и мечтают попасть герои спектакля.
ОДИНОЧЕСТВО
Почему? Потому все они, абсолютно все они одиноки и пытаются заполнить эту пустоту, чтобы быть счастливым или хотя бы создать видимость счастья. Джордж с одержимостью защищает полоумного Ленни, прикрывая его и сдерживая. Как мантру он повторяем ему, что нужно делать и как ребенку рассказывает одну и ту же сказку, которая может успокоить его друга. Зачем? Потому Джордж безумно одинок и несчастлив. Он живет не так и не с теми. Возможно, его жизнь стала бы легче, возможно он бы быстрее накопил денег так необходимых для независимости. Но как быть с одиночеством? Ведь только забота о Ленни, об этом ребенке, запертом в теле взрослого человека, дает ему ощущение своей необходимости и нужности. Только этот полоумный Ленни заполняет его душевную пустоту.
Ленни тоже одинок. Только для него проблема одиночества решается проще. Нет сложных мотиваций. Главное, это физически ощутить теплоту. Для этого достаточно погладить мышь или щенка. Правда, он не может рассчитать силу и все в его руках гибнут. Но как любой ребенок он решает свои проблемы просто — нужно чтобы на него не сердились. Если Джордж не узнает, он не будет сердиться. Джордж не будет сердиться, значит, он его будет любить, как старший брат, как защитник. А значит, он — Ленни, не будет одинок.
А что же другие обитатели ранчо? Они тоже тонут в пучине своего одиночества. Огрызок — старик, лишившийся руки и живущий здесь из милости, страдает от одиночества после убийства своей собаки — единственного живого существа, которое любило его, и к которому он был привязан. Зияющую пустоту нужно заполнить, и он хватает за сказку Джорджа о чудесном ранчо, которую он сочинил для Ленни, как за спасительную соломинку. Если он будет на этом ранчо, то жизнь будет иная, он наконец-то почувствует себя счастливым. Это как мечта о рае, куда обязательно попадут все бедняки и где они будут счастливы и главное — не будут одиноки.
Сын хозяина Кудряш женат и, казалось бы, не должен быть одинок, но он чужой своей жене. Она изменяет ему. И он чувствуется себя одиноким, заполняя свою пустоту жесткостью и властью.
Жена Кудряша, которая поняла, что муж оказался не тем, с кем бы она хотела провести всю свою жизнь, от осознания невозможности осуществить свою мечту — стать актрисой, от непонимания и жесткости, чувствует себя одинокой. И заполняет свою пустоту блудом.
Здесь нет счастливых и неодиноких. Люди, как мыши в норе, живут в одном сером бараке, зарывают себя в солому и они страшно одиноки. Полевая мышь, которая суетиться на солнышке, тащит зерно в свою нору к своим сородичам намного счастливее всех обитателей ранчо. Люди и мыши, мыши и люди...
О ЛЮБВИ
О чем спектакль? О любви. О любви долготерпимой, милосердствующей. Как в библии «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит». Иначе нельзя объяснить эту терпеливую заботу Джорджа о Ленни. Не выгоду в немереной силе друга он ищет. Нет. Его поступками движет почти отеческая любовь и забота, а от любви ответственность за слабого. Только от желания быть любимым Кудряш носит свою руку, смазанную вазелином, в перчатке. Только от желания быть искренне любимой жена Кудряша идет на соблазнение работников. Для Ленни любовь — это тепло, поэтому от желания постоянно ощущать это тепло он ловит и гладит мышей. Потому что только мыши теплые и мягкие. Не люди, а мыши.
И только всепоглощающей любовью можно объяснить убийство Джорджем Ленни. Любовью как избавлением.
ОБ ИГРЕ
В спектакле Омского театра драмы нет ничего лишнего. Ни лишнего на сцене, ни лишнего в игре. Все предельно минималистически выдержано. Актеры сдержаны в выразительных средствах и проявлении чувств. И именно это завораживает. Нет игры умалишенного, есть большой, сильный, наивный, любящий ребенок Ленни (Иван КУРАМОВ). Нет сверхзаботы, напыщенности в игре Игоря КОСТИНА. Есть выдержанный, умный Джордж, который искренне по-братски любит Ленни, и который всячески пытается скрыть эту привязанность и заботу. Здесь нет жестокого убийства, а есть ответственность, которая возобладает над чувствами. Где смерть как избавление, как путь в счастливую страну, где тебя любят и ждут.
Возвращаясь к вопросу «зачем?». Зачем ставить «О людях и мышах» Стейнбека, хрестоматийной повести об Америке времен великой депрессии? Затем, что это история не ограничивается географически и исторически. Это та литература, которая живет вне времени и пространства. А темы, поднятые театром в спектакле, как никогда современны и актуальны. Этот спектакль, как хороший крепкий кофе, оставляет после себя послевкусие. Ты вспоминаешь аромат, смакуешь нотки. И постоянно преследует мысль, что не мыши же мы, а люди. Что нужно вылезти из своей норы комфорта и крикнуть: «Любите, ведь только любовь милосердствующая спасет наш мир!»
Вероника БЕРМАН, кандидат философских наук, член экспертного совета Национального театрального фестиваля и премии «Золотая маска»