ЦИК«Рейтинг» опубликовал на минувшей неделе очередное исследование, и я не смог пройти мимо. Люблю рейтинги, ничего с собой поделать не могу, а тут еще оценивалась интересная отрасль – туризм. Вернее сказать, туристическая привлекательность регионов РФ. Причем оценивалась серьезно, учитывались разные показатели, от статистики использования номерного фонда до количества публикаций о региональных туристических достопримечательностях в СМИ. Понятно, что первую пятерку туристических регионов любой грамотный россиянин и так назовет без труда (Москва, Санкт-Петербург, Краснодарский край, Республика Крым и Московская область), а вот дальше, за первой пятеркой, уже есть о чем подумать.
Интересно, что в лучшую десятку вошел Алтайский край, с которого в Омске не принято брать пример. Любопытна оценка отраслевыми экспертами общей ситуации в индустрии внутреннего туризма. Вот лично я не знал, что статистика внутреннего туризма в субъектах РФ до сих пор весьма приблизительная, доля туристической индустрии в валовом региональном продукте оценена неадекватно, эффективность туристских проектов и проводимых мероприятий в отрасли по-прежнему крайне низка, несмотря на объявленное президентом импортозамещение. Многие регионы даже не в курсе, какие объекты туристической инфраструктуры и на какие средства планируется построить в ближайшие 5–10 лет.
Не удается раскачать и туристские маршруты, в которые вливались немалые государственные деньги, такие как «Великий чайный путь», «Серебряное ожерелье России», «Великий волжский путь». В этих проектах до сих пор больше болтовни, чем реального результата в виде конкретных туристов. О более мелких проектах и говорить нечего, как приходят к выводу участники рынка. В регионах преобладает имитация деятельности. Форумы и мероприятия, которые проводятся для продвижения туристических продуктов, по факту приводят не к росту турпотока, а лишь к росту информационного шума.
В Омской области, по моим субъективным ощущениям, чиновники занимаются такой же псевдодеятельностью, как и в других регионах. Они так же фантазируют о привлечении туристов в регион и денег в туристическую отрасль, убеждают журналистов в грядущем процветании и реализуют все ту же установку не на результат, а на процесс (выставки, программы, заключение рамочных соглашений), успешно осваивая бюджетные средства. При всем при этом Омская область в рейтинге туристической привлекательности регионов смогла занять 45 место из 85 возможных и даже удостоились категории «потенциально перспективных». Здорово, правда?
Вы подумали, наверное, какие же потенциальные перспективы могут быть у Омска, города без тротуаров, архитектуры, уникальности, без исторических достопримечательностей, зато с кучами грязного снега, агонизирующим общественным транспортом и главой города Вячеславом ДВОРАКОВСКИМ, который в прошлогоднем рейтинге мэров от ЦИК «Рейтинг» аккуратно встал на 81 место из 88 возможных? Спешу обрадовать: перспективы есть, правда, для начала нужно поменять ДВОРАКОВСКОГО на экс-губернатора Леонида ПОЛЕЖАЕВА, убрать снег, построить тротуары, оживить ДОСТОЕВСКОГО и вернуть его обратно в острог. Но я верю в нас, омичи.
Первая публикация — в газете "Коммерческие вести" от 14 декабря 2016 года