Омский Дом художника знакомит зрителей с творчеством павлодарского живописца Валерия ШПИЕВА.
Автор родился в новосибирском городе Купино, в 1983 году окончил Омский педагогический институт и вскоре переехал в Павлодар (Казахстан). В 1990-е годы нас развели границы, и сегодня художник является гражданином другого государства. Однако линия на карте не может разделить людей, объединенных искусством. Доказательство тому – нынешняя выставка.
В ретроспективную экспозицию вошли работы разных лет, с 1987 по 2019 годы – всего около 90 полотен. Этим автор словно хочет рассказать о том, как и чем он жил все это время, как воплощал на практике уроки своих педагогов, среди которых называет Леонида ЕЛФИМОВА, Бориса ТРЖЕМЕЦКОГО, Станислава БЕЛОВА, Александра ГАЛКОВСКОГО, Георгия КАТИЛЛО-РАТМИРОВА.
– Омский худграф заложил крепкую основу, – признается Валерий Александрович. – И я даже ни на один день не забывал о тех принципах, которым нас учили.
Сегодня он и сам педагог – старший преподаватель кафедры «Теория и методика профессионального обучения» Павлодарского государственного педагогического университета.
Работы Валерия ШПИЕВА жанрово разнообразны и часто неоднозначны. Натюрморты построены у него на ассоциативных образах, сочетании реальных предметов и ирреальных форм. И в обычном пейзаже можно увидеть какую-то деталь, какой-то смысл (заложенный иногда и в названии), которые заставляют смотреть на него как на философскую картину.
Например, «Сфинкс на память» – это красивый вид причудливо сложенных природой камней. И вдруг на фоне этой вечной красоты замечаешь две маленькие, ничтожные фигуры, самоуверенно позирующие для селфи.
Внимательный взгляд художника может разглядеть в плывущей коряге рептилию («След крокодила»), оценить иронию ситуации, когда «водитель кобылы» сочувственно смотрит на починяющего свой транспорт мотоциклиста («Силы лошадиные»). А как не улыбнуться на «прогноз от бога» («Рисунок на стекле»)!
Своеобразие философского восприятия мира, раздумья о жизни, ее противоречиях отражены в сюрреалистических картинах-метафорах.
«Формы переходного периода» 1990-х – это грибы и храмы. Храмы как грибы, причем, в большинстве поганки.
Реалии наших дней – «Рабо и Доде Мократов», «Постэстетический слоник» в татуировках и пирсинге. Мрачновато, но…
– Разве это не наша жизнь? – размышляет художник. – Товарищ Мократов у нас, по-моему, на каждом шагу встречается. А «Постэстетический слоник» – это мой протест. Сегодня зрители были, говорят: «Какой ужас! Зачем же слоника так?!» А люди зачем с собой такое делают? Как рождаются образы – вопрос психологический. Но чаще всего это явления жизни, которые подталкивают к художественным решениям и переосмыслениям.
Над многими работами Валерия ШПИЕВА зрителям еще придется поломать голову, попытаться проникнуть внутрь, чтобы найти ту самую максиму бытия.
Выставка будет работать до 29 сентября.
Фото © Алексей ОЗЕРОВ