Известный роман получил на сцене ТЮЗа современное и символистское звучание.
Как ни странно, Омский театр для детей и молодежи впервые в своей истории обратился к творчеству М.Ю. Лермонтова. Спектакль по мотивам его романа «Герой нашего времени», написанного в 40-е годы XIX века, поставил режиссер из Ижевска Андрей ОПАРИН. Автор инсценировки – ижевский же драматург Екатерина ГУЗЕМА. Собственно, получилась даже не инсценировка, а личное переосмысление романа молодыми авторами, предлагаемое вниманию таких же молодых зрителей. Старшее поколение, увы, не может досмотреть это дальше первого акта.
Старинный стол-бюро, утыканный перьями, и микрофонная стойка рядом, винтажная люстра и музыкальные электроинструменты под ней – век нынешний и век минувший причудливо соединились в черном зеве сцены (художник Евгения МАЛЬЦЕВА). Как соединились социально-психологический роман Лермонтова, его стихи, факты биографии и нечто, совсем не относящееся ни к одному, ни к другому, ни к третьему. Соединились классическая музыка и рок, мелодии «Гражданской обороны», Rammstein и казачья «Ойся ты ойся, ты меня не бойся». А в антракте, во время которого нет смысла покидать зал, «группа «Лермонтов и компания» (те же актеры-музыканты) и вовсе отжигает под «Улицу Ленина» группы «Ноль». Энергетика тут бешеная.
«Драматический концерт» – обозначен жанр спектакля. На самом деле – коллаж, полный мистицизма, символизма, иносказаний. Почти у всех актеров «вампирский» грим (бледные лица, темные тени вокруг глаз). За Печориным постоянно ходит красавица Смерть (Полина РОМАНОВА), пыля облачками праха. Рядом с ним ей всегда есть чем поживиться, к тому же она знает, что рано или поздно он и сам станет ее добычей.
У дам кроссовки под пышным кринолином, Печорин (Михаил КЛИМОВ) одет в кожаную куртку, расписанную галунами. Это именно герой нашего времени. Название романа просто провоцирует каждого взглянуть на свое поколение. Молодые люди, подобные Печорину – эгоистичные, скучающие, в каком-то смысле ищущие опору под ногами и не находящие ее, – были, есть и будут. И не важно, мундир с эполетами на их плечах или рокерская косуха.
От скуки Печорин спорит со своим сослуживцем Максимом Максимычем (Владимир КРУТОВ), что в него влюбится воспитанная в строгости черкешенка Бэла (Таисия ГАЛОЧКИНА). Он похищает, обольщает девушку, в итоге она и ее брат гибнут. Из-за такого же спора с доктором Вернером (Виталий СОСОЙ) Печорин играет чувствами княжны Мери Лиговской (Алена ОЗАРОВСКАЯ), доводя ее до нервного расстройства. А влюбленного в княжну Грушницкого (Дмитрий ПОНОМАРЕВ), напыщенного, смешного, но, в сущности, не сделавшего ему ничего плохого, убивает на дуэли. По сути, два милейших человека оказываются втянутыми в эти омерзительные дела, и их грех лишь в том, что они согласились на сомнительное пари. Выигрыш в спорах – пара серебряных монет. То самое «всё», что поставит на кон Печорин в игре с фаталистом Вуличем (Михаил ГЛАДКОВ), и у этих монет действительно дорогая цена.
То и дело в действие врывается чудаковатый профессор Быков (Данил СУПРУН), некий «экскурсовод» по биографии Лермонтова. Чудесным образом биография эта переплетается с биографией героя. И уже не понятно, чьи это родители – Отец в шотландском килте (Евгений СУХОТЕРИН) и Мать (Мария СТЕПАНОВА), пронзительно поющая в финале «Выхожу один я на дорогу», сначала акапельно, потом под джазовую музыку. Бабушка Поэта (Лариса ЧИЧКО) и вовсе называет его то Мишей, то Гришей. Впрочем, Печорина всегда ассоциировали с самим Лермонтовым, и многие считают, что образ в большинстве деталей он списал с себя.
Символ детства Поэта – пугающе огромный пупс с горящими глазами, в котором, видимо, воплотилась безграничная бабушкина любовь, ее вера в предназначение внука, в чем-то преувеличенное восхищение им. Ванна становится олицетворением купели, из которой выходит и талант, и мрачный гений. А черный воздушный шар, настойчиво возникающий в руках юного Поэта (Иван ПАВЛОВ), напоминает о роке. В данном случае уже не о музыкальном жанре – о судьбе.
В спектакле много метафор, сюжетных линий, за которыми порою утомительно следить. Чтобы понять происходящее, нужно непременно прочитать или перечитать роман. Ибо зрителю сейчас авторы постановки предлагают лишь какие-то свои ассоциативные впечатления.
Фото © Омский театр для детей и молодежи