Все рубрики
В Омске вторник, 24 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 101,6143    € 105,2512

Омский музей притворился «Хрустальным дворцом»

9 апреля 2014 16:52
1
6132

В генерал-губернаторском корпусе музея имени Врубеля открылась "хрупкая" выставка

Коллекция художественного стекла Омского областного музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля может по праву считаться одной из лучших в Сибири. В 1920-е годы здесь работали люди, которые знали толк в декоративно-прикладном искусстве. И тогда как в других музеях при распределении предметов из Государственного музейного фонда отдавали предпочтение живописи и скульптуре, в Омске формировали прикладную коллекцию. В нее попали уникальные вещи, в том числе из дворцов Гатчины и Санкт-Петербурга. В год празднования своего 90-летия омский музей открыл крупномасштабную выставку "Хрустальный дворец" – под экспозицию отданы все шесть залов.


Тему дворцового величия задает тронное кресло императрицы Александры Федоровны. А рядом в витринах – блистательные кубки, штофы, бокалы с монограммами и вензелями других царских особ – Елизаветы Петровны, Екатерины II. Наиболее ценный экспонат – графин из сервиза яхты "Держава" императора Александра II. Яхта считалась чудом роскоши и комфорта, и являлась передвижной императорской резиденцией. Многое в ее оформлении, в том числе и этот сервиз – произведение великого архитектора Ипполита Монигетти.


Залы экспозиции разделены по тематике. В первом – "Магия Востока" — изюминкой становятся бутылочки для нюхательного табака из коллекции омича Евгения Журавлева, выполненные в виде карпа, цикады, кочанного салата, тыквы, бамбука. А также искусственный бонсай – цветущее дерево сливы Мэй с лепестками из глушеного розового стекла. Причем, в бонсае, кажется, представлены все восточные достижения: фарфор (из него сделана чаша), бумага (ствол), шелк (шелковыми нитями скреплены лепестки цветов) и сама культура выращивания карликовых деревьев.

Второй зал – "Алмазная грань" — демонстрирует резной хрусталь, технику огранки, схожую с ювелирной. Истинная королева здесь — "Ваза с вишнями", по размеру напоминающая большой аквариум. "Эта ваза, скорее всего, принадлежала Великой княжне Ксении Александровне Романовой, – рассказал куратор выставки Иван ГОЛЬСКИЙ. – Это Гатчинский дворец. Ваза имеет опись, где у номера есть "дробь один". Значит, у вазы существует пара, она где-то находится, и это, само по себе, волнующая загадка. Ваза выполнена в стиле модерн, а восточный рисунок "вишня" используется, чтобы показать достоинства именно хрусталя. Каждая ягодка – это точеная линза, и в каждой ягодке зритель может увидеть обратную сторону в сокращенной миниатюре".


Зал "Зазеркалье" посвящен приятным мелочам дамского мира. Тут и вазы, бутоньерки, и флаконы для духов, имеющие иногда самую причудливую форму. Изделия из ювелирного стекла, имитирующего срез камня, бусы, популярные когда-то под названием "чешское стекло". Пожалуй, недостает только туфельки Золушки.


Продолжения банкета можно потребовать в четвертом зале, который называется "Хрустальный праздник". Особым способом обработанное стекло, позаимствовавшее название у горного хрусталя, с конца XVIII века активно используется в производстве посуды. С этого момента праздничное застолье стало немыслимым без звона и блеска хрустальных бокалов, так выгодно подчеркивающих рубиновый цвет вина. И если поначалу хрустальные сервизы были достоянием знати, то постепенно они появились во всех домах. Витрины демонстрируют питейную посуду во всем многообразии. Особенно забавно выглядит набор для водки, выполненный по эскизам Елизаветы Бём с шуточными надписями вроде "Пей, пей – увидишь чертей!" Ну а взрослый праздник неотделим от детского – ячеистые витрины заполнены елочными игрушками. В музее также надеются, что будет популярным интерактивный объект художника Виктора Кулькина – кресло из бытового стекла. В нем можно сделать фото на память.


Зал "Поэзия советского стекла" — это зал славы отечественной художественной промышленности. Выставка в выставке. Галерея авторского стекла. Алые паруса "Знамён" Сергея Коноплёва (1988) и "Бегущая по волнам" Светланы Рязановой (1985) – абсолютно нефункциональные объекты, чистое и прекрасное искусство.

В зале "Арт-студия" декоративные пласты, блюда и вазы в близкой витражу технике "фьюзинг" представлены омскими художниками Марией Мороз и Евгением Дороховым. Особого внимания достойны светильники-ночники "Стрекоза" Владимира Морева и "Кошка" Анатолия Зубарева.

Во время работы выставки "Хрустальный дворец" в шестом зале на плазменной панели будут показываться фильмы о стекольном производстве и техниках декорирования. А еще на время ее посещения зрители смогут получить планшет с наушниками, с помощью которого узнают интересные подробности о каждом экспонате и пройдут экскурсию в сопровождении аудиогида.

Фото: Максим КАРМАЕВ



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
ЮГ 11 апреля 2014 в 00:37:
Какие вещи, какие вещи... Не делают сейчас такого. Нерентабельно.
Показать все комментарии (1)

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.