Проект проводится уже в шестой раз.
Возникшая как самая обычная выставка, «ПодЕЛЬники» (0+) из года в год становится самой ожидаемой для художников и зрителей. Именно она одна из первых приносит в город настроение приближающегося праздника.
Главным условием для участников является работа с образом новогоднего дерева. И это может быть не только объект, но и целая инсталляция. А вообще авторы уже шагнули дальше, и не первый год на выставке появляются авторские игрушки, открытки, керамика. Однако это всегда некий концептуальный взгляд на атрибуты Нового года.
– У нас много постоянных участников, и мы не устаем удивляться, как одни и те же люди каждый раз совершенно по-новому обыгрывают одну и ту же тему, – говорит куратор проекта Анастасия ГАРАЕВА. – В этом году, например, продолжают удивлять молодые авторы из «Школы креативных индустрий». В прошлый раз они представляли две елки в форме главных блюд праздничного застолья – «Оливье» в тазике и тарталетки с икрой. В этом году ребята тоже создали две елки. «Новогодний забег» в виде огромного многоярусного торта, по которому к вершине взбираются человечки – как напоминание о ежегодной предновогодней суете и попытке успеть сделать все, что не закончено. И «Застывшее лето» – тонкая и красивая работа с бабочками, словно застывшими во льду. Дуэт художниц Дарьи ЖЕЛИОСТОВОЙ и Арины НАБОКИ, который они называют «Малиновоенемалиновое», в прошлом году представлявший подушку-обнимашку в виде пряничного человечка, полюбившуюся зрителям, на этот раз создал целую фотозону из одеяла и подушек, в которой можно сделать уютное фото.
Хорошее фото в стиле ретро может получиться и в пространстве инсталляции Татьяны СЕМКОВОЙ «И вот она нарядная, или Праздник у царевны». Автор (кстати, профессиональный дизайнер-декоратор) даже перенесла в выставочный зал часть предметов своего домашнего интерьера. Дружная «семья» музейщиков уже опробовала это пространство.
На нынешней выставке нет безусловного wow-объекта, каким была уже упомянутая елка «Оливье», зато многие работы вызывают внимание и восхищение.
Невозможно пройти мимо «Винтажной елки» Ирины ЗИНКЕВИЧ и не рассмотреть в подробностях великолепные авторские украшения. Свою работу Ирина посвятила памяти детства, о чем написала в сопутствующем тексте:
«В старых картонных коробках хранились настоящие сокровища, которые мы каждый год разворачивали, снимая вату с бережно укутанных стеклянных, ватных и бумажных игрушек. Одна за одной, как пестрая сказка, они украшали елку, наполняя внутренний детский мир настоящей тайной. И эта память заставляет меня каждый год создавать что-то подобное, теперь уже в своем взрослом мире. Я очень люблю сложную елку, на которой есть место небесному и земному, ангелам и человечкам, медведям и зайцам, сказке и тайне. Мне нравится воссоздавать в своих работах дух ушедшего детства».
«Грустную историю» рассказала Ольга КОСОЛАПОВА, украсив свою елку совершенно прозрачными игрушками. Однажды на даче у родственников она обнаружила коробку со старыми елочными украшениями и забыла их во дворе под ливнем. Краска оказалась частично смыта. Ольга очень огорчилась, смыла и оставшуюся, хотела расписать игрушки снова. Но потом решила: пусть это сделают зрители в своем воображении, пусть они увидят каждую игрушку такой, какой захотят.
Брутальную инсталляцию «BMW – будь мужиком всегда» представил Дмитрий ВИРЖЕ. Она изображает типичное новогоднее застолье, стилизованное под мужскую эстетику. Работа иронично и с юмором показывает устоявшиеся стереотипы.
В чем-то про стереотипы и соседняя инсталляция – «Пирамида новогодних желаний» от Анны СТАТВЫ. «Форма ели – это треугольник или пирамида, – рассуждает автор. – Одна из ассоциаций – всем известная пирамида потребностей Абрахама Маслоу. Перед праздником у нас активизируются все новогодние потребности, которые мы спешим удовлетворить». Уровни пирамиды (а их семь) отмечены определенными символами: творческие потребности – вырезаем снежинки, эстетические – идем на балет «Щелкунчик», потребность признания – получаем благодарность от начальства на корпоративе. И так далее.
«Красота может состоять из обыденности?» – задает вопрос Татьяна ЗАЙЦЕВА и сама же отвечает: «Да!» Ее елка «Плетенка» сделана из обыкновенного хозяйственного шнура и полиэтиленовых пакетов.
Художник Игорь НИКОЛАЕВ задумался над этимологией слов, составляющих фразу «живые ели», и… ужаснулся. Получилась такая картинка-пугалка.
Что-то подобное, видимо, пришло в голову и Марине ЛОБАНОВОЙ: свою елку «42 трансформации» она собрала из посеребренных гипсовых челюстей. Но все это, конечно, шутки, и в целом настрой у «подельников» позитивный.
Позалипать в позе лотоса у новогодней гирлянды приглашают Анна НИКОЛАЕВА и Андрей ГОТОВЕЦ («Медитативная йолка»).
Присоединиться к «Лесным посиделкам» зовут Татьяна БЫВАЛЬЦЕВА и Павел ЖДАНОВ. Их текстильные елочки чинно уселись на скамейке и рассказывают истории из жизни леса.
А вот «Елке Иголковне» Анастасии МЫШЕВОЙ рассиживаться некогда: она собирается на праздник и уже достала из шкафа нарядные бусы. Елочка тоже текстильная, этот материал заметно преобладает на нынешней выставке.
Много на ней и яркой живописи, касающейся новогодней и зимней тематики. И с одной стороны здесь Дед Мороз, с другой – Хранитель тепла, волшебный лис с картины Евгении МОВЧАН.
Серию пастелей Евгения также посвятила домашним любимцам, нарядив их в карнавальные костюмы («Карнавал»).
Креативные и такие разные работы от омских авторов вдохновляют, удивляют, веселят, но главное – помогают вырваться из суеты и погрузиться в атмосферу предстоящих новогодних праздников, которые по старой доброй традиции продлятся до середины января.
Фото © Эльвира КАДЫРОВА