В премьерном спектакле "Арлекина" задействовано полдесятка арбалетов, пустые бочки и настоящий автомобиль
Спектакль "Ворон" по пьесе итальянского драматурга XVIII века Карло ГОЦЦИ стал первой премьерой 80-го юбилейного сезона в Театре куклы, актера и маски "Арлекин". Постановку осуществил известный белорусский режиссер Олег ЖЮГЖДА, спектаклем "Пиковая дама" покоривший публику и жюри IV Международного фестиваля "В гостях у "Арлекина" весной этого года. Инсценировка повести А.С. Пушкина была удостоена Гран-при.
Действие пьесы "Ворон" происходит в сказочной стране Фраттомброзе. Ее правитель король Миллон убивает на охоте ворона, принадлежавшего страшному людоеду, за что подвергается проклятию. Спасти его может только женитьба на красавице с волосами цвета воронова пера и губами алыми, как кровь. Для этого его брат принц Дженнаро похищает дамасскую принцессу Армиллу. Но поступок вызывает гнев ее отца чародея Норандо, который неумолим в своей изощренной мести.
Создатели спектакля помещают Фраттомброзу в вероятное будущее, после вселенской катастрофы. На сцене – брутальные люди с арбалетами, в комбинезонах цвета хаки. Их окружает постапокалиптический пейзаж: нагромождение пустых бочек, сломанная бытовая техника, автомобильные покрышки и, собственно, сам старый автомобиль. Видеоэкраны транслируют дымное небо со стаями ворон.
— Что для нас сказка? Это когда мы погружаемся в прошлое, ходим по каким-то дворцам и думаем: "Вот это была сказка!" — объясняет свое решение Олег ЖЮГЖДА. –Понятие сказки меняется относительно времени. Люди будущего будут так же погружаться в отходы нашей цивилизации и думать: "Какая была сказка!"
Жанр постановки определен как "артпанк-story". Она обращена, прежде всего, к молодежи, которой вряд ли будут интересны условности и хитросплетения театра дель арте. Его персонажи Панталоне, Труффальдино, Бригелла остались, но тоже претерпели изменения. Труффальдино сыплет частушками и стихотворными репризами на злобу дня ("Всё, синьоры, грациа – ждет нас эмиграция!"), свободно общается со зрителями. Дмитрий ВОЙДАК находится здесь в своей стихии, и, конечно, все гэги "по мотивам ГОЦЦИ" сочинил он сам. Бригелла, забравшись в пустой корпус телевизора, берет на себя функции ведущего новостного выпуска: "Король Миллон пребывает в депрессии по поводу жестокого обращения с животными. Официальный Дамаск подтвердил факт похищения принцессы Армиллы". Панталоне тоже обладает современными прихватами, хотя главное в персонаже – трогательная любовь старого слуги к принцу Дженнаро, которого он, наверное, воспитывал с детства. В этой роли просто неузнаваем Эдуард ПАВЛИНЦЕВ!
Зрительский интерес к происходящему поддерживается тем, что герои все время становятся перед нелегким выбором, и в какую сторону он их приведет – совсем неочевидно. Им предстоит пройти перерождение и смерть, чтобы приблизиться к благополучному финалу. В спектакле всего три куклы – Миллон, Дженнаро и Армилла, — и интересно наблюдать, как каждый из актеров взаимодействует со своей куклой, с куклой партнера, с самим партнером. Тут даже не два плана – актерский и кукольный, — а гораздо больше, некая многослойность отношений. И рядом с опытными Геннадием ВЛАСОВЫМ (Норандо) и Александром КУЗНЕЦОВЫМ (Миллон) органично существуют молодые актеры Александра БАТУРА (Армилла), Александр ГАЛАХОВ (Дженнаро), Роман ШУНИКОВ (Бригелла).
Как всегда, порадовала художник Ольга ВЕРЕВКИНА, придумавшая море в аквариуме, телефонную будку, становящуюся тюрьмой, и кукол, способных краснеть от стыда или гнева (есть для этого хитрое приспособление). Омичи открыли для себя белорусского композитора Павла КОНДРУСЕВИЧА, написавшего мощный хардкор с вплетением этнических мотивов. И готовы были "зажигать" под хореографический энергетик Виктора ТЗАПТАШВИЛЛИ. В финале спектакля ожили все, даже ворон, не преминувший пометить "нежданчиком" сорреалистический костюм Норандо. Но юным зрителям все же стоит вынести урок, озвученный персонажем Дмитрия ВОЙДАКА: "Вороноубийство до добра не доведет!"
Фото предоставлены театром "Арлекин"