Местные архитекторы и ученые озаботились будущим города.
В конце октября» состоялся круглый стол «Зеленый пояс города. Омские эколого-экономические практики». Представляем читателям оставшиеся выступления:
Лариса МАСЛОВА, заслуженный архитектор РФ, заместитель директора Омскгражданпроекта в 2000-2018 гг.: «Администрации Омска придется решать вопрос использования земель, которые раздали ресурсникам»:
— Протянувшаяся 35-километровая трасса электроснабжения выкинула часть территорий из схемы развития Омска, а расположившись частично в жилых районах, та наносит прямой вред здоровью людей. Жители микрорайонов с электростанциями открытого типа, как у Сибзавода, в прямом смысле слова работают на свое лечение. Не зря там построено столько клиник. Не менее опасно и наличие в микрорайонах газгольдеров. Администрации придется решать вопрос использования земель, которые раздали ресурсникам.
Мягко говоря, наши органы управления не отличаются достаточным уровнем профессионализма. К сожалению, наши замечания при принятии генерального плана не были учтены. Современные люди, что хотят велодорожки, чтобы на каждой улице шел трамвай. На заре молодости я сталкивалась с проектированием тяговой подстанции трамвая – это масштабные земляные работы, переустройство коммуникаций (которых теперь стало еще больше!), прокладка бесшумных рельсов (а ближе 30 метров к жилью их класть нельзя по закону) и так далее. Как при таких условиях можно было догадаться заложить трамвайные пути на Красном пути в Омске?!
Маршрутная сеть и транспортная схема – разные вещи. Не могут руководители пассажирских предприятий, к которым прислушивается администрация города, рассуждать о столь глобальных вещах, как второе! Однако к профессиональным советам наши органы власти не любят прислушиваться. Зачем им лишние хлопоты?!
Валерий МАЙОРОВ, руководитель Лесной Академии Евразии: «Берега Иртыша в Омске сплошь урбанизированы, что сильно бьет по состоянию реки»:
— На нашем огромном континенте, на немыслимо больших площадях безостановочно развивается глобальное евразийское опустынивание – от Атлантики до Тихого океана. Центр опустынивания представляют три самые крупные страны Евразии: Китай, Казахстан, Россия. Это планетарная беда, которую должно помогать ликвидировать мировое сообщество, крупные фонды и корпорации, состоятельные люди – нужна техника, строительные материалы, продукты для природозащитных работ. Промедление подобно смерти! На границе России и Казахстана находится географический центр континента, начинается пляска пустынь, растет евразийская Сахара, способная перерасти африканскую в два-три раза. Это приведет к разбалансировке климата, от которой планета вряд ли оправится.
Центральное место в российском опустынивании занимает юг Западной Сибири во главе с Омской областью. Иртыш теряет многоводность и может стать прерывистым в средней своей части, превратившись в цепочку соленых озер. Если не предпринять экстренные меры, это может произойти в ближайшее десятилетие! От Семипалатинска до Омска на расстоянии более 2000 км у Иртыша нет ни одного живого притока ни на левом, ни на правом берегу – все высохли, нет ни кустика, ни деревца для защиты от сухих ветров, от интенсивной солнечной радиации. Омь, Камышловка давно прерывисты, они и следующие притоки – Оша и Тара должны получить статус планетарной значимости как перспективные водно-лесные защитные крепости на пути прохождения жары и суховеев с юга, начиная с Индии, Аравийского полуострова.
Берега Иртыша в Омске сплошь урбанизированы, покрыты дачными, сельскими поселениями, коттеджами. Городская прописка уже вплоть до Усть-Заостровки. К Иртышу почти нигде не подойти! Урбанизация сильно бьет по состоянию реки.
Только на Старой Московке больше десяти крупнейших котлованов, на которые не обращают внимания. А сколько таких по городу? Наверное, сотня наберется. Это объекты культурно-оздоровительного значения, легкие Омска! Почему они стоят как пустыри?!
Ранее выступление было доступно только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 2 ноября 2022 года.