Заключение
о результатах экспертно-аналитического мероприятия
по вопросу предоставления земельных участков для строительства
с предварительным согласованием мест размещения объектов в период 2013 года
г. Омск 08.09.2014
Часть 2
11. распоряжением департамента архитектуры от 29.10.2013 № 2834-р принято решение о предварительном согласовании места размещения торгового комплекса с кафе севернее строения № 100 А по ул. 22-го Декабря заявителю – Пятецкому Ю.Б., тогда как после осуществления публикации в газете «Третья столица» № 36 (774) от 25.07.2013 о возможном предоставлении земельного участка для строительства, поступило обращение от юридического лица – ООО «КД-Стройсервис» (№ Вх-ДАГ/5519 от 15.08.2013), о заинтересованности в предоставлении земельного участка по ул. 22 Декабря для строительства торгового комплекса с кафе.
Ответ департамента архитектуры на данное обращение содержит только сведения о том, в каких официальных источниках средств массовой информации размещается информация об аукционах, проводимых Администрацией города Омска.
Несмотря на наличие данного обращения, департаментом архитектуры была завершена процедура выбора земельного участка в порядке ст. 31 ЗК РФ, тогда как его предоставление должно было осуществляться в порядке п. 4 ст. 30 ЗК РФ без предварительного согласования места размещения объекта, т.е. путем проведения торгов.
Согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной распоряжением департамента архитектуры от 27.08.2013 № 2103-р, ориентировочная площадь земельного участка, предоставляемого для строительства, составила 6200 кв.м.
В случае проведения департаментом архитектуры мероприятий, направленных на подготовку участка для реализации его на аукционе, в бюджет города Омска (при средней стоимости продажи 1 кв.м земельных участков на аукционе – 554,8 руб./кв.м) могли поступить денежные средства от продажи данного земельного участка ориентировочно в размере 3 439,8 тыс.руб.
12. распоряжением департамента архитектуры от 19.07.2013 № 1645-р принято решение о предварительном согласовании места размещения станции юных техников севернее строения № 2 по ул. Садовая заявителю – Яровому В.Н.
Выбор данного участка для строительства осуществлялся департаментом архитектуры по обращению Главного управления по земельным ресурсам Омской области от 25.05.2012 № 0402/5520 на основании заявления Ярового В.Н. На заседании комиссии по градостроительству и землепользованию на территории города Омска 15.06.2012 принято решение о возможном предоставлении участка для строительства в порядке ст. 31 ЗК РФ.
После осуществления публикации в газете «Третья столица» № 54 (723) от 18.10.2012 о возможном предоставлении земельного участка для строительства в департамент архитектуры поступили 2 обращения лиц, заинтересованных в предоставлении данного земельного участка для строительства, в том числе:
— ООО «Инвест-капитал» (№ Вх-ДАГ/5996 от 22.10.2012);
— ИП Горбачев Л.В. (вх. № 2848 от 26.10.2012).
По данным обращениям департамент архитектуры предложил обратиться в Главное управление по земельным ресурсам Омской области, поскольку участок входит в состав земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Письмом (Исх. № 0402/13099 от 16.11.2012) Главное управление по земельным ресурсам Омской области уведомило департамент архитектуры о том, что в связи с заинтересованностью нескольких лиц в предоставлении земельного участка севернее строения № 2 по ул. Садовая, его реализация будет осуществляться с аукциона и просило направить соответствующие документы в Главное управление по земельным ресурсам Омской области.
Кроме того, Главное управление по земельным ресурсам Омской области повторно направило запрос в департамент архитектуры (Исх. № 0402/13915 от 05.12.2012) с просьбой о предоставлении документов для реализации земельного участка севернее строения № 2 по ул. Садовая с аукциона в связи с заинтересованностью нескольких лиц.
Оформленные документы (в том числе акт о выборе земельного участка) письмом от 05.02.2013 № 09/1048 были направлены департаментом архитектуры в Главное управление по земельным ресурсам Омской области, однако в связи с ликвидацией последнего Указом Губернатора Омской области от 07.02.2013 № 17 пакет документов был возвращен в департамент архитектуры для дальнейшего принятия решения.
Письмом от 18.04.2013 № ИсхОГ-ДАГ/792 департамент архитектуры уведомил заявителя Ярового В.Н. о том, что в связи с заинтересованностью нескольких лиц в предоставлении земельного участка севернее строения № 2 по ул. Садовая для строительства, в соответствии с принципами земельного законодательства, а также необходимостью соблюдения гарантий недопущения ограничения, устранения конкуренции, департаментом архитектуры начата работа по подготовке документов для реализации вышеуказанного земельного участка с аукциона.
Несмотря на наличие нескольких заинтересованных лиц и уведомления заявителя о том, что предоставление участка будет осуществляться на аукционе, департаментом архитектуры была завершена процедура выбора земельного участка в порядке ст. 31 ЗК РФ, принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе. Пояснения департаментом архитектуры о причине изменения позиции не представлены.
Согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной распоряжением департамента архитектуры от 17.12.2012 № 2035-р, ориентировочная площадь земельного участка, предоставляемого для строительства, составила 929 кв.м.
В случае проведения департаментом архитектуры мероприятий, направленных на подготовку участка для реализации его на аукционе, в бюджет города Омска (при средней стоимости продажи 1 кв.м земельных участков на аукционе – 554,8 руб./кв.м) могли поступить денежные средства от продажи данного земельного участка ориентировочно в размере 515,4 тыс.руб.
13. распоряжением департамента архитектуры от 18.02.2013 № 150-р принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта товарного рыбоводства и аквакультуры западнее строения № 1 по ул. Мостоотряд заявителю – ООО «Бородино», при наличии обращений нескольких заинтересованных лиц.
Информирование населения о возможном строительстве данного объекта в официальном печатном издании органов местного самоуправления города Омска (газета «Третья столица») проведено департаментом архитектуры дважды: в 2012 году (№ 61 (730) от 29.11.2012) и 2013 году (№ 6 (744) от 14.02.2013).
После осуществления публикаций о возможном предоставлении земельного участка для строительства в департамент архитектуры поступили 2 обращения лиц, заинтересованных в предоставлении данного земельного участка для строительства, в том числе:
— физического лица Устяна А.А. (вх. № ДАГ-ОГ/226 от 31.01.2013) — на публикацию в еженедельнике «Коммерческие вести» № 49 от 12.12.2012;
— ООО «Экопромполис» (вх. № Вх-ДАГ/1234 от 25.02.2013) — на публикацию в газете «Третья столица» № 6 (744) от 14.02.2013.
При этом необходимо отметить, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе, принято департаментом архитектуры 18.02.2013 спустя 4 дня после проведения публикации в газете «Третья столица» № 6 (744) от 14.02.2013, в связи с чем обращение заинтересованного лица ООО «Экопромполис», поступившее 25.02.2013, не могло быть учтено при вынесении решения.
Несмотря на наличие обращения Устяна А.А., департаментом архитектуры была завершена процедура выбора земельного участка в порядке ст. 31 ЗК РФ, принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе.
В последствии, через 2 месяца после принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, заявление Устяна А.А. было отозвано в связи с утратой заинтересованности (вх. № ДАГ-ОГ/1026 от 30.04.2013).
Согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной распоряжением департамента архитектуры от 18.02.2013 № 149-р, ориентировочная площадь земельного участка, предоставляемого для строительства, составила 30 000 кв.м.
В случае проведения департаментом архитектуры мероприятий, направленных на подготовку участка для реализации его на аукционе, в бюджет города Омска (при средней стоимости продажи 1 кв.м земельных участков на аукционе – 554,8 руб./кв.м) могли поступить денежные средства от продажи данного земельного участка ориентировочно в размере 16 644,0 тыс.руб.
Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта товарного рыбоводства и аквакультуры западнее строения № 1 по ул. Мостоотряд было принято с нарушением градостроительных условий использования соответствующей территории. Так, согласно ч. 3 ст. 10 Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденных Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201 (далее – Правила), виды использования земельных участков и объектов капитального строительства, не поименованные в статье 42 указанных Правил, являются запрещенными для соответствующей территориальной зоны и не могут быть разрешены, в том числе и по процедурам предоставления специальных разрешений. На момент утверждения акта выбора в перечне видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в территориальных зонах города Омска, приведенных в Таблице № 1 ст. 42 Правил, вид разрешенного использования «объект товарного рыбоводства и аквакультуры» отсутствовал. Кроме того, согласно Карте градостроительного зонирования территорий города Омска, приведенной в приложении № 1 к Правилам, размещение объекта было согласовано на земельном участке, расположенном в границах территориальной зоны Р4-398 (прибрежная зона отдыха), включающей в себя участки территории города Омска, занятые зонами отдыха и предназначенные для массового кратковременного отдыха, для которой размещение объектов товарного рыбоводства и аквакультуры» не предусмотрено.
Решением Омского городского Совета от 23.10.2013 № 166 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденные Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201» были внесены изменения в части выделения из территориальной зоны Р4-398 зоны рыбоводной инфраструктуры (РИ-2500), а также виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства для данной зоны дополнены видом «объекты, необходимые для осуществления аквакультуры (рыбоводства)», что привело к устранению нарушений градостроительных норм.
Также необходимо ответить, что размещение данного объекта не соответствует чертежу планировки территории, расположенной в границах: улица Лукашевича — улица Волгоградская — улица 1-я Любинская — левый берег реки Иртыш в Кировском административном округе города Омска, утвержденному в составе проекта планировки территории, расположенной в границах улица Лукашевича — улица Волгоградская — улица 1-я Любинская — левый берег реки Иртыш в Кировском административном округе города Омска Постановлением Администрации города Омска от 10.09.2010 № 805-п, согласному которому размещение объекта согласовано в границах зоны планируемого размещения прибрежной зоны отдыха с физкультурно-оздоровительными объектами и зоны планируемых зеленых насаждений.
14. В адрес департамента архитектуры обратилось с заявлением от 13.02.2013 № Вх-ДАГ/992 ООО Торговый Дом «Лига» о предоставлении земельного участка для строительства спортивно-оздоровительного комплекса «Городского теннисного центра» по адресу: г. Омск, ул. Челюскинцев, 98/1 (стадион «Энергия»).
Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории утверждена распоряжением департамента архитектуры от 30.04.2013 № 885-р ориентировочной площадью 7629 кв.м.
Земельный участок образован из земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, с кадастровым номером 55:36:040114:287.
Информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении указанного земельного участка произведено путем публикации в газете «Третья столица» № 14 (752) от 04.04.2013. В сообщении отсутствует информация об ориентировочной площади и границах земельного участка.
На указанную публикацию в адрес департамента архитектуры поступило заявление от ООО «КД-Компани» (№ Вх-ДАГ/2216 от 10.04.2013) о возможном предоставлении земельного участка для строительства спортивно-оздоровительного комплекса «Городского теннисного центра» и при наличии аналогичных обращений со стороны других заинтересованных лиц с просьбой подготовить соответствующие документы и организовать проведение аукциона.
Ответ на указанное заявление подготовлен департаментом архитектуры (от 07.05.2013 № 09/4803) не по существу поданного заявления. В частности ответ не содержит информации о возможном или не возможном предоставлении указанного земельного участка на торгах, а лишь указывается, что информация о проведении аукционов размещается в средствах массовой информации, определенных органом местного самоуправления.
В адрес ООО «Торговый Дом «Лига» извещение о том, что размещение испрашиваемого объекта (строительство спортивно-оздоровительного комплекса «Городского теннисного центра») осуществляется без предварительного согласования места размещения объекта и с проведением торгов департаментом не направлялось. Процедура выбора земельного участка департаментом архитектуры не приостановлена.
В нарушение норм земельного и антимонопольного законодательства действия по подготовке материалов для проведения торгов (конкурсов, аукционов) департаментом архитектуры не проведены, распоряжением департамента архитектуры от 04.07.2013 № 1383-р утвержден акт о выборе земельного участка и предварительно согласовано место размещения физкультурно-оздоровительного сооружения (спортивно-оздоровительный комплекс «Городской теннисный центр») по адресу: ул. Челюскинцев, дом 98/1 в ЦАО г. Омска, заявителю ООО «Торговый Дом «Лига».
В случае проведения департаментом архитектуры мероприятий, направленных на подготовку участка для реализации его на аукционе, в бюджет города Омска (при средней стоимости продажи 1 кв.м земельных участков на аукционе – 554,8 руб./кв.м) могли поступить денежные средства от продажи данного земельного участка ориентировочно в размере 4 232,6 тыс.руб.
15. Бережная Ф.Ш. обратилась в департамент архитектуры (вх. № Даг-ОГ/1258 от 28.05.2013) с заявлением о выборе земельного участка предполагаемой площадью 1000 кв.м, расположенного вблизи строения № 2 по улице С. Сейфулина в Кировском АО г. Омска и предварительном согласовании места размещения объекта – административное здание и офисы иных организаций непосредственного обслуживания населения, деятельность которых не оказывает негативного воздействия на окружающую среду и не требует установления санитарно-защитных зон.
Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории утверждена распоряжением департамента архитектуры от 25.07.2013 № 1710-р ориентировочной площадью 437 кв.м. Информирование населения о возможном предоставлении указанного земельного участка произведено путем публикации в газете «Третья столица» № 34 (772) от 18.07.2013.
После публикации информационного сообщения о возможном предоставлении указанного земельного участка для строительства в департамент архитектуры с указанием своей заинтересованности в предоставлении указанного земельного участка обратились Сайфутдинова Л.Ф. (вх. № ДАГ-ОГ/2053 от 14.08.2013) и Карев С.В. (вх. № ДАГ-ОГ/1844 от 22.07.2013).
Департаментом архитектуры действия по подготовке материалов для проведения торгов (конкурсов, аукционов) по указанному земельному участку не осуществлялись, а принято распоряжение о предварительном согласовании места размещения объекта – административное здание и офисы иных организаций непосредственного обслуживания населения, деятельность которых не оказывает негативного воздействия на окружающую среду и не требует установления санитарно-защитных зон вблизи строения № 2 по ул. С. Сейфуллина, утверждающее акт о выборе земельного участка, от 11.09.2013 № 2264-р в отношении заявителя Бережной Ф.Ш.
В случае проведения департаментом архитектуры мероприятий, направленных на подготовку участка для реализации его на аукционе, в бюджет города Омска (при средней стоимости продажи 1 кв.м земельных участков на аукционе – 554,8 руб./кв.м) могли поступить денежные средства от продажи данного земельного участка ориентировочно в размере 242,4 тыс.руб.
16. Министерство имущественных отношений Омской области обратилось в департамент архитектуры (письмо от 30.05.2013 № 08/5174) с просьбой оказать содействие в выборе земельного участка ориентировочной площадью 40 000 — 50 000 кв.м для строительства промышленного объекта и производства, коммунально-складского объекта IV-V классов опасности (машиностроительные) по ул. 2-я Солнечная в Кировском административном округе города Омска, на основании обращения Федерального государственного унитарного предприятия «Омский экспериментальный завод» Российской академии сельскохозяйственных наук.
После очередного обращения Министерства имущественных отношений Омской области от 14.06.2013 № 08/5627 с просьбой проинформировать о результатах рассмотрения направленного ранее обращения департаментом архитектуры в ответ было указано, что на указанный земельный участок поступило обращение о выборе земельного участка от ООО «Агроинновация» (№ Вх-ДАГ/3689 от 17.06.2013) ориентировочной площадью 100 000 кв.м и что в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса РФ департаментом архитектуры начата процедура обеспечения выбора земельного участка для строительства.
Установлено, что на земельный участок в указанных границах было подано обращение физического лица – Скачкова К.А. (от 02.07.2013 вх. № ДАГ-ОГ/1620), о выборе земельного участка для строительства производственного здания (производство пластиковых профилей).
В адрес Скачкова К.А. департаментом архитектуры ежемесячно, в период с июля 2013 года по декабрь 2013 года, были направлены 6 ответов. Первые пять (с июля по ноябрь) содержали информацию о намерениях департамента архитектуры рассмотреть данное обращение. Последнее же, шестое, сообщало о том, что запрашиваемый земельный участок уже предоставлен в аренду и, что в соответствии с пунктом 69 статьи 2 Решения № 131 обеспечить процедуру выбора земельного участка в порядке статьи 31 Земельного кодекса РФ не представляется возможным.
В нарушение норм земельного и антимонопольного законодательства, при наличии множественности претендентов на испрашиваемый участок департаментом архитектуры действия по подготовке материалов для проведения торгов (конкурсов, аукционов) не осуществлялись, а было принято распоряжение от 09.10.2013 № 2588-р о предварительном согласовании места размещения промышленного объекта и производства, коммунально-складского объекта IV-V классов опасности (машиностроительное производство) по улице 2-я Солнечная в Кировском административном округе города Омска ориентировочной площадью 75 138 кв.м, утверждающее акт о выборе земельного участка, заявителю – ООО «Агроинновация».
В случае проведения департаментом архитектуры мероприятий, направленных на подготовку участка для реализации его на аукционе, в бюджет города Омска (при средней стоимости продажи 1 кв.м земельных участков на аукционе – 554,8 руб./кв.м) могли поступить денежные средства от продажи данного земельного участка ориентировочно в размере 41 686,6 тыс.руб.
Из вышеуказанных 17 распоряжений о предварительном согласовании места размещения объектов в декабре 2013 года и феврале 2014 года департаментом архитектуры признаны утратившими силу 13 распоряжений со ссылкой на Решение № 131 и Постановление № 655 (т.е. без учета нарушений норм земельного и антимонопольного законодательства, изложенных выше).
На настоящий момент складывается судебная практика о признании недействительными распоряжений департамента архитектуры о признании утратившим силу распоряжения о предварительном согласовании места размещения объекта. Так, решением Арбитражного суда Омской области от 01.08.2014 по делу А46-7296/2014 признано недействительным распоряжение департамента архитектуры от 27.12.2013 № 3642-р в части признания утратившим силу распоряжения № 2670-р от 15.10.2013 «О предварительном согласовании места размещения магазина товаров первой необходимости по ул. Багратиона в ЦАО г. Омска» (ИП Штукерт Л.В.).
При этом, в рамках судебного процесса не рассматривался вопрос о наличии нескольких претендентов на земельный участок и об обязанности департамента архитектуры осуществить действия по подготовке участка для реализации его на аукционе.
Оставшиеся 4 распоряжения о предварительном согласовании места размещения объектов на настоящий момент являются действующими, в том числе:
— от 18.02.2013 № 150-р (заявитель — ООО «Бородино»);
— от 04.07.2013 № 1383-р (заявитель — ООО «Торговый Дом «Лига»);
— от 11.09.2013 № 2264-р (заявитель — Бережная Ф.Ш.);
— от 09.10.2013 № 2588-р (заявитель — ООО «Агроинновация»).
Кроме того, в 2013 году в департамент архитектуры поступали заявления о заинтересованности в предоставлении земельных участков, в отношении которых была начата процедура выбора в порядке ст. 31 ЗК РФ, но решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающие акт о выборе, не были приняты в связи с принятием Решения ОГС № 131 и Постановления № 655, том числе:
1. по обращениям ООО «Норд Роад» (№ Вх-ДАГ/3261 и № Вх-ДАГ/3259 от 30.05.2013) департаментом архитектуры осуществлялась процедура выбора земельных участков для строительства дома траурных обрядов вблизи Ново-Кировского кладбища по ул. 4-я Лузинская, дом 1 и для строительства дома траурных обрядов вблизи Западного кладбища по ул. Мельничная (на заседании комиссии по градостроительству и землепользованию на территории города Омска 07.06.2013 приняты решения о возможном предоставлении участков для строительства в порядке ст. 31 ЗК РФ). После осуществления публикации о возможном предоставлении участков для строительства в газете «Третья столица» № 36 (774) от 25.07.2013 поступили обращения ООО «Ритуал-Спецсервис» (№ Вх-ДАГ/5537 от 15.08.2013 и № Вх-ДАГ/5538 от 15.08.2013) о заинтересованности в использовании данных участков по целевому назначению и предоставлении их в аренду, в том числе на аукционе, в ответ на которые департаментом архитектуры было только сообщено о том, где размещается информация о торгах, проводимых Администрацией города Омска.
В нарушение действующего земельного и антимонопольного законодательства мероприятия по подготовке документов с целью реализации участков на аукционе ввиду наличия обращений нескольких лиц, заинтересованных в предоставлении участка, департаментом архитектуры не проведены.
Заявитель ООО «Норд Роад» о наличии обращений иных лиц и необходимости проведения торгов не уведомлялся. В декабре 2013 года в адрес ООО «Норд Роад» департаментом архитектуры направлены письма от 19.12.2013 № 09/15240 и № 09/15241 о невозможности принятия решения в соответствии с п. 6 ст. 31 Земельного кодекса РФ со ссылкой на Решение ОГС № 131 и Постановление Омского городского Совета от 20.11.2013 № 655 «Об официальном толковании применения во времени Решения № 131».
Также необходимо отметить, что заявителем ООО «Норд Роад» поданы исковые заявления в Арбитражный суд Омской области о признании незаконным бездействия департамента архитектуры, выразившегося в необеспечении выбора вышеуказанных земельных участков для строительства и об обязании департамента архитектуры в месячный срок обеспечить выбор земельных участков для принятия решений о предварительном согласовании мест размещения объектов (дело № А46-3094/2014 и № А46-3151/2014).
2. по обращению физического лица Пережогина А.В. осуществлялась процедура выбора земельного участка для строительства физкультурно-оздоровительного комплекса по ул. Шаумяна – ул. Труда (вх. № ДАГ-ОГ/1038 от 06.05.2013). На заседании комиссии по градостроительству и землепользованию на территории города Омска 07.06.2013 принято решение о возможном предоставлении земельного участка для строительства в порядке ст. 31 ЗК РФ.
После осуществления публикации о возможном предоставлении участков для строительства в газете «Третья столица» № 36 (774) от 25.07.2013 поступили обращения иных лиц, заинтересованных в предоставлении данного участка, в том числе:
— ООО «КД-Компани» (№ Вх-ДАГ/5532 от 15.08.2013);
— ООО «Региональный землеустроительный центр» (№ Вх-ДАГ/5485 от 13.08.2013).
Кроме того, поступило обращение от физического лица Устяна А.А. о выборе данного земельного участка для строительства крытого физкультурно-оздоровительного сооружения (вх. № ДАГ-ОГ/2256 от 06.09.2013).
Ответы департамента архитектуры на указанные обращения не содержат информации об их рассмотрении по существу, а только сведения о том, где размещается информация о торгах, проводимых Администрацией города Омска.
В нарушение действующего земельного и антимонопольного законодательства мероприятия по подготовке документов с целью реализации участков на аукционе ввиду наличия обращений нескольких лиц, заинтересованных в предоставлении участка, департаментом архитектуры не проведены.
Заявитель Пережогин А.В. о наличии обращений иных лиц и необходимости проведения торгов не уведомлялся. В декабре 2013 года в адрес Пережогина А.В. департаментом архитектуры направлено письмо от 17.12.2013 № Исх-ОГ-ДАГ/1038 о невозможности принятия решения в соответствии с п. 6 ст. 31 Земельного кодекса со ссылкой на Решение ОГС № 131 и Постановление Омского городского Совета от 20.11.2013 № 655 «Об официальном толковании применения во времени Решения № 131».
3. по обращению ООО «ТД «Юнона» (№ Вх-ДАГ/3256 от 30.05.2013) на основании решения комиссии по градостроительству и землепользованию на территории города Омска от 07.06.2013 осуществлялась процедура выбора земельного участка вблизи строения № 52 по просп. Космический для строительства крытого физкультурно-оздоровительного сооружения (спортивные залы, катки, плавательные бассейны, боулинг — центры и т. д).
После осуществления публикации в газете «Третья столица» № 36 (774) от 25.07.2013 о возможном предоставлении данного участка для строительства в департамент архитектуры поступили обращения иных лиц, заинтересованных в предоставлении данного участка, в том числе:
— ООО «КД-Компани» (№ Вх-ДАГ/5531 от 15.08.2013);
— ООО «Региональный землеустроительный центр» (№ Вх-ДАГ/5486 от 13.08.2013).
Ответы департамента архитектуры на указанные обращения не содержат информации об их рассмотрении по существу, а только сведения о том, где размещается информация о торгах, проводимых Администрацией города Омска.
В нарушение действующего земельного и антимонопольного законодательства мероприятия по подготовке документов с целью реализации участков на аукционе ввиду наличия обращений нескольких лиц, заинтересованных в предоставлении участка, департаментом архитектуры не проведены.
Заявитель ООО «ТД «Юнона» о наличии обращений иных лиц и необходимости проведения торгов не уведомлялся. В декабре 2013 года в адрес ООО «ТД «Юнона» департаментом архитектуры направлено письмо от 20.12.2013 № 09/15374 о невозможности принятия решения в соответствии с п. 6 ст. 31 Земельного кодекса РФ со ссылкой на Решение ОГС № 131 и Постановление Омского городского Совета от 20.11.2013 № 655 «Об официальном толковании применения во времени Решения № 131».
4. по обращению ООО «Омск.Сиб.Строй» (№ Вх-ДАГ/349 от 22.01.2013) на основании решения комиссии по градостроительству и землепользованию на территории города Омска от 24.01.2013 осуществлялась процедура выбора земельного участка по ул. Иртышская набережная (между строениями № 2 по ул. Масленникова и № 48/1 по ул. Ленина) для строительства офисов иных организаций непосредственного обслуживания населения, деятельность которых не оказывает негативного воздействия на окружающую среду и не требует установления санитарно-защитных зон.
После осуществления публикации в газете «Третья столица» № 53 (791) от 31.10.2013 о возможном предоставлении данного участка для строительства в департамент архитектуры поступили обращения иных лиц, заинтересованных в предоставлении данного участка, в том числе:
— ООО «Декор-Строй» (№ Вх-ДАГ/8073 от 13.11.2013);
— физическое лицо Карев С.В. (№ ДАГ-ОГ/2775 от 07.11.2013).
Ответы департамента архитектуры на указанные обращения не содержат информации об их рассмотрении по существу, а только сведения о том, где размещается информация о торгах, проводимых Администрацией города Омска.
В нарушение действующего земельного и антимонопольного законодательства мероприятия по подготовке документов с целью реализации участков на аукционе ввиду наличия обращений нескольких лиц, заинтересованных в предоставлении участка, департаментом архитектуры не проведены.
Заявитель ООО «Омск.Сиб.Строй» о наличии обращений иных лиц и необходимости проведения торгов не уведомлялся. В декабре 2013 года в адрес ООО «Омск.Сиб.Строй» департаментом архитектуры направлено письмо от 20.12.2013 № 09/15406 о невозможности принятия решения в соответствии с п. 6 ст. 31 Земельного кодекса со ссылкой на Решение ОГС № 131 и Постановление Омского городского Совета от 20.11.2013 № 655 «Об официальном толковании применения во времени Решения № 131».
5. по обращению физического лица Курбатовой Я.А. (вх. № ДАГ-ОГ/1135 от 16.05.2013) на основании решения комиссии по градостроительству и землепользованию на территории города Омска от 08.08.2013 осуществлялась процедура выбора земельного участка восточнее дома № 3 по ул. Попова для строительства многоэтажного гаража-стоянки.
После осуществления публикации в газете «Третья столица» № 56 (794) от 21.11.2013 о возможном предоставлении данного участка для строительства в департамент архитектуры поступило обращение физического лица Карева С.В. о заинтересованности в предоставлении данного земельного участка, в том числе путем проведения аукциона (вх. № ДАГ-ОГ/3104 от 13.12.2013).
Ответ департамента архитектуры на данное обращение содержит лишь сведения о том, где размещается информация о торгах, проводимых Администрацией города Омска.
В нарушение действующего земельного и антимонопольного законодательства мероприятия по подготовке документов с целью реализации участков на аукционе ввиду наличия обращений нескольких лиц, заинтересованных в предоставлении участка, департаментом архитектуры не проведены.
Заявитель Курбатова Я.А. о наличии обращений иных лиц и необходимости проведения торгов не уведомлялась. В январе 2014 года Курбатовой Я.А. департаментом архитектуры направлено письмо от 09.01.2014 № Исх-ОГ-ДАГ/1135 о невозможности принятия решения в соответствии с п. 6 ст. 31 Земельного кодекса со ссылкой на Решение ОГС № 131 и Постановление Омского городского Совета от 20.11.2013 № 655 «Об официальном толковании применения во времени Решения № 131».
6. по обращению ООО «ЛАЛД» (№ Вх-ДАГ/2874 от 15.05.2013) на основании решения комиссии по градостроительству и землепользованию на территории города Омска от 20.06.2013 осуществлялась процедура выбора земельного участка для строительства лодочной станции в 350м северо-западнее строения по улице Мостоотряд, д. 63/2.
После осуществления публикации в газете «Третья столица» № 34 (772) от 18.07.2013 о возможном предоставлении данного участка для строительства в департамент архитектуры поступило обращение ООО «Декор-Строй» о заинтересованности в предоставлении данного земельного участка, в том числе путем проведения аукциона (№ Вх-ДАГ/5446 от 12.08.2013).
Ответ департамента архитектуры на данное обращение содержит лишь сведения о том, где размещается информация о торгах, проводимых Администрацией города Омска.
В нарушение действующего земельного и антимонопольного законодательства мероприятия по подготовке документов с целью реализации участков на аукционе ввиду наличия обращений нескольких лиц, заинтересованных в предоставлении участка, департаментом архитектуры не проведены.
Заявитель ООО «ЛАЛД» о наличии обращений иных лиц и необходимости проведения торгов не уведомлялся. В декабре 2013 года в адрес ООО «ЛАЛД» департаментом архитектуры направлено письмо от 20.12.2013 № 09/15328 о невозможности принятия решения в соответствии с п. 6 ст. 31 Земельного кодекса со ссылкой на Решение ОГС № 131 и Постановление Омского городского Совета от 20.11.2013 № 655 «Об официальном толковании применения во времени Решения № 131».
7. по обращению физического лица Федотовича В.В. (вх. № ДАГ-ОГ/1507 от 20.06.2013) на основании решения комиссии по градостроительству и землепользованию на территории города Омска от 26.07.2013 осуществлялась процедура выбора земельного участка для строительства коммунально-складского объекта (склад) по улице Комбинатская.
Согласно протоколу заседания комиссии по градостроительству и землепользованию № 10 от 26.07.2013 при рассмотрении обращения Федотовича В.В. (вх. № ДАГ-ОГ/1507 от 20.06.2013) было высказано особое мнение члена комиссии, депутата Омского городского Совета — предложено предоставить данный участок путем проведения аукциона.
После осуществления публикации в газете «Третья столица» № 56 (794) от 21.11.2013 о возможном предоставлении данного участка для строительства в департамент архитектуры поступило обращение от физического лица Карева С.В. о заинтересованности в предоставлении данного земельного участка, в том числе путем проведения аукциона (вх. № ДАГ-ОГ/3103 от 13.12.2013).
Ответ департамента архитектуры на данное обращение содержит лишь сведения о том, где размещается информация о торгах, проводимых Администрацией города Омска.
В нарушение действующего земельного и антимонопольного законодательства мероприятия по подготовке документов с целью реализации участков на аукционе ввиду наличия обращений нескольких лиц, заинтересованных в предоставлении участка, департаментом архитектуры не проведены.
Заявитель Федотович В.В. о наличии обращений иных лиц и необходимости проведения торгов не уведомлялся. В январе 2014 года в адрес Федотовича В.В. департаментом архитектуры направлено письмо от 09.01.2014 № Исх-ОГ-ДАГ/1507 о невозможности принятия решения в соответствии с п. 6 ст. 31 Земельного кодекса РФ со ссылкой на Решение ОГС № 131 и Постановление Омского городского Совета от 20.11.2013 № 655 «Об официальном толковании применения во времени Решения № 131».
8. по обращению физического лица Мироненко Н.А. (вх. № ДАГ-ОГ/1487 от 19.06.2013) с учетом решения комиссии по градостроительству и землепользованию на территории города Омска от 12.07.2013 осуществлялась процедура выбора земельного участка для строительства офисов организаций непосредственного обслуживания населения, деятельность которых не оказывает негативного воздействия на окружающую среду и не требует установления санитарно-защитных зон (объекта бытового обслуживания населения) вблизи строения № 8/2 по ул. Рокоссовского.
После осуществления публикации в газете «Третья столица» № 42 (780) от 22.08.2013 о возможном предоставлении данного участка для строительства в департамент архитектуры поступило обращение от физического лица Карева С.В. о заинтересованности в предоставлении данного земельного участка, в том числе путем проведения аукциона (вх. № ДАГ-ОГ/2455 от 30.09.2013).
Ответ департамента архитектуры на данное обращение содержит лишь сведения о том, где размещается информация о торгах, проводимых Администрацией города Омска.
В нарушение действующего земельного и антимонопольного законодательства мероприятия по подготовке документов с целью реализации участков на аукционе ввиду наличия обращений нескольких лиц, заинтересованных в предоставлении участка, департаментом архитектуры не проведены.
Заявитель Мироненко Н.А. о наличии обращений иных лиц и необходимости проведения торгов не уведомлялся. В декабре 2013 года в адрес Мироненко Н.А. департаментом архитектуры направлено письмо от 19.12.2013 № Исх-ОГ-ДАГ/1487 о невозможности принятия решения в соответствии с п. 6 ст. 31 Земельного кодекса со ссылкой на Решение ОГС № 131 и Постановление Омского городского Совета от 20.11.2013 № 655 «Об официальном толковании применения во времени Решения № 131».
9. по обращению ООО «Транссервис» (вх. № ДАГ/2429 от 18.04.2013) с учетом решения комиссии по градостроительству и землепользованию на территории города Омска от 16.05.2013 осуществлялась процедура выбора земельного участка для строительства школы искусств им. Никаса Сафронова западнее строения № 2 по ул. Короленко.
Необходимо отметить, что по инициативе членов комиссии, депутатов Омского городского Совета, комиссией было принято решение об отложении рассмотрения данного вопроса до внесения изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденные Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201, в части выделения территориальной зоны городской рекреации (Р-1).
Несмотря на решение комиссии, департаментом архитектуры была начата процедура выбора земельного участка.
После осуществления публикации в газете «Третья столица» № 58 (796) от 05.12.2013 о возможном предоставлении данного участка для строительства в департамент архитектуры поступило 2 обращения о заинтересованности в предоставлении данного земельного участка, в том числе:
— ООО «КД-Компани» (вх. № ДАГ/9100 от 19.12.2013);
— ООО «Тесла» (вх. № ДАГ/9362 от 30.12.2013).
Ответ департамента архитектуры на обращение ООО «Тесла» (исх. № 09/184 от 15.01.2014) содержит лишь сведения о том, где размещается информация о торгах, проводимых Администрацией города Омска, тогда как в ответе на обращение ООО «КД-Компани» (исх. № 06/30 от 10.01.2014) указано, что по инициативе депутатов Омского городского Совета ведется работа по внесению поправок в Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденные Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201, формирование пакета документов для предоставления данного участка с аукциона до внесения поправок не представляется возможным.
Мероприятия по подготовке документов с целью реализации участков на аукционе ввиду наличия обращений нескольких лиц, заинтересованных в предоставлении участка, департаментом архитектуры не проводились.
Заявитель ООО «Транссервис» о наличии обращений иных лиц и необходимости проведения торгов не уведомлялся. В декабре 2013 года в адрес ООО «Транссервис» департаментом архитектуры направлено письмо от 20.12.2013 № Исх-ОГ-ДАГ/3062 о невозможности принятия решения в соответствии с п. 6 ст. 31 Земельного кодекса РФ со ссылкой на Решение ОГС № 131 и Постановление Омского городского Совета от 20.11.2013 № 655 «Об официальном толковании применения во времени Решения № 131».
Необходимо отметить, что ООО «Транссервис» обратилось в Арбитражный суд Омской области о признании незаконным бездействия департамента архитектуры, выразившегося в непроведении в установленный законом срок процедуры выбора земельного участка под строительство школы искусств им. Н. Сафронова, западнее строения, имеющего почтовый адрес: ул. Короленко, 2, а также об обязании департамента архитектуры осуществить выбор земельного участка в соответствии со ст. 31 ЗК РФ и принять по результатам выбора решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, либо решение об отказе. Решением Арбитражного суда Омской области от 14.07.2014 (по делу А46-5878/2014) требования ООО «Транссервис» были полностью удовлетворены, в частности признано бездействие департамента архитектуры, выразившееся в непроведении в установленный законом срок процедуры выбора земельного участка, при этом судом сделан вывод о том, что письмо департамента архитектуры от 20.12.2013 № Исх-ОГ-ДАГ/3062, направленное в адрес ООО «Транссервис», не является решением о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта, предусмотренные п. 6 ст. 31 ЗК РФ. Также суд обязал департамент архитектуры осуществить выбор земельного участка и принять по результатам выбора одно из двух решений: решение о предварительном согласовании места размещения объекта либо об отказе в размещении объекта.
Вместе с тем, в суде не рассматривался вопрос о наличии нескольких претендентов на земельный участок и обязанности департамента архитектуры осуществить действия по подготовке участка для реализации его на аукционе. С учетом изложенного, департаментом при выполнении решения суда должно быть принято решение об отказе в размещении объекта по процедуре выбора земельного участка в порядке ст. 31 ЗК РФ, поскольку его предоставление должно осуществляться в соответствии с п. 4 ст. 30 ЗК РФ на торгах.
По всем 10 вышеуказанным земельным участкам на настоящий момент мероприятия по подготовке пакета документов с целью реализации их на аукционе департаментом архитектуры не проводились. В департамент имущественных отношений Администрации города Омска для организации и проведения аукциона пакеты документов не направлялись.
Исходя из площади земельных участков (согласно утвержденным схемам расположения земельных участков на кадастровом плане территории) и средней стоимости продажи 1 кв.м земельных участков на аукционе, при реализации данных участков на торгах поступления в бюджет города Омска могли составить 18 842,1 тыс.руб. (Приложение № 2).