Заключение
о результатах экспертно-аналитического мероприятия
по вопросу предоставления земельных участков для строительства
с предварительным согласованием мест размещения объектов в период 2013 года
г. Омск 08.09.2014
Часть 4
2.7. Различные подходы к рассмотрению заявлений о предоставлении земельных участков
При осуществлении процедуры выбора земельных участков для строительства департаментом архитектуры применяются различные подходы к рассмотрению заявлений о предоставлении земельных участков:
1. Так, по двум обращениям Рыбина А.В. от 17.01.2012 и ООО «ВЕГА» от 15.06.2012 на один и тот же земельный участок, южнее строения № 2 по ул. Волгоградская в КАО г. Омска для строительства магазина товаров первой необходимости даны противоположные ответы.
Комиссией по градостроительству и землепользованию на территории города Омска 29.02.2012 по обращению Рыбина А.В. принято решение: «Возможно в порядке ст. 31 ЗК РФ», а по обращению ООО «ВЕГА» 20.07.2012 принято решение: «Размещение объекта не соответствует утвержденному проекту планировки, региональным нормативам градостроительного проектирования по Омской области».
Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории южнее строения № 2 по улице Волгоградская в Кировском административном округе г. Омска утверждена распоряжением департамента архитектуры от 23.05.2012 № 670-р, ориентировочной площадью 1150 кв.м.
В нарушение п.п. 11 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ, ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ, не принимая во внимание обращение ООО «ВЕГА», департаментом архитектуры принято распоряжение от 31.07.2012 № 1159-р «О предварительном согласовании места размещения магазина товаров первой необходимости южнее строения № 2 по улице Волгоградская в Кировском административном округе города Омска» заявителю Рыбину А.В.
В феврале 2013 года департаментом архитектуры дополнительно утверждены схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории южнее строения № 2 по ул. Волгоградская в КАО г. Омска в трех вариантах (распоряжение от 19.02.2013 № 154-р). По третьему варианту земельный участок образован из земельного участка с кадастровым номером 55:36:110110:4254, сформированным Рыбиным А.В. по распоряжению департамента архитектуры от 31.07.2012 № 1159-р.
Одновременно с этим департаментом архитектуры подготовлено распоряжение от 19.02.2013 № 171-р «Об отказе Обществу с ограниченной ответственностью «ВЕГА» в размещении магазина товаров первой необходимости южнее строения № 2 по улице Волгоградская в Кировском административном округе города Омска», указывая на наличие уже имеющегося решения о предварительном согласовании размещения объекта, согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории (вариант 3), утвержденной распоряжением департамента архитектуры от 19.02.2013 № 154-р.
В случае проведения департаментом архитектуры мероприятий, направленных на подготовку участка для реализации его на аукционе, в бюджет города Омска (при средней стоимости продажи 1 кв.м земельных участков на аукционе – 554,8 руб./кв.м) могли поступить денежные средства от продажи данного земельного участка ориентировочно в размере 638,0 тыс.руб.
2. На обращение ООО «ДЖАСТ ФИТ ЛАЙФ» о выборе земельного участка для строительства крытого физкультурно-оздоровительного сооружения (спортивный зал, плавательный бассейн) и физкультурно-оздоровительного сооружения открытого типа (теннисный корт, спортивная площадка, хоккейная площадка, ролледром) по адресу ул. Бульварная, 2 А (вх. № Вх-ДАГ/1310 от 27.02.2013) департаментом архитектуры дан ответ (Исх. № 06/2954 от 22.03.2013), что запрашиваемый земельный участок находится в границах участка 55:36:090205:3208, находящегося в муниципальной собственности и предназначенного для размещения футбольного поля стадиона «Луч». Согласно протоколу совещания у заместителя Мэра города Омска от 21.06.2011 на территории стадиона «Луч» предполагается строительство центра Самбо им. Пушницы, заказчиком строительства является департамент строительства Администрации города Омска, в связи с чем, по вопросам строительства физкультурно-оздоровительных сооружений на рассматриваемой территории рекомендовано обратиться в данное структурное подразделение Администрации города Омска.
При этом, в мае 2013 года по обращению физического лица Пережогина А.В. о выборе земельного участка для строительства физкультурно-оздоровительного комплекса в районе дома по ул. Бульварная, д. 2 (вх. № ДАГ-ОГ/1039 от 06.05.2013) департаментом архитектуры была начата процедура выбора земельного участка для строительства в порядке ст. 31 ЗК РФ. Предполагаемое место размещения объекта (территория стадиона «Луч») полностью идентично месту размещения, указанному в заявлении ООО «ДЖАСТ ФИТ ЛАЙФ». Рассмотрение вопроса о строительстве объекта по заявлению Пережогина А.В. состоялось на заседании комиссии по градостроительству и землепользованию на территории города Омска 16.05.2013, по результатам которого принято решение о возможном предоставлении участка в порядке ст. 31 ЗК РФ без учета особого мнения членов комиссии – депутатов Омского городского Совета, предлагавших в предоставлении участка по процедуре выбора отказать.
В декабре 2013 года департаментом архитектуры в адрес заявителя Пережогина А.В. направлено письмо (Исх. № ОГ-ДАГ/1039 от 25.12.2013) о невозможности завершения процедуры выбора земельного участка (принятия решения в соответствии с п. 6 ст. 31 ЗК РФ) для строительства крытого физкультурно-оздоровительного сооружения (физкультурно-оздоровительного комплекса) по ул. Бульварная,2 в связи с тем, что Решением ОГС № 131 в перечень случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах включено строительство физкультурно-оздоровительных сооружений крытого и открытого типа (п. 15 ст. 2), а также с учетом положений Постановления Омского городского Совета от 20.11.2013 № 655 «Об официальном толковании применения во времени Решения № 131». Заявителю предложено остановить работы по получению санитарно-эпидемиологической экспертизы и согласованию с ОАО «Омский аэропорт».
При наличии нескольких заинтересованных лиц мероприятия по подготовке материалов для проведения торгов (конкурсов, аукционов) по данному участку департаментом архитектуры не проводились.
Согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной распоряжением департамента архитектуры от 09.08.2013 № 1953-р, площадь участка, планируемого к предоставлению для строительства, составила 7 400 кв.м.
В случае проведения департаментом архитектуры мероприятий, направленных на подготовку участка для реализации его на аукционе, в бюджет города Омска (при средней стоимости продажи 1 кв.м земельных участков на аукционе – 554,8 руб./кв.м) могли поступить денежные средства от продажи данного земельного участка ориентировочно в размере 4 105,5 тыс.руб.
3. ООО «Норд Роад» дважды обратилось в департамент архитектуры с одним и тем же заявлением о выборе земельного участка с видом разрешенного использования – «крематорий и дома траурных обрядов» площадью 200 000 – 250 000 кв.м, предполагаемое место размещения земельного участка – в юго-восточной части кадастрового района 55:36 (№ Вх-ДАГ/1777 от 21.03.2013 и № Вх-ДАГ/1973 от 01.04.2013). Согласно прилагаемым к заявлениям схемам расположения испрашиваемый земельный участок расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:200103:54 на территории Ново-Южного кладбища по Черлакскому тракту.
Заседанием комиссии по градостроительству и землепользованию на территории города Омска от 18.04.2013 принято решение о возможном предоставлении участка в порядке ст. 31 ЗК РФ.
Письмом (Исх. № 09/6907 от 01.07.2013) департамент архитектуры обратился в Муниципальное предприятие города Омска «Комбинат специальных услуг» (далее – МП «КСУ») о том, что департаментом архитектуры ведется оформление исходно-разрешительных документов для строительства крематория и дома траурных обрядов на территории Ново-Южного кладбища и просьбой о согласовании изъятия части территории, ориентировочной площадью 7,0 га, из земельного участка с кадастровым номером 55:36:200103:54, площадью 520095 кв.м., находящегося в муниципальной собственности и предоставленного в аренду сроком на 10 лет МП «КСУ» под кладбище. На обращение департамента архитектуры МП «КСУ» направило ответ о том, что не возражает против выделения части территории из земельного участка, находящегося в аренде предприятия, для строительства крематория и дома траурных обрядов.
Таким образом, несмотря на обременение земельного участка правами третьих лиц, что является основанием для отказа в выборе земельного участка, департаментом архитектуры осуществлялись мероприятия по выбору земельного участка с целью последующего принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта (сбор технических условий, информирование населения и пр.).
Информирование населения о возможном предоставлении данного земельного участка для строительства проведено в газете «Третья столица» № 53 (791) от 31.10.2013 с указанием места размещения объекта: «трасса М-51 в Ленинском административном округе города Омска».
В период осуществления выбора данного земельного участка для ООО «Норд Роад» в департамент архитектуры обращались следующие лица:
— ООО «Память» (вх. № Вх-ДАГ/3477 от 06.06.2013) о выборе земельного участка на территории города Омска для строительства ритуального комплекса «Некрополис-Парк», включающего крематорий, площадью не менее 35 000 кв.м. В ответ на которое департаментом архитектуры сообщено (Исх. № 06/7135 от 04.07.2013), что в соответствии с Градостроительным кодексом РФ формирование земельных участков для строительства осуществляется в соответствии с утвержденной градостроительной документацией: генеральным планом, правилами землепользования и застройки и проектами планировки, на основе документов государственного кадастра недвижимости. Также в письме указано, что согласно схеме расположения кладбищ и крематориев, выполненной в составе Генерального плана муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденного Решением Омского городского Совета от 25.07.2007 № 43, предусмотрено перспективное размещение крематория по Русско-Полянскому тракту вблизи западного кладбища и Постановлением Администрации города Омска от 30.09.2010 № 887-п зарезервирован сроком на 7 лет земельный участок площадью 20 000 кв.м. по Русско-Полянскому тракту в районе Западного кладбища для муниципальных нужд для целей строительства крематория. Других земельных участков, где в соответствии с градостроительной документацией предусмотрено перспективное размещение крематориев, на территории города Омска не имеется.
В ноябре 2013 года ООО «Память» повторно обратилось в департамент архитектуры (вх. № Вх-ДАГ/7771 от 05.11.2013) о возможности предоставления земельного участка для строительства кремационного комплекса, но с указанием месторасположения земельного участка: по трассе М-51 в Ленинском административном округе г. Омска (в отношении которого осуществлялся положительный выбор для ООО «Норд Роад»). В ответе департамента архитектуры на данное обращение (Исх. № 06/14511 от 03.12.2013) указано, что размещение объектов капитального строительства на территории города Омска осуществляется в соответствии с регламентами, установленными правилами землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденными Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201 (далее — Правила). В связи с тем, что «кремационный комплекс» не поименован в статье 42 Правил, такой вид разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является запрещенным (ст. 10 Правил). Кроме того, указано, что в соответствии с Решением ОГС № 131 предоставление земельных участков для строительства крематория осуществляется исключительно на торгах. В связи с чем, с учетом изложенного, обеспечить процедуру выбора земельного участка для строительства кремационного комплекса в соответствии с требованиями законодательства не представляется возможным.
— ООО «Фортуна» (№ Вх-ДАГ/3785 от 18.06.2013) с заявлением о выборе земельного участка для строительства крематория и дома траурных обрядов на территории кладбища (зона СН1-1291) в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:200103:54, предполагаемый размер участка — 10 Га. На протяжении 2 месяцев после подачи заявления департаментом архитектуры готовился вопрос о возможности использования земельного участка для строительства для рассмотрения на заседании комиссии по градостроительству и землепользованию на территории города Омска. Согласно протоколу заседания комиссии от 22.08.2013 принято решение о невозможности размещения объекта в связи с наличием на запрашиваемом участке прав третьих лиц (земельный участок с кадастровым номером 55:36:200103:54, находящийся в муниципальной собственности, имеющий вид разрешенного использования – земли специального назначения под кладбище, предоставлен в аренду МП «КСУ»). Через месяц департаментом архитектуры подготовлен ответ (Исх. № 06/10718 от 13.09.2013) о том, что вопрос о возможности использования земельного участка рассмотрен на заседании комиссии и в настоящее время обеспечивается процедура выбора земельного участка в порядке ст. 31 ЗК РФ, по результатам которого будет принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта либо об отказе в размещении объекта. Учитывая решение комиссии департаментом архитектуры должно быть принято решение об отказе в размещении объекта, вместе с тем, в нарушение п. 6 ст. 31 ЗК РФ указанное решение не было принято. В декабре 2013 года в адрес заявителя направлено письмо (Исх. № 09/15183 от 18.12.2013) о том, что в связи с тем, что Решением ОГС № 131 в перечень случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах включено строительство крематория и дома траурных обрядов (п. 67, 68 ст. 2), а также с учетом положений Постановления Омского городского Совета от 20.11.2013 № 655 «Об официальном толковании применения во времени Решения № 131», принятие решения в соответствии с п. 6 ст. 31 ЗК РФ не представляется возможным.
Также необходимо отметить, что согласно письму МП «КСУ», направленному в департамент архитектуры (вх. № Вх-ДАГ/6236 от 10.09.2013), предприятие возражало против выделения ООО «Фортуна» части территории из земельного участка 55:36:200103:54 для строительства крематория и дома траурных обрядов, ввиду занятости участков под существующие захоронения.
— физическое лицо Кошкин А.В. с заявлениями о выборе земельного участка на территории Ново-Южного кладбища (в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:200103:54) для строительства ритуального комплекса в рамках проекта «Омский крематорий» (крематория) площадью от 5 га до 7 га (вх. № ДАГ-ОГ/2795 от 12.11.2013) и для строительства крематория и колумбария площадью 7 га (вх. № ДАГ-ОГ/2796 от 12.11.2011). В ответ на указанные обращения (Исх. № ОГ-ДАГ/2795 и № ОГ-ДАГ/2796 от 10.12.2013) департаментом архитектуры сообщено, что в соответствии с Решением ОГС № 131 предоставление земельных участков для строительства крематория и колумбария осуществляется исключительно на торгах. Согласно сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области земельный участок с кадастровым номером 55:36:200103:54 площадью 520095 кв.м. находится в собственности муниципального образования город Омск и предоставлен в аренду МП г. Омска «КСУ» с 06.06.2012 на 10 лет (права третьих лиц). В связи с чем, формирование испрашиваемого земельного участка для строительства крематория и колумбария в соответствии с требованиями законодательства для реализации с аукциона не представляется возможным.
Исходя из вышеизложенного, при наличии обращений нескольких лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства крематория на территории Ново-Южного кладбища, департаментом архитектуры осуществлялся выбор для одного заявителя — ООО «Норд Роад», при том, что согласно ответам департамента архитектуры на обращения иных лиц строительство крематория в указанном месте нарушает положения утвержденной градостроительной документации, а также права третьих лиц.
Кроме того, после осуществления публикации о возможном предоставлении участка для строительства в газете «Третья столица» № 53 (791) от 31.10.2013 поступило обращение еще одного лица, заинтересованного в предоставлении земельного участка – Карева С.В. (вх. № ДАГ-ОГ/2780 от 07.11.2013), которое не было рассмотрено по существу (в ответе департамента архитектуры указаны только официальные средства массовой информации, утвержденные для размещения информации об аукционах).
При наличии нескольких заинтересованных лиц мероприятия по подготовке материалов для проведения торгов (конкурсов, аукционов) по данному участку департаментом архитектуры не проводились.
В декабре 2013 заявителю ООО «Норд Роад» департаментом архитектуры направлено письмо (Исх. № 09/15247 от 19.12.2013) о невозможности принятия решения в соответствии с п. 6 ст. 31 ЗК РФ со ссылкой на Решение ОГС № 131 и Постановление Омского городского Совета от 20.11.2013 № 655 «Об официальном толковании применения во времени Решения № 131».
Согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной распоряжением департамента архитектуры от 21.06.2013 № 1260-р, площадь участка, планируемого к предоставлению для строительства, составила 70 016 кв.м.
В случае проведения департаментом архитектуры мероприятий, направленных на подготовку участка для реализации его на аукционе, в бюджет города Омска (при средней стоимости продажи 1 кв.м земельных участков на аукционе – 554,8 руб./кв.м) могли поступить денежные средства от продажи данного земельного участка ориентировочно в размере 38 844,9 тыс.руб.
4. Главное управление по земельным ресурсам Омской области на основании заявления ООО «АГАТ и К» от 17.05.2011 вх. № 02-02/723 обратилось в департамент архитектуры (письмо от 02.06.2011 № 02-02/5051) с просьбой обеспечить выбор земельного участка для строительства гостиницы (2 этажа) с предполагаемым местом расположения участка в 850 метрах по направлению на северо-восток относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: 644123, бульвар Архитекторов, д.1/3, площадью участка – 23000 кв.м.
В адрес Главного управления по земельным ресурсам Омской области департаментом архитектуры направлено письмо от 02.03.2012 № 06/2021 с информацией о возможности использования земельного участка по указанному адресу для строительства гостиницы в порядке статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденными Решением ОГС от 10.12.2008 № 201, данный земельный участок расположен в территориальной зоне объектов административно-делового и общественного назначения ОД1-216.
Публикация информационного сообщения о возможном предоставлении земельного участка для строительства гостиницы в 850м северо-восточнее строения №1/3 по бульвару Архитекторов в Кировском административном округе г. Омска произведена департаментом архитектуры в газете «Третья столица» от 22.03.2012 № 12 (681).
После публикации указанного информационного сообщения Главное управление по земельным ресурсам Омской области обратилось с письмом от 25.05.2012 № 0402/5556 с указанием заинтересованности нескольких лиц о формировании вышеуказанного земельного участка и с просьбой подготовить исходно-разрешительные документы для последующего предоставления земельного участка посредством аукциона.
В ответ на указанное письмо департаментом архитектуры в Главное управление по земельным ресурсам Омской области направлено письмо от 29.06.2012 № 06/7274 с указанием, что сформировать земельный участок в 850 м северо-восточнее строения № 1/3 по бульвару Архитекторов в Кировском АО г. Омска для строительства гостиницы для последующей реализации участка на аукционе не представляется возможным по причине несоответствия размещения объекта утвержденной градостроительной документации, с приложением градостроительного заключения о градостроительных условиях использования земельного участка № 688-оа от 26.06.2012.
В данном заключении указано, что участок расположен в зоне ограниченного использования земельных участков – в водоохраной зоне, а часть участка находится в границах водного объекта (р. Иртыш).
Кроме того указано, что размещение объекта капитального строительства «гостиница» не соответствует:
— статье 55 Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утв. Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201, в части невозможности соблюдения ограничения использования земельного участка, расположенного в зоне экологических ограничений – не обеспечивается свободный доступ к водному объекту и его береговой полосе, установленной Водным кодексом РФ;
— Проекту планировки территории, расположенной в границах: улица Лукашевича – улица Волгоградская – улица Конева – левый берег реки Иртыш в КАО г. Омска, утвержденному постановлением Администрации города Омска от 10.09.2010 № 805-п. В материалах по обоснованию указанного проекта планировки размещение гостиницы на данном земельном участке не предусмотрено.
В связи с чем, размещение гостиницы на испрашиваемом земельном участке в 850 м. северо-восточнее относительно строения 1/3 по бульвару Архитекторов в КАО г. Омска недопустимо.
Несмотря на подготовку отрицательного градостроительного заключения, департаментом архитектуры была продолжена работа по обеспечению выбора земельного участка для ООО «АГАТ и К».
В рамках обеспечения выбора земельного участка ДАГ выполнены запросы:
— письмо в МПЭП г. Омска «Омскэлектро» от 20.03.2012 № 10/2638 на получение технических условий и информации о плате за подключение к электрическим сетям (ответ МПЭП г. Омска «Омскэлектро» от 17.04.2012 № ТУ-ОЭ/А-10071/12);
— письмо в ОАО «Омскводоканал» от 25.10.2012 № 10/12340 на получение технических условий и информации о плате за подключение к сетям водоснабжения и водоотведения гостиницы (ответ ОАО «Омскводоканал» от 19.11.2012 № 05-06/3856/12);
— письмо в Управление ГИБДД полиции МВД России по Омской области от 20.03.2012 № 10/2640 на получение технических условий на выполнение мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения при проектировании гостиницы в 850 метрах северо-восточнее строения № 1/3 по ул. Б. Архитекторов в КАО (ответ УГИБДД полиции МВД России по Омской области от 29.03.2012).
Кроме этого, по заказу департамента архитектуры ООО «Центр независимых экспертиз» проведено радиационное обследование земельного участка площадью 20010 кв.м. по адресу: в 850 метрах северо-восточнее строения № 1/3 по Бульвару Архитекторов в Кировском АО г. Омска (протокол радиационного обследования от 09.04.2013 № 361).
На основе кадастрового плана территории от 30.01.2013 № 55/201/13-14275 разработана и утверждена распоряжением ДАГ от 23.05.2013 № 1036-р схема расположения данного земельного участка ориентировочной площадью 8 427 кв.м.
Исходя из вышеизложенного, в нарушение земельного, антимонопольного и градостроительного законодательства распоряжением департамента архитектуры от 13.06.2013 № 1161-р предварительно согласовано место размещения гостиницы и утвержден акт о выборе земельного участка для строительства в 850 м северо-восточнее строения №1/3 по бульвару Архитекторов в Кировском административном округе г. Омска заявителю ООО «АГАТ и К».
В случае проведения департаментом архитектуры мероприятий, направленных на подготовку участка для реализации его на аукционе, в бюджет города Омска (при средней стоимости продажи 1 кв.м земельных участков на аукционе – 554,8 руб./кв.м) могли поступить денежные средства от продажи данного земельного участка ориентировочно в размере 4 675,3 тыс.руб.
5. Аналогичная ситуация сложилась по земельному участку в 580 метрах северо-восточнее относительно жилого дома №1, корп. 2 по бульвару Архитекторов в КАО г. Омска.
Так, Главное управление по земельным ресурсам Омской области на основании заявления Басецкого И.П. от 07.06.2011 № вх. 02-02/822 обратилось в департамент архитектуры с просьбой обеспечить выбор земельного участка (письмо от 24.06.2011 № 02-02/6063) для строительства гостиницы с предполагаемым местом расположения участка в 580 метрах северо-восточнее относительно жилого дома № 1, корп. 2 по бульвару Архитекторов в КАО г. Омска, площадью участка – 20 000 кв.м.
После публикации информационного сообщения в газете «Третья столица» от 22.03.2012 № 12 (681) Главное управление по земельным ресурсам Омской области обратилось с письмом от 25.05.2012 № 0402/5557 с указанием заинтересованности нескольких лиц о формировании вышеуказанного земельного участка и с просьбой подготовить исходно-разрешительные документы для последующего предоставления земельного участка посредством аукциона.
После чего, департаментом архитектуры было подготовлено градостроительное заключение от 26.06.2012 № 687-а «О градостроительных условиях использования земельного участка для предоставления без предварительного согласования места размещения объекта капитального строительства (на торгах)».
В котором указано, что размещение гостиницы на испрашиваемом земельном участке в 580 м северо-восточнее относительно строения № 1/2 по бульвару Архитекторов в КАО г. Омска не представляется возможным, так как размещение данного объекта не соответствует проекту планировки. В соответствии с материалами по обоснованию Проекта планировки территории, расположенной в границах: улица Лукашевича – улица Волгоградская – улица Конева – левый берег реки Иртыш в КАО г. Омска, утвержденного постановлением Администрации города Омска от 10.09.2010 № 805-п, рассматриваемый земельный участок расположен на территории парков, скверов, бульваров, набережной, водного объекта. Размещение объектов капитального строительства на данном участке не предусмотрено.
Несмотря на это, департаментом архитектуры работы по обеспечению выбора земельного участка были продолжены. Распоряжением департамента архитектуры от 01.06.2012 № 726-р утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории ориентировочной площадью 16 005 кв.м для строительства гостиницы в 580 м северо-восточнее относительно строения № 1/2 по бульвару Архитекторов в КАО г. Омска.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Решения № 131 предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Омска и государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории города Омска, для строительства гостиницы (начиная с 29.06.2013) осуществляется исключительно на торгах.
На указанные обстоятельства было указано департаментом имущественных отношений Администрации города Омска (письмо от 20.08.2013 № Вн-ДИО/10973) при согласовании проекта распоряжения департамента архитектуры «О предварительном согласовании места размещения гостиницы в 580 м северо-восточнее относительно строения № 1/2 по бульвару Архитекторов в КАО г. Омска».
В нарушение вышеизложенного, департаментом архитектуры принято распоряжение от 27.08.2013 № 2101-р о предварительном согласовании места размещения гостиницы и утвержден акт о выборе земельного участка для строительства гостиницы в 580 м северо-восточнее относительно строения № 1/2 по бульвару Архитекторов в КАО г. Омска заявителю Басецкому И.П.
В случае проведения департаментом архитектуры мероприятий, направленных на подготовку участка для реализации его на аукционе, в бюджет города Омска (при средней стоимости продажи 1 кв.м земельных участков на аукционе – 554,8 руб./кв.м) могли поступить денежные средства от продажи данного земельного участка ориентировочно в размере 8 879,6 тыс.руб.
2.8. Принятие распоряжений о предварительном согласовании места размещения объектов на основании решений Арбитражного суда Омской области
В 2013 году на основании решений Арбитражного суда Омской области департаментом архитектуры принято 5 распоряжений о предварительном согласовании места размещения объектов, в том числе:
1. По обращению Малиновского В.В. – распоряжение департамента архитектуры от 20.11.2013 № 3079-р «О предварительном согласовании места размещения торгового комплекса вблизи строения № 12 по проспекту Комарова в Кировском административном округе города Омска», ориентировочная площадь 5 981 кв.м. на основании Решения Арбитражного суда Омской области от 25.07.2013 по делу А46-3587/2013 и Постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2013 по делу А46-3587/2013.
Из материалов дела следует, что ИП Малиновский В.В. обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением к департаменту архитектуры с требованием о признании незаконным бездействия, выразившегося в несоблюдении порядка рассмотрения заявления от 05.09.2009 в части отказа в принятии решения в отношении акта выбора земельного участка площадью 5000 кв.м.
Суд констатировал, что земельное законодательство регламентирует последовательность определённых действий по заявлению заинтересованного лица о выборе земельного участка, включающих в себя, в том числе осуществление процедуры выбора земельного участка, заканчивающейся принятием уполномоченным органом одного из решений, предусмотренных пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации:
— решение о предварительном согласовании места размещения объекта;
— решение об отказе в размещении объекта.
Несоблюдение требований закона, выражающееся в отказе в принятии одного из вариантов решения, является незаконным.
Департамент архитектуры, в связи заинтересованностью нескольких лиц в предоставлении испрашиваемого земельного участка, письмом от 22.03.2013 исх. № Исх-ОГ-ДАГ/2136 уведомил Малиновского В.В. об осуществлении подготовки документов на указанный земельный участок для реализации его с аукциона.
При этом, решениями арбитражных судов различных инстанций указанное письмо не рассмотрено как решение об отказе в размещении объекта, а указано на необходимость принять решение предусмотренное пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Несмотря на наличие нескольких заявок на предоставление испрашиваемого земельного участка, департаментом архитектуры отказ в предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта не подготовлен.
Кассационная жалоба на указанные судебные акты департаментом архитектуры не подавалась. В ноябре 2013 года принято распоряжение департамента архитектуры «О предварительном согласовании места размещения торгового комплекса вблизи строения № 12 по проспекту Комарова в КАО г. Омска» от 20.11.2013 № 3079-р, тогда как согласно решению Арбитражного суда Омской области от 25.07.2013 по делу А46-3587/2013 и Постановлению Восьмого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2013 по делу А46-3587/2013 департаментом архитектуры должно было быть принято одно из решений, предусмотренных пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса РФ (либо о предварительном согласовании места размещения объекта либо об отказе в размещении объекта).
Следовательно, ввиду наличия нескольких заявок на предоставление испрашиваемого земельного участка, департаментом архитектуры должно было быть принято решение об отказе в предоставлении земельного участка по процедуре предварительного согласования места размещения объекта и проведены мероприятия по подготовке пакета документов с целью реализации данного земельного участка на аукционе.
В случае проведения департаментом архитектуры мероприятий, направленных на подготовку участка для реализации его на аукционе, в бюджет города Омска (при средней стоимости продажи 1 кв.м земельных участков на аукционе – 554,8 руб./кв.м) могли поступить денежные средства от продажи данного земельного участка ориентировочно в размере 3 318,3 тыс.руб.
2. ООО «Лайт» обратилось в Арбитражный суд Омской области с требованиями признать распоряжение ГУЗР по Омской области от 14.08.2012 № 1940-р «Об отказе обществу в размещении объекта дошкольного образования (художественная школа) юго-восточнее строения № 12 по ул. Крупской в Кировском административном округе города Омска» как не соответствующее законодательству и нарушающее права и законные интересы заявителя (А46-30464/2012).
Из материалов дела следует, что 26.03.2012 ООО «Лайт» обратилось в ГУЗР по Омской области с заявлением о выборе находящегося в государственной собственности земельного участка, расположенного на территории города Омска, и предварительном согласовании места размещения объекта дошкольного образования на 50 мест (художественная школа).
На основании градостроительного заключения департамента архитектуры № 633-ов ГУЗР по Омской области издало распоряжение № 1940-р от 14.08.2012 «Об отказе обществу с ограниченной ответственностью «Лайт» в размещении объекта дошкольного образования (художественная школа) юго-восточнее строения № 12 по ул. Крупской в Кировском административном округе города Омска».
В последующем ГУЗР по Омской области в адрес ООО «Лайт» направило письмо № 0402/11684 от 16.10.2012 в котором разъяснило, что основанием принятия распоряжения № 1940-р от 14.08.2012 послужило то обстоятельство, что размещение объекта дошкольного образования (художественная школа) на испрашиваемом земельном участке не соответствует Проекту планировки территории, расположенной в границах: ул. Лукашевича — ул. Волгоградская — ул. Конева — левый берег реки Иртыш в Кировском административном округе города Омска, утвержденному постановлением Администрации города Омска от 10 сентября 2010 года № 805-п (земельный участок расположен во II жилом районе в зоне проектируемого размещения группы жилой застройки высокой этажности с объектом дошкольного образования на 50 мест), а также региональным нормативам градостроительного проектирования, утвержденным Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области от 30.09.2008 № 22-п.
Решением Арбитражного суда Омской области требования общества с ограниченной ответственностью «Лайт» удовлетворены, а восьмым Арбитражным апелляционным судом решение оставлено без изменения.
Кассационная жалоба на указанное судебное решение департаментом архитектуры не подавалась.
С учетом изложенного, департаментом архитектуры издано распоряжение от 04.12.2013 № 3313-р «О предварительном согласовании места размещения объекта дошкольного образования (художественная школа) по улице Крупской в Кировском административном округе города Омска», ориентировочная площадь 4 900 кв.м.
3. ООО «Лайт» обратилось в Арбитражный суд Омской области с требованиями признать незаконным распоряжение ГУЗР по Омской области от 30.11.2012 № 2665-р «Об отказе Обществу с ограниченной ответственностью «Лайт» в размещении площадок и сооружений для складирования отправляемых и прибиваемых грузов, погрузочно-разгрузочных площадок, коммунально-складских объектов западнее строения № 55/1 по улице 2-я солнечная в КАО г. Омска».
Из материалов дела следует, что на основании заявления ООО «Лайт» ГУЗР по Омской области обратилось в департамент архитектуры с просьбой обеспечить выбор земельного участка для строительства указанного объекта площадью 25000-30000 кв.м.
В ответе департаментом архитектуры указано, что испрашиваемый земельный участок предоставлен третьему лицу. А именно, решением Исполнительного комитета Омского областного Совета народных депутатов от 27.03.1986 № 121 было предложено изъять земельные участки из земель совхозов, колхозов и других госхозяйств и предоставить их Омскому районному энергетическому управлению «Омскэнерго» Минэнерго СССР для строительства ТЭЦ-6.
Однако во время проведения судебного заседания (11.06.2013) департаментом архитектуры и градостроительства Администрации города Омска представлена копия распоряжения Главы городского самоуправления (Мэра) от 05.06.2001 № 592-р о прекращении права пользования АК «Омскэнерго» земельным участком площадью 540 591 кв.м в Северном промузле Кировского административного округа на основании свидетельства на право бессрочного (постоянного) пользования землёй Кр-1-5-3 от 07.10.1992.
Поскольку единственным основанием для отказа в выборе испрашиваемого земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта явилось предоставление земельного участка третьему лицу, а заинтересованным лицом не было представлено доказательств наличия оснований для отказа в размещении испрашиваемых заявителем объектов, судом принято решение о признании незаконным распоряжения Главного управления по земельным ресурсам Омской области от 30.11.2012 № 2665-р.
С учетом изложенного, департаментом архитектуры принято распоряжение от 04.12.2013 № 3312-р «О предварительном согласовании места размещения площадок и сооружений для складирования отправляемых и прибывающих грузов, погрузочно-разгрузочных площадок, коммунально-складских объектов по улице 2-я Солнечная в Кировском административном округе города Омска», ориентировочная площадь 30 000 кв.м.
4. По обращению ООО «Перспектива» – распоряжение департамента архитектуры от 01.11.2013 № 2453-р «О предварительном согласовании места размещения санатория вблизи строения № 66 по улице Куломзинская в Кировском административном округе города Омска», ориентировочная площадь 30 000 кв.м.
Из материалов дела следует, что ООО «Перспектива» обратилась в Арбитражный суд Омской области с просьбой признать незаконным бездействие департамента архитектуры, выразившееся в не обеспечении выбора земельного участка для строительства санатория.
ООО «Перспектива» обратилось в Администрацию города Омска с заявлением об обеспечении выбора земельного участка площадью 30000кв.м. и предварительном согласовании места размещения объекта, для строительства санатория, местоположение которого установлено относительно здания по адресу: город Омск, улица Куломзинская, дом 66.
Департаментом архитектуры в июне 2012 года был дан положительный ответ, известив ООО «Перспектива» о том, что в соответствии с протоколом комиссии по градостроительству и землепользованию на территории города Омска «возможно в порядке статьи 31 ЗК РФ». В последующем департаментом архитектуры были проведены процедуры согласования и получены технические условия. В октябре 2012 года департаментом архитектуры образован земельный участок площадью 30 000 кв.м. из земельного участка находящегося в муниципальной собственности с разрешенным использованием «Для строительства санатория».
Также необходимо отметить, что на предоставление данного земельного участка, испрашиваемого ООО «Перспектива» для строительства санатория, в департамент архитектуры обратилось ООО «Городской парк» (вх. № 6687 от 19.11.2012). Ответом от 06.12.2012 № 09/14278, департамент архитектуры уведомил заявителя о том, что по поручению первого заместителя Мэра города Омска, в соответствии с предложениями департамента имущественных отношений Администрации города Омска осуществляется подготовка документов для реализации данного земельного участка посредством аукциона.
После указанных мероприятий никакого решения департаментом архитектуры не принято, что послужило основанием обращения ООО «Перспектива» в суд.
Судом было указано, что специально уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка или об отказе в размещении объекта. До настоящего времени департаментом архитектуры не принято ни одно из указанных решений, что свидетельствует о бездействии органа исполнительной власти.
Судом принято решение: требования ООО «Перспектива» удовлетворить.
Апелляционная и кассационная жалобы на указанное судебные решение департаментом архитектуры не подавались.
Департаментом архитектуры в октябре 2013 года принято распоряжение «О предварительном согласовании места размещения санатория вблизи строения № 66 по улице Куломзинская в КАО г. Омска» от 01.10.2013 № 2453-р.
В случае проведения департаментом архитектуры мероприятий, направленных на подготовку участка для реализации его на аукционе, в бюджет города Омска (при средней стоимости продажи 1 кв.м земельных участков на аукционе – 554,8 руб./кв.м) могли поступить денежные средства от продажи данного земельного участка ориентировочно в размере 16 644,0 тыс.руб.
5. ООО «УНО» обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконным бездействия департамента архитектуры, выразившегося в необеспечении в установленный законом срок выбора земельного участка для строительства санатория-профилактория с объектами обслуживания по адресу: город Омск, улица Суворова, в КАО г. Омска.
Решением Арбитражного суда Омской области от 29.08.2013 по делу № А46-27340/2012 требования ООО «УНО» удовлетворены в полном объеме, признано незаконным бездействие департамента архитектуры, выразившееся в необеспечении в установленный законом срок выбора земельного участка для строительства санатория-профилактория по улице Суворова в КАО г. Омска.
Кассационная жалоба на указанное судебное решение департаментом архитектуры не подавалась.
Следует обратить внимание, что в обращении ООО «УНО» на выбор земельного участка под строительство оздоровительного комплекса с объектами обслуживания от 24.08.2009 № 04/09 испрашивался земельный участок площадью до 6 тыс.м.кв.
При этом, несмотря на наличие права ДАГ на принятие решения об отказе в размещении объекта, департаментом архитектуры принято распоряжение от 27.12.2013 № 3620-р «О предварительном согласовании места размещения санатория-профилактория с объектами обслуживания по улице Суворова в Кировском административном округе города Омска» и предварительно согласовав место размещения объекта на земельном участке в 9,4 раза превышающем испрашиваемый земельный участок, ориентировочной площадью 56 600 кв.м.
Также необходимо отметить, что в марте 2012 года на предоставление земельного участка, испрашиваемого ООО «УНО» для строительства санатория-профилактория по ул. Суворова, в Администрацию города Омска, а также в департамент архитектуры обратилось еще одно заинтересованное лицо – ООО «ВЕГА» (вход. № 1431 от 27.03.2012). Ответом от 23.04.2012 № 09/4035, а также от 25.04.2012 № 06/4129 департамент архитектуры уведомил заявителя – ООО «ВЕГА» о том, что департаментом архитектуры начата работа по подготовке документов для реализации указанного земельного участка на торгах.
В адрес первоначального заявителя – ООО «УНО» департаментом архитектуры было также направлено письмо от 17.05.2012 № 06/5136 о том, что в департамент архитектуры поступило обращение иного лица с заинтересованностью в предоставлении земельного участка по ул. Суворова и, учитывая, что имеется два заявления от лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка по ул. Суворова, департаментом архитектуры начаты работы по подготовке документов для реализации указанного земельного участка на торгах.
Фактически действия по подготовке документов для реализации данного участка на торгах департаментом архитектуры не осуществлялись, также не были приняты решения о предварительном согласовании места размещения объекта либо об отказе в размещении объекта, что и послужило основанием для обращения в суд обоих заявителей, требования которых были удовлетворены в полном объеме.
Таким образом, в результате бездействия департамента архитектуры, на основании решений судов два участка площадью 56600 кв.м и 70500 кв.м по ул. Суворова подлежат предоставлению по процедуре выбора в порядке ст. 31 ЗК РФ, а не по результатам торгов.
В случае проведения департаментом архитектуры мероприятий, направленных на подготовку участков для реализации их на аукционе, в бюджет города Омска (при средней стоимости продажи 1 кв.м земельных участков на аукционе – 554,8 руб./кв.м) могли поступить денежные средства от продажи данных земельных участков ориентировочно в размере 31 401,7 тыс.руб. и 39 113,4 тыс.руб. соответственно.
Следует отметить, что земельные участки, расположенные по улице Суворова (территория парка им. 30-летия Победы) в соответствии с градостроительной документацией (Правилами землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденными Решением Омского городского Совета от 10.12.2008; проектами планировки и межевания территории, расположенной в границах: Ленинградский проспект – левый берег реки Иртыш – ул. Граничная — ул. Волгоградская – ул. Верхнеднепровская в Кировском административном округе города Омска, утвержденной постановлением Администрации города Омска от 07.08.2012 № 1035-п) находятся в зоне рекреационно-ландшафтных территорий (Р-6), которая включает в себя участки территории города Омска, занятые городскими лесами и иными природными ландшафтами, предназначенные для занятий физической культурой и спортом, а также иного интенсивного использования с максимальным сохранением площади естественного ландшафта. Проектом планировки и межевания строительство санаториев-профилакториев помимо существующих на указанной территории не предусмотрено.
Департаментом архитектуры при осуществлении процедуры выбора земельных участков по заявлениям ООО «Перспектива», ООО «УНО» и ООО «ВЕГА» указанные основания не были учтены.
Всего на основании судебных решений из состава земель данной территории для строительства санаториев-профилакториев по улице Суворова организациям ООО «Перспектива», ООО «УНО» и ООО «ВЕГА» должны быть предоставлены земельные участки, общей площадью 15,71 Га.
2.9. Предложения:
1. В связи с отсутствием порядка совершения ДАГ (должностными лицами) определенных действий, с целью соблюдения Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», обеспечения единого подхода в обеспечении выбора земельных участков и принятию решений о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объектов, а также повышения эффективности использования земельных участков необходимо в возможно короткие сроки разработать и утвердить административный регламент предоставления ДАГ услуги по выбору земельного участка и принятию решения о предварительном согласовании места размещения или решения об отказе в размещении объекта.
2. Не допускать нарушения установленных сроков для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
3. С целью соблюдения принципа сочетания интересов общества и конкретных граждан, а также повышения эффективности реализации прав на земельные участки при наличии заинтересованности нескольких лиц в предоставлении земельных участков обеспечить их предоставление исключительно на торгах.
4. С целью пополнения доходной части бюджета ДАГ в соответствии с действующим законодательством ориентироваться на проведение конкурсных процедур.
5. ДАГ исключить в своих действиях возможность необоснованного применения исключений из общих правил: в возможности необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению должностных лиц ДАГ.
6. Исполнять требования земельного, антимонопольного, градостроительного законодательства, а также Решения № 131.
7. Провести мероприятия по подготовке документов на торги по земельным участкам, по которым была начата процедура выбора в порядке ст. 31 ЗК РФ и приостановлена в связи с принятием Решения ОГС № 131 и Постановления № 655.